Опубликовано: 1400

Учеба - долгосрочная политика

Учеба - долгосрочная политика

Наконец-то с высокой трибуны августовского педсовета, на котором собрались работники образования южной столицы, прозвучало заявление о том, что надо кончать с перекосами в учебных программах в сторону количества знания.

Пора бы школе всерьез задуматься и о душе ребенка. И тут же, попутно, возник непраздный вопрос: а в состоянии ли современный учитель быть личностью, авторитетом и первым человеком, от которого во многом зависит вся дальнейшая жизнь нынешнего школьника?! Вы - совершенный учитель? Ответить на этот вопрос с пафосом "да" на педсовете не осмелился никто. Слишком много сегодня проблем в системе образования. Правда, Гульмира Истайбекова, директор департамента образования города Алматы называла лучшие школы и детские сады, благодарила за труд и стабильные результаты в образовательной системе отдельные педколлективы, но в целом система "знаний, умений, навыков" подверглась критике. " В школах не хватает учителей. Сказывается текучка кадров. Вроде бы приходит много начинающих педагогов ( в прошлом году в учреждения образования пришло 410 человек), но половина из них ушла из школы, а другая половина, оказывается, совсем не умеет работать ( выбыло за год - 120). На поверку оказывается, что молодые учителя не могут преподавать, не умеют вести школьную документацию, не справляются с воспитательными нагрузками". Это становится серьезной проблемой, решать которую в школьной организации уже поздно. О готовности учителя к школе должны позаботиться вузы. Они же выпускают несостоявшихся учителей, не имеющих практических навыков учительского труда. Поэтому школа, в лице директора департамента образования, посчитала своим долгом предъявить старшему товарищу по образовательному звену повышенные требования к подготовке профессиональных кадров ( Скорее всего требования к профкадрам будут пересмотрены и ужесточены). Ну а чтобы снова не зациклится только на качественных характеристиках учителя, как педагога, Гульмира Истайбекова высказала мысль о том, что хорошо бы ввести творческий конкурс для учителей. Он определял бы: умеет ли педагог любить ребенка или нет? (Мысль для нашего времени насколько желанная, настолько и фантастичная). В России по последним данным психологов, стало известно, что только 18 процентов учителей относятся к детям уважительно. Остальные, увы… При этом, что намерена делать Россия с остальными учителями, никто не знает. Да и сама Россия вряд ли имеет четкий план действий относительно совершенствования душевности черствых педагогов. Чем закончится предложение наших чиновников проверять учителей на человечность - тоже пока не ясно. Но так хочется, чтобы департамент образования города взял, да и разработал критерий учительского учениколюбия. Дабы ориентация на большого человека в маленьком ученике не была голословной. Тогда бы в школе случились реальные перемены. Это уж точно! Самый любимый мозоль Вычленить из школьных проблем самые-самые важные и вынести их на обсуждение августовского педсовета от коллектива учителей было поручено Татьяне Токаревой, директору казахстано-российской гимназии. Оказалось, что среди многих трудностей школе сложнее всего пережить свою финансовую несостоятельность. На ней замыкается все: "Школы не могут сделать нормальный ремонт. Компьютеры требуют нового программного обеспечения. Для приезжих детей, которые вливаются в классы, нужно организовывать специальные классы выравнивания. Для них необходимо разрабатывать особые программы, готовить учителей". Как крик души ( и под этим бы подписался каждый учитель) выглядели слова Татьяны Ивановны о том, что образование стало превращаться в мертвый груз никчемных знаний. Ученики знают все об аппарате, в котором получают серную кислоту и ничего не знают о собственном мозге: как он работает, как развить память, логику, чувствительность. Истинно полезные знания о мире у учеников отсутствуют. Нет их и в современных учебниках. Школьники ничего не знают о здоровье сберегающих технологиях. При этом школа не снимает с себя обязанности готовить детей к жизни. Но готовит ли она их к ней? По поводу учебников нового поколения учитель практик тактично заметила, что не было смысла браться за издание всех учебников подряд. Деньги выкидываются на переписывание школьной литературы. Учебники нового поколения должны были появиться лишь по отдельным предметам: по казахской литературе, казахскому языку и истории Казахстана. Отдельной темой для разговора стала проблема школьного психолога. Учителя считают, что ставка этого педагога в школе должна быть непременно, и не одна, а две-три. (Именно это требование современной школы не осталось без внимания акима города Алматы. Позже, в своем выступлении Виктор Вячеславович Храпунов заметит, что намерен всерьез рассмотреть этот вопрос, и в качестве эксперимента запустить в южной столице пилотный проект с условным названием "Психолог в школе", чем несказанно обрадовал всех присутствующих на педсовете. Конечно, его слова не давали сто процентов гарантии, что именно так все и будет. Но сам по себе факт заинтересованности мэра в улучшении жизни школы, давал надежду на многое). Альтернативы нет. А потребность есть Рафика Муртазина, заслуженный учитель Казахстана, почетный житель Алматы, в прошлом была учителем русского языка и литературы. Ныне стала автором учебной литературы для дошколят и учеников младших классов. Под ее авторством выпущен комплекс книг "Алакай", который должен помочь начинающим ученикам освоить чтение, как на русском, так и на казахском языках. Много ли книг нового поколения стремятся превратить чтение в радость для ребенка? Обучение казахскому языку пробуксовывает. "Во многом это вина книг и предлагаемых методик", - говорит учитель со стажем. "Алакай" должен заинтересовать ребят. Вообще издание учебной литературы по авторским разработкам - явление для Алматы пока что еще редкое. Эксклюзивные предложения то не выдерживают критики со стороны чиновников от образования, то на них не находится средств в государственной казне. Цикл книг "Алакай" - приятное исключение из списка. Образование - в приоритетах! В этом году Министерство образование приняло более 20 постановлений, которые касались вопросов образования. И в настоящее время сразу несколько документов находятся на рассмотрении в методическом совете. Рассматривается базисный учебный план, стандарты по учебным дисциплинам, проект дополнений по аттестации. Специально под развернувшуюся кампанию издания новых учебников был создан центр апробации учебников. В этом году учащиеся шестых классов впервые получат новую школьную литературу. Учебники для 7-9 классов будут проходить эксперимент, а книги для 11 классов поступят на разработку. В этом году должно начаться издание учебников для профучреждений начального и среднего звена. Буквально на днях был вскрыт пакет заявок на конкурс по этим учебникам. Заявок было мало. Однако работа началась. Обсуждались вопросы образования и на расширенном заседании коллегии. Там говорили об укреплении учебно-методическом оборудовании школ( особенно сельских) и о подготовке кадров. О качестве знаний заговорили (точнее закричали после прошедших вступительных экзаменов в вузы). Со слов Куляш Шамшитдиновой, вице-министра образования и науки РК, 23,7 процентов абитуриентов завалили экзамены. 60 процентов поступающих получили баллы, которые балансировали жду двойкой и тройкой. 14,9 процента - показали средние стабильные знания, и только 0, 75 процента молодых людей смогли доказать наличие у себя прочных отличных знаний. В этом году 650 учеников, кончивших школы с аттестатами особого образца получили на экзаменах двойки. Такого не было никогда! Как стало видно из сделанного анализа тестирования, хуже всего выпускники школ знают математику: 68 процентов учеников набрали по экзамену за этот предмет менее 10 баллов( по сути они сдали математику на "2"). По казахскому языку "горе-знатоков" было чуть меньше - 45 процентов. По истории Казахстана - 34, 9 процента. Такая бумага нужна нам самим Августовский педсовет работников образовании принял проект резолюции. В ней - 20 пунктов: "принять меры, дать гарантии, рассмотреть вопрос, усилить работу, обратить внимание, обеспечить реализацию" и т.д. На первый взгляд кажется, сто набор дежурных фраз ни за что не сработает и все останется на своих местах. Разве что учителя будут тихо уходить из школы и не только потому, что они чего-то не умеют (это удел молодых -старые уходят из школы, потому что им не всегда дают возможность уметь. Но! Последний абзац резолюции (вчитайтесь!), стоит много. Без него можно было написать все 40 пунктов и забыть о них навсегда. "…В целях создания условий для привлечения дополнительных средств в организации образования обратиться в Министерство образования и науки с просьбой войти с предложением в Правительство РК о внесении соответствующих дополнений и поправок в законодательные акты РК, устанавливающие льготное налогообложение для всех социальных партнеров образовательных учреждений, действующих в интересах образования".

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи