Опубликовано: 1600

Вся власть народу?

Вся власть народу?

Создание местного самоуправления (МСУ) - это не просто очередной шаг к демократии, МСУ - это фактическая власть народа. Как создать новую власть в Казахстане? И как процесс шел за рубежом?

Подобные вопросы стали главными на международной конференции "Правовое обеспечение создания местного самоуправления в Республики Казахстан". "Общее мнение всегда отстает от людей, что идут впереди", - говорил в свое время французский писатель и политический деятель Мишель де Монтень. И действительно, кто как не люди знают все о своих нуждах и возможностях - именно в этом ключе чаще всего начинаются разговоры о местном самоуправлении. "Акимы иерархически подчинены снизу вверх, это обуславливает их независимость от потребностей граждан. Они не знают, как и зачем нужно завоевывать поддержку общественности", - отметила на конференции посвященной местному самоуправлению Меруерт Махмутова, директор Центра анализа общественных проблем. Система местного государственного управления не несет ответственности перед населением за уровень и качество услуг. Маслихаты также оторваны от повседневных нужд граждан". Именно эти недостатки местного государственного управления возбуждают разговоры о необходимости появления новой власти. Согласно проведенному на конференции ликбезу - местные органы самоуправления не подчиняются государству. Они вольны сами принимать все необходимые решения относительно проблем в своем регионе (в которых, как предполагается, они разбираются лучше всего). Но что самое важное, МСУ имеют все необходимые полномочия и средства, которые могут распределять по своему усмотрению. Доходы МСУ формируются в частности из следующих источников: - часть налогов территории (оговоренная законом); - коммерческие операции; - местные сборы (согласие на сборы и дополнительные налоги получается только через референдум); - субсидии государства. При этом государство вмешивается только при нарушении закона и в рамках закона. Как считает Меруерт Мухмутова, местные самоуправление дает такие преимущества, как: более эффективное использование ресурсов, более эффективное предоставление услуг, но что самое главное, МСУ будет означать "участие народа в процессе принятия решений". По мнению гостя конференции Марины Масловой (Институт экономики города, г.Москва), местные органы самоуправления позволят раскрыть огромный потенциал, который существует в отдельно взятой местности. Действующая Конституция Казахстана (1995г.) признает наряду с государственным управлением также и местное самоуправление, создавая тем самым законодательную основу для его создания. "Однако, - отмечает госпожа Махмутова, - за прошедшие 11 лет эта возможность, в силу различных причин, так и осталась нереализованной". Спикеры конференции апеллировали к европейскому опыту, где МСУ создавалось в несколько этапов - каждый последующий этап предусматривал появление нового уровня местных органов самоуправления. На примере Польши и Чехии этот процесс занял в среднем 12-13 лет, начиная с 1990 года. Сегодня в Чехии существуют два уровня территориального самоуправления: в муниципалитетах (первичная территориальная единица) и в регионах (высшие территориальные единицы). В Польше их три: муниципалитеты (гмины), округа (поветы) и регионы (воеводства). Однако принципиально важно, что никакого подчинения между ними нет. МСУ по-прежнему ответственны только перед народом, а не перед вышестоящими органами. "Аргументом для введения именно такой организационной структуры было создание сильных регионов, которые могли бы разрабатывать и внедрять стратегии развития, принимая во внимание специфику каждого из них." (из коллективной монографии под редакцией Рафала Станека, "Польский путь децентрализации"). Как отметил, Михаил Иллнер, Департамент региональных и местных исследований Института социологии Академии наук Чешской республики, наряду с достоинствами органов местного самоуправления существует и ряд проблем связанный с их существованием. В частности: - финансовая дисциплина местного самоуправления (для контроля финансов МСУ вводится жесткий аудит со стороны государства, но только на уровне рекомендаций); - частые конфликты интересов в деятельности местных политиков и администраторов местного управления; - финансирование регионального самоуправления и др. С подобными проблемами может столкнуться и Казахстан. Уже сейчас много говорят, в частности, о дублирование полномочий МСУ и Акиматов, что может стать благодатной почвой для многочисленных конфликтов. Новый законопроект о местном самоуправлении в Казахстане (уже третий по счету) предлагает структуру управления МСУ, которая состоит из двух частей: Кенес, избираемый населением соответствующей административно-территориальной единицы и Тор-ага - лицо, избираемое Кенесом из числа его членов или членов местного сообщества. Именно Тор-ага является главой местного органа власти. Изначально МСУ предполагается создавать в малых городах и селах. Уже на первых этапах начнется передача части государственного имущества в собственность органов местного самоуправления. Как отметил Аманжол Нурмаганбетов (член Рабочей группы по формированию местного самоуправления Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демографических реформ в РК): "МСУ будут переданы широкие полномочия, государство не будет вмешиваться, но будет оказывать помощь". Кроме того, по его словам, МСУ будут создаваться "добровольно и не в рамках всех страны". Вызывает активные споры и другое положение законопроекта, которое предусматривает отсутствие у МСУ собственного бюджета. По мнению экспертов, это ограничивает возможности органов местного самоуправления и повышает их зависимость от государства. Как считает Меруерт Махмутова, реформы направленные на создание местных органов самоуправления нужно начинать с изменений в Конституции, а уже потом создавать законы. В связи с этим г-жа Махмутова предложила следующие этапы реформ: - принять Госпрограмму и внести изменения в Конституцию; - На первом этапе выборы сельских маслихатов; - На втором - выборы Акимов сельского уровня. Введение собственного Бюджета МСУ; - На третьем этапе избрание районных и областных маслихатов и Акимов районного уровня. А пока остается ждать решения Парламента по новому законопроекту и надеяться, что в ближайшем будущем и в нашей стране будет полноценно функционировать власть народа.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи