Опубликовано: 1400

Вечный тормоз

Вечный тормоз

В обозримом настоящем нашей провинции, почти как в Советском союзе, культуры нет.

Зато есть секс. Но, пардон, культуры секса - нет тоже. Сравнивая две этих составляющие жизни гомо провинцикус, наталкиваюсь на одну общую особенность: Костанай неумолимо гламуризируется (читай: идет в ногу со временем) и... безнадежно культурно тормозит. Аффтар выпей йаду "Потребность в научном коммунизме появляется тогда, когда пропадает вера в то, что коммунизм можно построить, а потребность в гламуре возникает, когда исчезает естесственная сексуальная привлекательность". (В. Пелевин, "EMPIR V"). На днях Костанайский русский театр драмы отметит 85-летие со дня своего основания. Мода же "ходить в театр" ("выходить в свет" - прим. авт.) появилась в Костанае не так давно. Еще каких-то пять-семь лет назад к театральной публике относились ученики средней школы (проходящие по программе заданного автора и в целях экономии сил на чтение, ходившие в театр для визуального восприятия классики), а также отдельные ценители театрального искусства - от гнетущей безысходности. Так один из преподавателей современной литературы местного университета, на вопрос ходит ли он в театр с ужасом ответил: - Нет, никогда! Это все равно, что посетить уличный драмкружок. Критиковать - дело неблагодарное. Однако смотреть широко открытыми глазами на дела житейские одного маленького "культурного центра" области пока никто не запрещал. Сегодня в Костанае появилась прослойка, так называемой, "культурной элиты" или, проще говоря, богемы. Что само по себе уже ново. Этот разношерстный и разновозрастной люд имеет характерную особенность: мало кто из них (по правде сказать) глубинно вникал в смысл термина "гламур", но в абсолютном своем большинстве уверен, что они - его носители и есть. И на том спасибо. Ведь именно они, на самом то деле, ввели в моду читать не второсортную литературу, типа Донцовой, а письменные излияния более звучащих во всех смыслах авторов (вроде Маркеса, Хайдэггера и враз помолодевшего Коэльо). Девушки гламура - это практически всегда блондинки с шоколадным цветом кожи, а их спутники - метросексуальные люди от 30 и старше, с обязательным наличием маникюра. Но, упаси вас бог, попросить их проанализировать или вычленить главную мысль прочитанного... Тут "аффтар" тихо замолкает. Собственно, само появление "гламура" в нашей провинции вполне объяснимо: состоятельных людей в городе становится больше, а просто ездить на дорогом авто - это, пардон, уже не показатель. Вот и вернулись, как говорится к нашим баранам (да простит меня невинная рогато-копытная живность). Что же получается? На самом деле все мы, образованные, дипломированные и не очень специалисты, уже в 13 прочитавшие Толстого, а в 18 всего Мураками, регулярно ходившие в театр, исключительно по воле души - далеко не "сюррр...". Абсолютно равнодушные к культуре, но бесконечно "cool'"ные люди гламура, как сказал бы один мой интернет-товарищ, "ты рулишь, млин"! За 16 лет распада совкового бытия ни в нашем театре, ни в нашем кино практически ничего не изменилось. Побывавший в конце апреля в нашем городе Народный артист РФ Александр Филиппенко, подметил точно: - Раньше была цензура идеологическая, сейчас - цензура денег! За сим и антракт в студию... Кино - прокатили Начало весны ознаменовалось для костанайцев одним сюрпризом - "кина" в городе больше не будет. Нет будет, конечно же, "в отдельно взятой квартире, 3 на 4", но в его широкоэкранном понимании - увы, нет. Здание кинотеатра (некогда принадлежавшее городу и до 2000 года являющееся памятником Советской архитектуры, а в грустные времена развала - отданное в частные руки) ныне грозит стать новой пластмассовой коробкой именуемой "центр досуга", коих уже в городе пруд пруди. Самый широкий киноэкран страны нынешние хозяева решили убрать вообще. В будущем здесь будут функционировать несколько DVD-залов, для просмотра фильмов, так что город не пострадает, - прокомментировали ситуацию журналистам и горожанам новые владельцы здания. Практически то же самое случилось ровно год назад с единственным в городе выставочным залом. В мае 2006 работы художников со стен зала поснимали, самих художников молча выпроводили. Здание же за несколько дней очистили от прочего "мусора" и закрыли на замок. До сегодняшнего дня, то есть, год спустя, ничего не изменилось. Ни акимат города, ни художники, ни новый собственник бывшего выставочного зала к консенсусу, как говорится, не пришли. На месте "приюта творений художников" так ничего и не появилось. Помещение пустует. А наши художники, как и в 60-е, вновь в глубоком дерьме андеграунде. Секс, "гараж" и рок-н-ролл "Какой пульс времени на самом деле никто знать не может, потому что пульса у времени нет. Есть только редакторские колонки про пульс времени. Но если несколько таких колонок скажут, что пульс времени такой-то и такой-то, все начнут это повторять, чтобы идти со временем в ногу. Хотя ног у времени тоже нет". (В. Пелевин, "EMPIR V") Сейчас модно быть сексуальным и разнузданным. Еще моднее - разнузданно-сексуальным. И даже скорее гомо, чем гетеро. В отличие от мегаполисов, где веяния моды более многообразны и расплывчаты, в провинции любые нововведения в одночасье становятся достоянием города, причем обозримыми. И можно было бы допустить, что этот процесс - есть начало прогресса или новой сексуальной (какой-либо другой, подставьте слово сами) революции, но... Увы. Наша молодежь в большинстве своем пассивна. Она с радостью жует жвачку, подсунутую ей с кабельных каналов, и с легкостью впадает "в струю". Наверное, это и есть тот самый "мейнстрим". Что радует, пока еще жива в провинции субкультура. Культура уличная, полуподвальная, запертая в коморках, но развивающаяся - скупо, по-детски, на скачанных из интернета файлах, переписанных аккордах. Помнится, еще в 90-х, когда тот же рок, потерял статус "гаражного", а новые хиппи с жадностью поглощали арт-пирог открытого Запада, начала формироваться новая культура. Книги, стихи, музыка выползли из подвалов. Довлатов стал модным, несмотря на клише "эмигрант", а Pink Floyd и КИНО - отдельным явлением музыкального постмодернизма. Арбаты стали частью городской культуры. Они же, как зеркало не загнанного в рамки искусства, являлись одним из признаков демократии. В нашем городе, идея создания "уличного творческого мира" с треском провалилась. То ли от несостоятельности самой "творческой элиты", то ли из-за геомагнитных бурь. И как тут не вспомнить анекдот про инженера: "Я изобрел вечный двигатель! -Так почему ж он не работает? - А я снабдил его вечным тормозом…". Изображение с сайта www.rapira.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи