Опубликовано: 1700

Как казахстанские чиновники "охотились" на иностранных инвесторов в Берлине

Как казахстанские чиновники "охотились" на иностранных инвесторов в Берлине Фото - Сергей ТУНИК

Пять презентаций, три претензии, полтора десятка договоренностей о сотрудничестве (детали пока не раскрываются) и вполне реальные планы по приватизации ряда активов в РК – таков итог 9-го заседания Казахстанско-Германского делового совета (КГДС), прошедшего в Берлине.

В столицу ФРГ представители Национального управляющего холдинга “Байтерек” и его “дочек” приехали на охоту. “Добыть” предстояло инвесторов и партнеров, которые бы помогли выполнить программу приватизации на 2015–2017 годы. Похоже, охота удалась. Хотя в ходе встречи принимающая сторона довольно агрессивно атаковала гостей не всегда приятными вопросами. С другой стороны, наверное, это нормально: большой бизнес хоть и предпочитает тишину, но все проблемы должны быть озвучены, непонятные моменты объяснены, недосказанности – досказаны, цифры и сроки – уточнены, а договоренности выполнены согласно подписанным документам.

Минут за десять до начала заседания директор по регионам Восточной Европы Восточного комитета германской экономики (есть в ФРГ такая контора) Мартин ХОФФМАН в двух словах пояснил мне необходимость этой встречи:

– Большие инвесторы переосмысливают сегодня сложившуюся ситуацию в мировой экономике и свою стратегию. Экспорт товаров из Германии становится слишком дорогим. Лучше производить продукцию и услуги на местах – там, где это дешевле. Это уже мировая тенденция. Надо просто внимательнее изучить, где лучше правовая защищенность инвестиций, ценовые преимущества, устойчивость валюты и другие факторы. Казахстан подходит для этих задач.

Открывая встречу, сопредседатель КГДС Петер ТИЛЬС, широко улыбнувшись, сказал, что “в Казахстане созданы благоприятные условия для инвестиций и есть интересные программы, в частности “Нурлы жол”, направленные на развитие конкуренции. И это позволит сегодня вести разговор предметно”.

“Предметно” пошло сразу. Заместитель председателя правления “Байтерека” Ляззат ИБРАГИМОВА, вкратце пояснив собравшимся, что такое холдинг и для чего он создан, не стала скрывать подноготную: “Мы ищем стратегических инвесторов для наших проектов. Да, пока вынуждены привлекать китайских, это десятки миллиардов долларов. (В этот момент два немецких кандидата в инвесторы за столом напротив тревожно переглянулись. И почти синхронно начали отбивать степ правыми ногами. Занервничали из-за конкурентов? – Авт.). Но мы надеемся, что вы нас услышите. Начну с наиболее привлекательного актива – Жилстройсбербанка Казахстана”…

Представители Bausparkasse Schwabisch Hall – вероятные инвесторы – согласно закивали головами и многозначительно переглянулись (позже один из них сказал мне в кулуарах заседания, что ЖССБК – очень хороший актив. И сделал многозначительную паузу).

А дальше на возможных партнеров рухнул девятый вал предложений. Речь шла о металлургии, машиностроении, химии, логистике, выпуске одежде и обуви (в Казахстане, оказывается, обувь вообще не производят. Ежегодно импортируем 80 миллионов пар!), сельском хозяйстве, нефти и газе… Немцы едва успевали записывать позиции, которые выглядели для них самыми вкусными. А когда управляющий директор KaznexInvest Ерлан МУРАТОВ перечислил льготы и преференции для “долгоиграющих” инвесторов (всего 52 пункта), те чуть ли не хором заголосили: давайте всё это отдельно обсудим!

Картинка с натуры

Глава представительства Дойчебанка в Казахстане и председатель Ассоциации иностранных инвесторов в РК Ульф ВОКУРКА лично расставлял стулья опоздавшим участникам заседания, не забывая прикладывать палец к губам: не шумите, сейчас самое интересное говорят.

Но это был не последний “пирожок на полке”. Уровень зарплат в Казахстане, как это ни прискорбно признавать, сегодня ниже, чем в Китае. Значит, открывать у нас производство уже выгоднее. Второе: рынок ЕАЭС, который подразумевает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочих рук, насчитывает более 180 миллионов потребителей. Не считая юридических лиц. Трасса Западная Европа – Западный Китай позволяет перемещать грузы посуху всего за 13–15 дней, тогда как морской путь – за 43–45. Плюс дешевая электроэнергия и сотни тысяч квадратных метров пустующих производственных площадей…

Как и ожидалось, после окончания встречи начались двусторонние переговоры. Похоже, охота удалась.

Справка “КАРАВАНА”

НУХ “Байтерек” создан указом Президента страны для поддержки инноваций и предпринимательства, продвижения экспорта продукции отечественных компаний, решения социально ориентированных задач государства.

 

Алматы– Берлин – Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи