“КАРАВАН” уже рассказывал о пробуксовке проекта по реконструкции отрезка республиканской трассы Усть-Каменогорск – Рахмановские Ключи (“Трудный перевал”, № 28 от 3 августа 2018 года). Напомним, документы, необходимые для перевода двух лесных участков в земли транспортных коммуникаций, были направлены в минсельхоз в начале 2017 года и зависли в столичных комитетах и управлениях. Причем без постановления правительства дорожники не вправе нарушить границу лесных земель ни на сантиметр.
Речь о дороге через Осиновский перевал с серпантинами, плохим обзором, крутыми подъемами и спусками, с жутким гололедом и лавинами зимой. Реконструкцию начали как раз для того, чтобы пустить трассу в обход перевала, сделать маршрут более пологим и безопасным. Стройку запроектировали двумя отрезками – с 56-го по 72-й километр и с 72-го по 88-й. Между ними предусмотрен мост длиной 175 метров через речку Пихтовку. По первому участку надо было передать из гослесфонда 24 гектара земли, по второму – 1,5 гектара. В начале 2017 года необходимые документы были переданы на рассмотрение в министерство сельского хозяйства, в комитет лесного хозяйства и животного мира. В течение всего 2018 года они лежали там со статусом “на рассмотрении”. В начале 2019‑го бумаги дополнили картой местности с более высокой детализацией и вновь направили на согласование. И вот месяц назад, 26 июня, правительство наконец приняло необходимое постановление. “Акиму Восточно-Казахстанской области обеспечить предоставление комитету автодорог земельных участков для реконструкции автомобильной дороги республиканского значения Усть-Каменогорск – Зыряновск – Большенарымское – Катон-Карагай – Рахмановские Ключи”, – значится в документе. Опасный участок дороги «Усть-Каменогорск-Рахмановские ключи» будет перестроен
Что теперь? Как рассказали в областном филиале компании “ҚазАвтоЖол”, земли предстоит поставить на баланс республиканского комитета автомобильных дорог, зарегистрировать, оформить для подрядчика разрешение на строительные работы, привлечь лесхоз, чтобы тот очистил участки от леса – а это 5 тысяч деревьев, составить акт...
Словом, все вновь упирается во время.
На уровне области
Как отметили специалисты компании-подрядчика “АБК‑Автодор НС”, если бы работы шли в соответствии с первоначальными плановыми сроками, дорогу достроили бы в этом году, а в 2020-м положили бы асфальт. Теперь же завершение работ отодвинулось минимум на сезон. Только на сооружение сложного горного моста по проекту отведено больше года. По нему скальный грунт, оставшийся от буровзрывных работ на первом отрезке, должен доставляться самосвалами для отсыпки второго. Экологи специально выдвинули такое требование, чтобы не беспокоить природу лишними карьерами и взрывами. Иными словами, пока не появится мост, о завершении второго участка не может быть и речи.
Как же случилось, что лесные территории не были выведены из гослесфонда, а стройка уже стартовала? По словам сотрудников проектного ТОО “Каздорпроект”, по существующему порядку землеустроительная документация разрабатывается после того, как готова проектно-сметная. Перефразируя известное выражение, утром ПСД – вечером землеустройство. И никак не наоборот. При этом на стадии ПСД не было ни намека, что с переводом лесных территорий могут возникнуть какие-то проблемы. На местном уровне лесники сразу дали добро, понимая, какую государственную важность несет дорога. Сметчики в соответствии с Лесным кодексом посчитали ущерб от вырубки деревьев, предусмотрели компенсацию. Всех всё устроило. Считалось, что, пока тянутся тендеры, определяется подрядчик и заключаются договоры, землеустроительный проект успеет в минсельхозе пройти согласование.
История вокруг крупного, важного, долгожданного проекта заставила лишний раз задуматься о целесообразности такого средоточия разрешительных полномочий в столице. Как отметили специалисты-дорожники, если бы решение о переводе земель принималось на уровне области, оно заняло бы не больше года даже с учетом всех утрясок и согласований.
– Правильнее передать такие вопросы на местный уровень, – высказали убеждение в проектном ТОО. – Кому, как не местному акимату, знать свои земли? Согласитесь, если восточноказахстанские лесники дали добро на передачу земель, а местный исполнительный орган согласился их принять, логичнее принимать решение в Усть-Каменогорске.
Несмотря на то что до завершения стройки еще далеко, уже виден масштаб работ. Общая ширина земляной насыпи – 12 метров, ширина дорожного покрытия – 8 метров, и на поворотах для безопасности обочины увеличены до 15–20 метров. Предусмотрены подпорные стенки и полки против осыпей, 19 водопропускных сооружений. К слову, это третий этап реконструкции трассы Усть-Каменогорск – Алтай (бывший Зыряновск), известной еще как Восточное кольцо. В 1990-е был построен 45-километровый участок до села Северное, в 2010 году завершили 10-километровый отрезок практически до подножия перевала. Сейчас осталось реконструировать последние, самые сложные 32 километра.
УСТЬ‑КАМЕНОГОРСК