Опубликовано: 3000

Мелочь какая: министерство по инвестициям и развитию не признает выявленные на миллиарды нарушения

Мелочь какая: министерство по инвестициям и развитию не признает выявленные на миллиарды нарушения Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

За три года министерство по инвестициям и развитию (МИР) использовало неправильно, с нарушением закона или неэффективно почти 16 миллиардов. Счетный комитет нашел все эти нарушения. Министерство их не признает.

Министерство по инвестициям и развитию у нас отвечает за развитие всей промышленности – за машиностроение, химию, фармацевтику, легкую и мебельную отрасли, строительство, энергоэффективность, техрегулирование, геологию и недропользование. Плюс транспорт, ЖКХ и даже продвижение экспорта. Поэтому в МИРе работает сразу 8 комитетов. Судя по отчетам, там нет ни одного комитета, который работал бы без нарушений.

МИР: Наказывать некого

Почти все нарушения, которые нашел Счетный комитет, можно назвать мелочью, не стоящей внимания. Если принять на веру ответы министерства “КАРАВАНУ”. А нарушений было множество. Причем не только в МИРе, но и в его органах на местах, и структурных подразделениях. Между строк письма проглядывает уверенность, что так работает вся система. И менять ее не будут.

Например, в 2016 году по конкурсу на составление проектной документации по изучению баланса и рационального использования подземных вод в СКО был выявлен победитель – РГП “Информационно-аналитический центр геологии и минеральных ресурсов”. “Дочка” МИРа то есть.

Во время проверки оказалось, что РГП не соответствует квалификационным требованиям. Но вот наказать виновного нельзя – решение принимал заместитель председателя комитета, а он уволен по сокращению штатов в прошлом году.

Имя работника и название комитета не указали. Видимо, из тактических соображений. Ответственные работники редко уходят на безответственную должность.

Впрочем, бывает, виновных находят. В 2014 году межрегиональный департамент “Восказнедра” отдал два договора по изучению подземных вод ТОО “Семейгидрогеология”. Как оказалось, с нарушением правил.

Виновным комитет геологии назначил руководителя отдела экономики и бухучета.

Первые руководители, те которые ставят свои подписи под договорами, решениями и заключениями, всегда уходят от ответственности. И в ответе МИРа очень хорошо это показано. Наказывают клерков. Им лепят выговоры, штрафы, предупреждения. Новый министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК не знает, что и сказать про инвестиции и развитие

Лишь раз виноватым оказался первый руководитель республиканского центра геологической информации “Казгеоинформ”. Но и он успел уволиться.

Всего Счетный комитет нашел 10 нарушений по госзакупу. И все по одному комитету – геологии и недропользования. Самому богатому в министерстве, так как все более-менее ценное в Казахстане лежит под землей. А комитет рулит поиском.

МИР: Сейчас работаем по закону

Сильный госорган всегда заходит на чужую грядку. По служебной необходимости. Такая необходимость у комитета геологии возникла 36 раз. Столько геологи искали полезные ископаемые без разрешения местных акиматов. На чужой земле, без документов бурили скважины и шурфы, копали траншеи, выбрасывали десанты специалистов, делали топосъемку и ставили геомаяки.

На все эти работы комитет геологии провел конкурсы, определил победителей – 9 компаний – и отправил их в поле. Как оказалось, это позволяет Закон “О госзакупках”, считают в комитете.

В нем указано, что при закупе работ конкурсная документация должна содержать утвержденную проектно-сметную документацию. А уже в этой бумаге ничего не сказано о том, что поставщик работ должен иметь какие-то там разрешительные документы. Казуистика, в общем.

Множество раз бизнес жаловался в парламент и правительство, что закон должен быть предельно простым, понятным и без двойных-тройных толкований. Вроде бы и систему старшинства законов и кодексов создали.

Но всегда найдется документ – ДСП, который оказывается сильнее и кодекса, и Конституции. И ведь заранее никогда не угадаешь, какую волшебную бумажку вытащит чиновник из портфеля.

Простой человек даже не знает о ее существовании. Но незнание закона не освобождает от ответственности. Глава комитета МИР РК создал ОПГ - Нацбюро

Здесь произошло то же самое: неприкосновенность права собственности закреплена в Конституции. В данном случае на собственность – землю. Но по факту внутренний документ оказался сильнее.

Видимо, понимая это, комитет геологии сделал оговорку: “В настоящее время производство геологоразведочных работ ведется в соответствии с действующим законодательством”. Выходит ли, что комитет признал, что ранее работы велись не по закону? Если признал, то где наказанные?

МИР: Мы – тайна

В структуре МИРа есть очень интересный институт – АО “Казахстанский институт развития индустрии”, КИРИ по-простому.

Из названия видно, что институт этот занимается научным обоснованием индустриального развития: пишет отраслевые программы, оценивает промышленные проекты, переводит мировой опыт индустрии на местные рельсы. И главное – КИРИ разработал Единую карту приоритетных товаров и услуг. Она определяет все те производства, которые государство считает нужными для страны. А значит, будет и поддерживать.

По идее такой интеллектуальный центр должен зарабатывать сам. Ведь у него есть не только вся информация об экономике Казахстана и ее потребностях, но и ученые, которые могут оказывать услуги бизнесу. Кстати, КИРИ является оператором программы “Производительность-2020”. И имеет право оперировать деньгами, выделенными правительством на повышение производительности труда в промышленности. В прошлом году было выделено 90 миллионов тенге.

Ситуация оказалась более прозаичной: в 2015 году из 1 миллиарда тенге доходов 88 процентов КИРИ получил из бюджета. Иначе говоря, он писал программы за министерство под его заказ.

Под это дело проводились исследования и анализ, шли консультации, составлялась Единая карта товаров и услуг. В итоге идея интеллектуального центра вылилась в канцелярию, с которой не может справиться министерство по инвестициям и развитию.

На таком фоне средняя зарплата работников КИРИ даже не кажется высокой – 593 тысячи тенге в 2015 году. Но возникает вопрос: за что тогда получают деньги сотрудники самого министерства, если всю работу они свалили на институт?

У проверяющих доходы институтских работников тоже вызвали вопросы. Оказалось, что зарплаты в институте за 2015 год выросли сразу на 60 процентов. Причина: желание сохранить хороший коллектив.

Кстати, свои зарплаты директорат КИРИ не раскрывает. Оклады всех работников института отнесены к служебной тайне и СМИ не показываются. Эта инструкция утверждена советом директоров этого же института. «Чиновники научились прятать деньги»: эксперт об избирательности всеобщего декларирования в Казахстане

То есть внутри одного из госорганов создана “дочка”, которая выполняет государственный заказ, работает на бюджетные деньги, но не желает раскрывать свои доходы!

МИР: Планы написаны не для вас

Ладно, если бы свою зарплату в КИРИ отрабатывали. Аудиторы обнаружили, что и свои планы институт может менять, как пожелает.

Тогда, в 2015 году, он не смог достигнуть сразу шести показателей, среди которых – “количество отраслевых исследований”, “выработка на каждого сотрудника”, “объем доходов, не связанных с отраслевым госорганом” (МИРом то есть), и “соотношение доходов за счет госзаказа и других заказов”.

Ничего страшного, ответили в министерстве по инвестициям и развитию, недостижение показателей плана развития является констатацией факта, а не нарушением нормативных актов. А институт может вносить корректировки в документы, изменять в сторону уменьшения показатели.

Как оценить эффективность работы института, если он сам себе меняет показатели, когда ему это захочется? Как оценить эффективность вложенных в институт денег? Как тогда оценивать качество всех программ развития промышленности, транспорта и ЖКХ, если их составляет такой институт? Сразу становится понятно, что такие программы заранее делаются резиновыми, чтобы можно было менять цифры.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи