Опубликовано: 1600

Вспоминая заветы Ильича….

Вспоминая заветы Ильича….

Оканчивая школу, все мы мечтали и мечтаем о перспективном будущем, любимой работе и творческих успехах. И перед каждым из нас в этот момент стоят одинаковые задачи и вопросы, главный из которых: с чего начинать свою будущую карьеру?

Прежде всего, нужно запомнить, что успешная карьера зависит не только от правильно сделанного выбора будущей профессии, но в большей степени от того, как этой самой профессией пользоваться. Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше других. То есть сегодня, чтобы быть успешным и востребованным специалистом в любой сфере общественной жизни, человеку необходимо быть на полкорпуса впереди остальных. Стремление быть первым - вот главный двигатель прогресса. Независимо от того, какую специальность выберет потенциальный абитуриент, обязательное условие для каждого - знать о глобальных переменах, происходящих в системе высшего образования Казахстана. Раньше было проще Когда получали аттестаты о среднем образовании наши родители, система была простая: отучился в институте, получил диплом, и уже дипломированный специалист. Если нравилось заниматься наукой, значит, надо было закончить аспирантуру и получить ученую степень кандидата наук. Дальше отучиться в докторантуре и получить ученую степень доктора наук. Если выпускник уходил на производство в соответствии с полученной в высшем учебном заведении специальностью, и не занимался поиском научных истин, то чтобы построить свою карьеру ему не обязательно было учиться где-то еще. Сегодня ситуация другая Анализ развития системы высшего и послевузовского образования ведущих стран мира свидетельствует о том, что наиболее распространенной и признанной является трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат - магистратура - докторантура Ph.D. Данная модель практикуется в университетах США и большинства стран Европы. Она является наиболее гибкой и эффективной, обеспечивает академическую мобильность и востребованность выпускников в быстро меняющихся условиях рынка труда. В связи с этим, в 1999 году в Болонье 29 стран подписали Декларацию о своем участии в процессе создания единого образовательного пространства. Согласно этой Декларации в Европе должна быть построена единая структура высшего образования, принята система сопоставимых степеней, способствующая облегчению академического и профессионального признания курсов, степеней и обеспечению возможностей трудоустройства выпускников во всех европейских странах. Сегодня к Болонскому процессу присоединились более 40 стран. В ближайшее время, будем надеяться, Казахстан так же вступит в состав продвинутых Болонских стран. Для нашей страны развитие науки и образования становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности экономической системы, способом занять достойное место на региональном и мировом уровнях, укрепить государственность и развивать национальные интересы. Согласно Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы сегодня происходит трансформация высшего и послевузовского профессионального образования в трехступенчатую модель: бакалавриат - магистратура-докторантура. Давайте рассмотрим каждую ступень более внимательно. Бакалавриат - начало к восхождению Срок обучения в бакалавриате составляет 4 года, за исключением некоторых специальностей с особыми требованиями к специалисту (медицина). Весь курс обучения в бакалавриате разделен на три компонента: обучение общеобразовательным, базовым и профилирующим дисциплинам. Обучение общеобразовательным дисциплинам необходимо для приобретения общего высоко-интеллектуального уровня развития, овладения грамотной и развитой речью, гуманитарной культурой мышления и навыками научной организации труда. Содержание этого компонента максимально унифицировано, то есть одинаково для всех ВУЗов. Студенты изучают общеобразовательные дисциплины на первых двух курсах бакалавриата. Целью обучения базовым дисциплинам является создание условий для развития творческого потенциала, инициативы и новаторства. Подготовка по дисциплинам базового компонента начинается обычно уже со второго курса и продолжается на третьем и четвертом. Целью обучения профилирующим дисциплинам является формирование конкурентоспособности выпускников на рынке труда, обеспечение возможности для максимально быстрого трудоустройства по специальности, выбора студентами индивидуальных программ в области образования и профессиональной компетентности. Обычно внутри каждого ВУЗа существует целая система специально направленных служб, которая анализирует конъюнктуру рынка труда, востребованность тех или иных специальностей, на основе анализа выделяет приоритетные направления подготовки специалистов, и только потом разрабатывает учебные курсы. Это позволяет формировать студентам свою индивидуальную траекторию обучения, в зависимости от склонности к какой-либо дисциплине. По окончании обучения студент проходит государственную аттестацию, то есть сдает государственный комплексный экзамен, защищает дипломную работу. И после этого ему присваивается академическая степень бакалавра в той или иной области. Вспоминая заветы Ильича…. Первоначально магистрами в средневековой Европе называли главу духовно-рыцарского католического ордена. Сегодня магистратура утратила свое изначально-мифическое понимание, превратившись во вторую ступень специально-образовательного процесса. После окончания бакалавриата, или попросту студенчества, в общем его понимании, можно устроиться на работу или продолжить свое обучение в магистратуре. Образовательные программы магистратуры предусматривают фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по узким направлениям науки. В магистратуре подготовка проводится по двум направлениям: профильная углубленная подготовка - 1 год обучения,
научно-педагогическая подготовка - 2 года обучения
. Профильная подготовка ориентирована на производственно-управленческий, организационно-технологический, проектный виды профессиональной деятельности. Научно-педагогическая подготовка в магистратуре ориентирована на научно-исследовательский и педагогический виды профессиональной деятельности. Курс обучения в магистратуре состоит так же из двух компонент: базовые и профильные дисциплины. Магистрант строит свой индивидуальный план под руководством научного руководителя, имеющего ученую степень кандидата наук или доктора наук, активно занимающегося научными исследованиями в данной отрасли. В течение всего времени обучения магистрант занимается научными исследованиями, результаты которых докладываются на научных конференциях и оформляются в итоге в магистерскую диссертацию. Стоит ли учиться в магистратуре, и зачем она вообще нужна? Согласно Государственным общеобразовательным стандартам образования Республики Казахстан человек, имеющий степень бакалавр, может занимать должность специалиста, а человек, имеющий степень магистра - должность ведущего специалиста. Следует отметить, что именно при обучении в магистратуре приобретаются управленческие и организационные навыки. Таким образом, если сегодняшний абитуриент хочет занимать в будущем какую-либо должность, ему нужно будет учиться в магистратуре. И об этом следует задуматься уже сейчас, потому что в магистратуре можно учиться как на договорной основе, так и по государственному заказу (по гранту). Однако, согласно Типовым правилам приема в магистратуру высших учебных заведений Республики Казахстан "не допускаются к приему в число магистрантов по государственному заказу граждане, имеющие общий рейтинговый балл за весь срок обучения на предыдущих ступенях ниже 4,0 (по 5-ти балльной шкале)". Чтобы поступить в магистратуру необходимо сдать не только экзамены по специальности, но и по иностранному языку. Доктора бывают разные…. Следующая ступень - докторантура. Докторантура - это завершающий образовательный уровень подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Срок обучения по докторским программам не менее 3 лет. Тем, кто освоил программу докторантуры и защитил докторскую диссертацию, присваивается академическая степень доктора философии (Ph.D), при освоении профильной докторантуры - доктора по профилю (медицины, музыки, образования, права и т.д.). Докторские программы обеспечат оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью, получение широкой научной, образовательной и методологической подготовки, академическую мобильность преподавателей и научных работников. И, наконец, чтобы наглядно показать дефицит высококвалифицированных управленческих и научных кадров на производстве следует отметить тот факт, то в Костанае - городе с население чуть меньше 350 тысяч человек на сегодняшний день поживает и работает чуть меньше полусотни магистрантов и около полутора десятка докторов разных отраслей. Рисунок сайта tax.rea.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи