Опубликовано: 2200

Ступенька перед школой. Не споткнись!

Ступенька перед школой. Не споткнись!

После того как эксперимент с шестилетками в школах благополучно провалился, воспитательно-образовательная система страны надолго замерла в поисках нового способа подготовки детей раннего возраста к школе.

Чиновники поняли, что нельзя с нашим уровнем содержания школ привести туда совсем маленького ребенка и заставить его забыть о том, что он маленький только потому, что у государства нет средств на игровые комнаты, койки, стакан молока с булочкой и прикрепленную воспитательницу. Может быть поэтому детей решено было оставить в детских садах, и на их базе начать готовить малолеток к школе. Так в 1999 году появилась предшкола. Сами с усами? Не сад и не школа. Промежуточное звено. К сожалению, до сих пор этот важный социальный институт существует больше на бумаге, нежели в опредметченном мире. Зайдите в любой детский сад и удостоверьтесь в этом сами. Предшколу вы не найдете днем с огнем, даже в столичных городах, не говоря уже об областных и периферийных. В департаменте образования южной столицы в дошкольном отделе сообщили, что такой детский сад все-таки есть, но он экспериментальный. Эксперимент длится вот уже три года. Что мешает ему закончиться и сделать предшколу массовой и популярной? Как всегда банальность: отсутствие финансирования. В результате, 13, 1 процента детей 6-7 лет остаются не охваченными предшкольной подготовкой. Они сидят дома, а когда им исполняется заветные семь лет, прямиком идут в школу. Правда, родители могут подсуетиться и научить их читать, писать, считать. Но это совсем не те знания и умения, которыми должен обладать первоклассник. Родителям кажется, что детский сад в жизни детей не такое уж и важное событие в жизни, можно было туда и не ходить, особенно если здоровье не позволяло ( или кошелек, всяко же бывает). Но это только так кажется. Страшное испытание школой Учителя начальных классов говорят, что из трех классов первоклассников два, как правило, можно смело отправлять в детский сад на дополнительную подготовку. Дети приходят плохо подготовленные и трудно адаптивные к большому коллективу. Особенно если малыши были домашними, в детский сад не ходили, предшколу не посещали, каждый поход в школу для них приравнивается восхождению на Эверест. Для таких - обычный вызов к доске может стать трагедией. И это не просто психология, на которую можно легко закрыть глаза. Это - дальнейшая успеваемость ребенка, его настроение, и новый статус школьника. Если он начинает "страдать" с первых дней посещения школы, ничего хорошего ждать не приходиться. А страдать он будет хотя бы уже потому, что воспитатели предшкольных групп уже заметили, что первичное тестирование домашних детей говорит не в их пользу. Дети показывают средний и низкий уровень готовности к школе. Не имеют понятия, что такое звуковой анализ слова, не различают гласные, согласные звуки, не отличают мягкий согласный от твердого, отсутствуют навыки рисования и даже правильного держания кисточки, карандаша. Некоторым детям необходима коррекция по развитию памяти, мышления, активности, многим пришлось заново учиться строить свою разговорную речь. Они не умели правильно выстраивать предложения. О какой школе с таким фундаментом может идти речь? Прибавьте к этим проблемам эмоциональные, физические и психологические нагрузки, которые как уверяют психологи для первоклассника представляют нагрузку, которую космонавты испытывают на орбитальной станции. Со всем этим надо что-то делать! Ребенку нужно помочь справиться со школьными требованиями. Чиновники от образования об этом знают. Для этого и придумали предшколу. Догнали Европу и снова отстали Что это такое? Это группы детей, которые ходят в детский сад, но в отличие от остальных, не едят там и не спят. Только занимаются. Процедура сильно смахивает на европейский вариант подготовки детей к школе: по факту существования, но не по форме и не по содержанию. Посещение предшколы абсолютно бесплатно, так как новшество финансируется из местного бюджета. Группы работают по полдня. В одной должно быть не менее 20 детей. Программа обучения несколько отличается от детсадовской программы старшей группы. Оно и понятно. У предшколы - свои задачи. Министерство образования РК утвердило общеобразовательную программу предшкольной подготовки пяти - шестилетних детей в 1999 году. По закону "Об образовании" предшкола должна была стать первоначальной ступенью целостного образования и включать в себя физическое развитие ребенка, развитие речи, естественно-научные знания, художественно-эстетическое развитие. Специально для дошколят были предусмотрены учебники. В программном документе трехлетней давности даже имеются указания на то, как правильно сделать заявку на ту или иную литературу. Однако реально воспитатели предшкольных групп до сих пор ничего не имеют. Уроки являются исключительно их творческими находками и разработками, авторскими программами. Приятная сенсация Почти ничего о предшокле не знает и большинство населения. Это несмотря на законность существования программы. Информации о новации нигде нет. Знаете, как в предкшолу собираются дети? Воспитатели детских садов, в которых предшкола опробируется, берут списки неорганизованных детей в поликлиниках (так называются домоседы), ходят по домам и объясняют родителям, что специально для их детей создана новая структура приобщения малышей к взрослой жизни. Странно, как будто у нас именно воспитатели детских садов несут гиперответственность за ситуацию с охватом детей по предшкольной подготовке… Больше некому? Родители зачастую бывают откровенно удивлены, особенно плохо верится им в бесплатность услуг. Тем не менее, это так. По крайней мере, должно быть. Заведующая детским садом № 321 города Алматы Люция Касенова говорит, что когда у них впервые открылась группа детей, обучающихся в предшколе, детскому учреждению пришлось много проблем решить самостоятельно, не дожидаясь помощи местных властей. Хотя в программе этому вопросу уделено немало места и собственно с этого должна начинаться работа предшколы: с создания базы и финансирования. Увы. Группу оборудовали сами: партами и специнвентарем. А вот зарплату воспитателю сад выделить не мог. Человек начал работать с детьми бесплатно! Правда, потом родители изъявили желание финансово поддержать заботу об их детях. Но то, что они платили, не могло сравниться с официальной платой за детский сад ( то есть для них это было намного меньше, если бы их ребенок ходил в сад). Через год у воспитателя появилась официальная зарплата. Но это случилось только через год. Зато дети, которые покинули предшколу через год, и пошли учиться в школу, оправдали начинание десять раз. Тринадцать из них стали отличниками, семь - ударниками. Семь бед - один ответ? Почему о предшоклах так мало полезной информации? Не потому ли, что если родители ринутся в сады и начнут требовать взять их детей в предкшолу, те вынуждены будут признать собственную неготовность в этом вопросе? Вернее не готовыми будут даже не детские дошкольные учреждение (просто они в этом вопросе выступают крайними), на самом деле неготовность начинается с местных бюджетов. И уж тем более страшно становится за предшколы, которые изначально законом закреплены за детскими садами, которые в последнее время катастрофически сокращаются, закрываются, аннулируются. А если закрываются детские сады, откуда взяться предшколе? В 2000 году было открыто 71 дошкольное учреждение, рассчитанное на 6,6 тысяч детей. Зато закрыто было 85 дошкольных учреждений на 10,5 тысяч детей. Где логика? Ее нет. Поэтому у предшколы сегодня много бед. А ответ один. Государство из лучших побуждений провозгласило бесплатную подготовку к школе. Хотело как лучше, а получилось как всегда. Сегодня предшкола держится на энтузиазме воспитателей, заведующих детских садов, которые фанатически преданны детям. Но этого так мало чтобы новый социальный институт стал первой ступенью целостного образования… в масштабах республики.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи