... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

Как “Правительство для граждан” выступило против граждан

04.04.2022

Могут ли государственные органы прекратить выплачивать пенсию, накладывать аресты на имущество стариков, выставлять на торги их жилье?..

Уверена, большинство читателей сейчас крутят пальцем у виска. Я и сама ни за что не поверила бы в этот сюр, если бы не две истории, обрушившиеся на меня за последнюю неделю кипой документов, – как неопровержимое доказательство того, что это происходит прямо сейчас в моем городе.

Большая разница

Михаил ЧАГИЕВ – известный в Караганде юрист. Лет 15 назад я написала несколько убойных материалов, в которых он выступал в качестве эксперта по правовым вопросам, связанным с судебной экспертизой. Да и позже обращалась к нему за консультациями и комментариями. И вдруг…

– В августе 2020 года мне прекратили пенсионные выплаты и по суду взыскали с меня более 5 миллионов тенге, которые я якобы незаконно получал в виде пенсии с 2015 года, – без лишних предисловий изложил суть вопроса мой давний знакомый юрист. – Вот уже полтора года я пытаюсь доказать в судах, что всю жизнь живу в Караганде и получал здесь пенсию по праву, отработав на экономику страны – моей родины. Отработал более 48 лет, из которых 11 лет – в шахтах Караганды.

Многие судьи, которые на протяжении почти 30 лет видели меня на своих процессах в качестве представителя, вдруг согласились с тем, что я все эти годы жил в Ингушетии, и потому пенсионных выплат здесь не заслужил. И всё это – с подачи НАО “Госкорпорация “Правительство для граждан”.

Место рождения Михаила Чагиева – Караганда. После развала СССР, не выезжая из страны, он получил и загранпаспорт РФ, и документы гражданина РК. По его утверждению, на тот момент закон не акцентировал внимание на понятии “двойное гражданство”. После назначения ему пенсии в 2015 году подал заявление в миграционную службу об отказе от казахстанского гражданства, о чем соответствующим образом уведомил уполномоченный орган, назначивший ему пенсию. С 2015 года в Казахстане он проживал по виду на жительство – как любой иностранец, постоянно проживающий на территории страны. И никаких претензий со стороны госорганов к нему не предъявлялось. По утверждению юриста, в одну из своих поездок он зарегистрировался в доме отца в Ингушетии, чтобы получить внутренний паспорт гражданина РФ.

– Когда мне исполнился 61 год, я в очередной раз приехал в Ингушетию, а там меня ждала бумага о том, что мне нужно явиться и сдать документы на получение страховой пенсии (по старости), поскольку в России пенсионный возраст составлял 60 лет. В пенсионном фонде России я сказал, что проживаю и работаю в Казахстане, но их это нисколько не смутило. Мне назначили пенсионные выплаты размером 5 тысяч с чем-то российских рублей.

Спустя 2 года Михаил Чагиев достиг пенсионного возраста в Казахстане и оформил пенсию (по возрасту) по законодательству Казахстана.

Тут – вижу, тут – не вижу

А в 2020 году, проведя сверку с российским пенсионным фондом, НАО “Правительство для граждан” выявило, что Чагиев получает страховую пенсию (по старости) в соседнем государстве.

Чтобы исключить двойную выплату, госкорпорация с августа 2020 года прекратила выплаты карагандинцу пенсии по возрасту, а также подала в суд иск, в котором потребовала возврата выплаченных государством за 5 лет денег – 5 617 033 тенге.

Суд счел доводы уполномоченного органа о проживании Чагиева в Ингушетии состоятельными.

– С тех пор я не имею никаких доходов ни от какого государства, – говорит Михаил Саварбекович. – Пенсионный фонд РФ по Республике Ингушетия по моему заявлению также прекратил выплаты страховой пенсии (по старости) с 1 апреля 2021 года. Карагандинские судебные исполнители наложили арест на предполагаемую долю в квартире, купленной моей супругой для ее племянника, лишившегося родителей в результате взрыва газа в подъезде их дома в Сарани. Доказать правоту в судах разных инстанций пока не удалось. Практически меня лишили гарантированного Конституцией РК права на жизнь, не говоря уж о праве на здоровье. Кстати, из системы ФОМС меня тоже исключили, то есть бесплатные медицинские услуги для меня в РК больше не предусмотрены. Я трачу деньги на обслуживание в частных клиниках при 48-летнем трудовом стаже на моей родине.

Абсурдная ситуция, по мнению Махаила Чагиева, сложилась из-за того, что НАО, возможно, скрыло неудобные для госкорпорации документы.

– Ровно в тот день, когда Казахстан ратифицировал Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза, в котором статьи 6, 7 определяют право трудящихся на одновременное назначение и получение пенсий одного и того же и разных видов в государствах – членах ЕАЭС (от 20 декабря 2019 г.), а именно: 7 декабря 2020 года, суд вынес решение о взыскании с меня суммы выплаченной мне ранее пенсии, – возмущается юрист. – В действующем 1-м Минском соглашении от 1992 года ясно прописано: “Назначение пенсий гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства”, об этом же сказано в статье 12 пенсионного законодательства РК. На момент подачи иска госкорпорация представила суду письмо из пенсионного фонда РФ, которое гласило, что “Чагиев Михаил Саварбекович проживает по адресу: г. Сунжа, ул. Заводская, дом 46”. Но следующее письмо от 05.04.2021 г., которое опровергало сведения первого письма фразой: “Факт проживания указан ошибочно”, НАО скрыло. Так вот, все свои доводы и претензии ко мне в судах НАО “ГК “Правительство для граждан” основывало лишь на первом письме, а суды всех инстанций верили в это безоговорочно. Получается, суды были введены в заблуждение НАО!

В то же время, по словам Михаила Саварбековича, представители НАО в своем заявлении на имя прокурора Карагандинской области о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества в крупном размере указали: “В ходе досудебной подготовки было установлено, что Чагиев постоянно проживает на территории РК”. Эту же информацию подтвердила миграционная полиция. Прокуроры не нашли состава преступления в действиях Чагиева и прекратили досудебное расследование, а вот лишенный пенсии юрист усмотрел в действиях представителей “Правительства для граждан” признаки служебного подлога, фальсификации доказательств и заведомо ложного доноса и 2 месяца назад обратился с заявлением об этом в прокуратуру Карагандинской области. Пока ответа он не получил.

Двойное гражданство

В такую же безвыходную ситуацию попала и 75-летняя карагандинка Татьяна ВЕРЕЩАГИНА. И в ее случае уровень антигуманизма представителей госкорпорации “Правительство для граждан” граничит с цинизмом, поскольку пожилая женщина имеет онкологический диагноз, нуждается в постоянном лечении, еженедельном переливании крови, и лишение ее пенсии в прямом смысле равно смертному приговору.

– Всю сознательную жизнь Татьяна Ивановна жила и работала в Караганде, но ее мать жила в Новосибирской области, – рассказала адвокат женщины Елена ЧИРКОВА. – В 90-х годах моя клиентка подала документы на получение казахстанского удостоверения и, еще не получив его, по советскому паспорту поехала в гости к матери. Там получила российский паспорт. Погостила она непродолжительное время и, вернувшись домой, узнала, что ее казахстанское удостоверение готово. О том, имеет ли она другое гражданство, в паспортном столе женщину никто не спросил, поэтому у нее на руках оказались и российский паспорт, и казахстанское удостоверение.

По словам адвоката, все годы Татьяна Верещагина жила в Караганде по адресу: ул. Ермекова, д. 41, кв. 19. К матери ездила иногда – погостить. "С меня стали удерживать всю пенсию, чувствую себя беспомощной!": единственный источник дохода пенсионерки уходит в бюджет по инициативе налоговиков

– В 2001 году, приехав к матери, моя клиентка узнала, что в России пенсионный возраст ниже, чем в РК, и она в свои 55 лет может подать документы на получение минимальной пенсии, – пояснила Елена Чиркова. – Она воспользовалась этим правом, и ей была начислена какая-то смешная сумма, которую, пока была жива, получала в РФ ее мать.

В 2004 году, по достижении пенсионного возраста – 58 лет, Татьяна Верещагина оформила пенсию в Казахстане.

Приговор без права…

А в 2021 году НАО “ГК “Правительство для граждан” получило сведения из пенсионного фонда РФ о том, что карагандинка получает там ту самую страховую пенсию по старости. Дальше события разворачивались практически так же, как у Михаила Чагиева. НАО прекратило выплату пенсии Татьяне Верещагиной и подало в суд иск, в котором потребовало возместить государству “сумму неосновательного обогащения в размере 12 502 300 тенге”. То есть всю пенсию, что женщина получила с 2004 года.

– Суд первой инстанции согласился с доводами НАО, – говорит адвокат. – Но мы не согласны с логикой госкорпорации. Получается, человек, который всю жизнь прожил в Караганде, работал на благо Казахстана, исправно платил все налоги, не заработал себе пенсию?! Вполне логично было бы, чтобы пенсионный фонд РФ имел материальные претензии к Верещагиной, ведь там она не жила и не работала, но получала пенсионные выплаты. Но Россия просто прекратила выплату, не требуя возврата полученных сумм.

А “Правительство для граждан” решило не просто лишить пенсии тяжелобольную женщину, которая всю жизнь работала на экономику Казахстана, но и наказать ее, взыскав миллионы, как они считают, ущерба.

А как же конституционное право на жизнь и пенсионное обеспечение? А как же Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года? Да, в нем говорится: “При переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предус-мотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера”. Но Верещагина-то никуда не переезжала!

По словам адвоката, собственного жилья у Татьяны Ивановны нет, но практика подобных дел показывает: в подобных случаях доходит до того, что на квартиры стариков накладывается арест с перспективой дальнейшей их продажи с торгов. Адвокат говорит, что слышала даже о случаях депортации.

– К счастью, у Татьяны Ивановны есть сын, который взял на себя заботу о матери и ее полное содержание. Но можно ли назвать правовым государство, которое отказывает смертельно больной старушке в единственном источнике дохода и хочет получить с нее якобы ущерб? – негодует Елена Чиркова. – Единственная наша надежда на вышестоящие судебные инстанции.

КАРАГАНДА