Опубликовано: 8400

Цены на бензин в Казахстане могут вырасти уже в мае

Цены на бензин в Казахстане могут вырасти уже в мае

Цены на бензин вырастут. Скорее всего, в мае. И запустят инфляцию

Главная причина будущего роста цен на ГСМ – повышение цен в России. Как известно, Казахстан зависит от поставок высокооктанового бензина с севера. Поэтому рост цен там отразится на рынке у нас здесь.

– Рост цен на бензин до конца этого года будет в пределах индекса потребительских цен, но превышать не будет, будет даже ниже. Ожидаем, что рост составит порядка 5 процентов, – сказал заместитель министра финансов РФ Юрий ЗУБАРЕВ на минувшей неделе.

Сегодня ГСМ в России стоит ощутимо дороже, чем у нас. Средняя цена литра бензина Аи-92 на заправках – 35,5 рубля. Это примерно 154 тенге. В Казахстане – 125 тенге. Разница на 29 тенге объясняется разной структурой цены и величиной налогов. Тем не менее плюс 5 процентов означает повышение цен от 5 до 15 тенге за литр.

Причина роста, считает аналитик нефтегазового рынка Сергей СМИРНОВ, – дефицит топлива на розничном рынке РФ. Вернее, нежелание крупных ее производителей переходить на новые стандарты. С июля 2015 по январь 2016 года Россия должна была полностью перейти на оборот топлива класса 5 (Евро-5). Но этого не получилось. Треть крупнейших НПЗ России, а это 15 заводов, не успели модернизировать свое производство под новый стандарт. В результате кабинет министров Федерации перенес срок перехода на год. До 1 июля 2016 года.

– В принципе, российские НПЗ более или менее завершали переход на Евро-5. Не был исполнен второй этап плана – увеличение глубины переработки до 92–95 процентов. Сейчас эти работы затормозились из-за девальвации рубля, – пояснил Сергей Смирнов. – Большая часть оборудования для НПЗ производится за рубежом. Цена на него выражается обычно в долларах или евро. Цена в рублях выросла в 2 раза. Эта разница должна быть переложена на потребителя только за счет цены.

Кроме этого, с января 2015 года Москва проводит большой налоговый маневр, напомнил аналитик:

– Власти снизили экспортную пошлину, но в ответ повысили акциз. По идее этот маневр должен был стимулировать нефтепереработку для того, чтобы продавать больше нефтепродукты, а не сырую нефть. Но он задумывался, когда цены на нефть были высокими. С тех пор они сильно упали. С 1 марта снизили экспортную пошлину на 24 процента. Это стимулирует рост поставок за рубеж. Это три фактора, которые повлияют на повышение цены.

Министерство энергетики РК пока не видит предпосылок для увеличения цен на ГСМ в Казахстане.

– Уровень цены на ГСМ в Казахстане определяется по уровню оптовых цен на ГСМ в России. В целом, мы сейчас не видим предпосылок в ближайшие месяцы для какого-либо увеличения, – сказал вице-министр энергетики РК Асет МАГАУОВ на брифинге в Астане.

Аналитик Сергей Смирнов также считает, что пока в Казахстане нет оснований для роста цен. Дефицит топлива в России станет ощутимым в апреле. Значит, в мае его эффект сыграет и у нас. Связь простая: НПЗ РК не способны обеспечить топливом весь рынок страны. Порядка 40 процентов высокооктановых сортов бензина мы завозим из России. Поэтому оптовая цена там остается главным ориентиром для розничной цены здесь.

Причина зависимости также проста: владелец и совладелец трех отечественных НПЗ – национальная компания “КазМунайГаз” – регулярно проваливает все программы по модернизации своих заводов. Последние 10 лет Президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ каждый год поднимает вопрос о возможности строительства четвертого НПЗ и ликвидации дефицита. В конце концов, наша страна добывает 80 миллионов тонн нефти в год, и обеспечить собственный рынок топливом должно быть делом чести. Однако КМГ упорно настаивает на расширении производства на существующих НПЗ.

Действующая программа модернизации НПЗ, одобренная в 2009 году, предполагала, что в 2016 году все наши заводы должны пройти реконструкцию, увеличить переработку с 14,5 миллиона до 18,5 миллиона тонн нефти в год, производство автомобильных сортов бензина – более чем в два раза. За счет этого в стране должен был быть переизбыток топлива, обещал в прошлом году генеральный директор АО “КазМунайГаз – переработка и маркетинг” Данияр ТИЕСОВ. Но этого не произошло. Более того, в стране снова отложен переход на стандарт Евро-3, который уже не производится даже в России. Мы до сих пор пользуемся “грязным” Евро-2.

Если в прошлые годы КМГ исправно приносил стране доход, то с падением цен на нефть эта компания приносит убытки. Все основные финансовые показатели компании ухудшились. Чистый убыток за 2015 год составил 500 миллиардов тенге. И все эти потери отнесены собственникам компании.

– В таких условиях кто даст кредит КМГ на модернизацию НПЗ? То есть их модернизация снова откладывается, – считает Смирнов.

– Рост цен на ГСМ является одним из тех движущих моментов, которые подстегивают инфляцию. И это будут не прогнозируемые 6–8 процентов, а больше, – рассказал “КАРАВАНУ” директор НИИ инновационной экономики Магбат СПАНОВ. – Правительство сокращает сферу применения тенге, дает возможность банкам спекулировать на этом. В результате в экономику поступает все меньше и меньше денег, которые нужны для поддержания ликвидности. Сдерживая инфляцию, оно сокращает денежную массу. В результате не проявляются положительные стороны инфляции, не придается толчок к развитию производства. Напротив, экономическая активность снижается, так как денег не хватает.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи