Опубликовано: 2110

Страны Каспия: ближний сосед лучше дальнего родственника

Страны Каспия: ближний сосед лучше дальнего родственника

На фоне кризиса, воспользовавшись тем, что ведущие мировые державы сосредоточились на решении внутренних проблем, прикаспийские страны пытаются решить свои, региональные вопросы.

Процессы, которые в настоящее время можно наблюдать в Каспийском регионе, больше всего напоминают локомотив, который, дабы избежать отставания по графику увеличивает свою скорость. Действительно, страны Каспия начали форсировать события по решению вопросов, связанных с их взаимоотношениями. В результате, участники длительных переговоров, проходивших не один год, пришли к логическому завершению, принявшему форму Организации каспийского экономического сотрудничества, которая, по мнению некоторых из них, может выполнять миссию, аналогичную организациям Балтийского региона, Черноморского экономического сотрудничества. В одном фарватере Ясно, что Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Россия, участвуя в переговорном процессе, преследовали свои цели. Однако здесь можно выделить и общие интересы, которые объединили страны Каспийского бассейна. Во-первых, политический аспект - достижение политического консенсуса. Так, договорившись между собой, страны Каспия фактически отстранили других внешних игроков от всех геополитических процессов, имевших или имеющих потенциальную возможность возникновения в Прикаспийском регионе. Во-вторых, энергетическая сфера - определение дальнейших шагов по реализации масштабных проектов в сфере нефтедобычи. По мнению экспертов, на Каспии находится порядка 10 миллиардов тонн только доказанных запасов нефти и около 5 процентов запасов всего мирового газа. Учитывая договоренности между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном, сделанные в 2007 году в Тегеране о самостоятельном регулировании нефтегазовых вопросов на Каспии, можно говорить, что и в этой сфере прикаспийские государства фактически "закрыли дверь" перед странами Запада и США. В-третьих, транспортно-логистическая составляющая - дальнейшее развитие международных транспортных коридоров (МТК). Так, получает дополнительный импульс МТК "Север-Юг", созданный для транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива через Каспий в Россию и далее в Западную и Северную Европу. Кроме этого продолжит развиваться МТК "Запад-Восток", связывающий страны Запада, Кавказского региона и Центральной Азии. Стоит отметить, что развитие МТК позволит странам региона не только оживить и нарастить свои торгово-экономические связи, но и будет способствовать росту оборота с западными странами. В-четвертых, финансовая сфера - создание прикаспийскими странами банка совместных инвестиционных проектов. Образование данной структуры преследует цель создания совместного финансового института, который будет не только инвестировать наиболее перспективные проекты, но и служить своеобразным деловым центром, в рамках которого будут рассматриваться дальнейшие пути сотрудничества стран региона. В-пятых, экологическая сфера - обеспечение условий для сохранения и использования водных биологических ресурсов Каспия. Стоит отметить, что на Каспии обитает большая часть всех осетров планеты, а также более 100 видов рыб. И согласование позиций прикаспийских государств делает возможным разумную добычу осетров без возникновения угрозы популяции. Кроме того, не последнюю роль в объединении интересов прикаспийских стран сыграли события на Южном Кавказе. В результате чего обстановка в регионе изменилась, равно как и интересы прикаспийских стран. Так, Астана передумала строить нефтеперерабатывающий завод и зерновой терминал в грузинских городах Батуми и Поти. Анкара уже не считает перспективным реализацию проекта строительство железной дороги в Азербайджан через территорию Грузии. Подобная смена интересов способствовала повороту каспийских стран в сторону налаживания более тесного сотрудничества в рамках региона. Что может заграница… Активизация действий прикаспийских стран настораживает не только Запад, но и США, чьи национальные интересы присутствуют на Каспии. Однако ни европейские страны, ни США пока не могут оперативно реагировать на инициативы стран Каспия. У США на сегодня существуют две основные причины, замедляющие ответную реакцию Вашингтона. Это мировой финансовый кризис, от которого больше всех пострадали США. А также состоявшиеся выборы очередного президента страны, что не позволяет действующему президенту Дж. Бушу за столь короткий срок до окончания своего президентства заняться каспийскими вопросами, а новому президенту Б. Обаме, не принявшему присягу, и не являющемуся на сегодня легитимным президентом США, приступить к решению США вопросов в рамках Каспийского региона. У стран Запада также имеются факторы, которые фактически "связывают руки" Европе по отношению к происходящим процессам на Каспии. Это финансовый кризис, который вынуждает страны ЕС по-новому оценить свой потенциал и начать сосредотачивать свое внимание на решении внутригосударственных проблем. А также консолидация западными странами своих усилий по поиску путей выхода самой Европы из глобального кризиса с наименьшими потерями. Кроме этого отсутствие в регионе стратегического партера в лице США ставит под сомнение эффективность участия отдельных стран Запада в процессах, происходящих на Каспии. "Первые скрипки" в оркестре Становится очевидным, что основными локомотивами активизации переговорного процесса по Каспию стали Иран и Россия, объединенные несколько иными, чем у Азербайджана, Казахстана и Туркменистана интересами. Так, например, известны антиамериканские настроения Москвы и Тегерана, ставшие в последнее время все четче прослеживаться на различных уровнях внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности двух стран. Кроме того, известно нежелание России и Ирана лицезреть на каспийском побережье других участников "Большой политики" в лице стран Запада. Даже если некоторые из западных игроков и поддерживают политику Москвы и Тегерана. Как говорится в известной китайской пословице: "Ближний сосед лучше дальнего родственника". На сегодняшний день Москва и Тегеран понимают, что гораздо легче договориться с Астаной, Ашхабадом и Баку, нежели с Парижем, Лондоном или Вашингтоном. Тем более, что "рейтинг" Ирана и России за последние полгода практически выровнялся. Так Иран был отнесен Вашингтоном к "Оси зла", автоматически подпав под санкции стран Европы. А Россия после своего активного участия в грузино-югоосетинском конфликте столкнулось с охлаждением отношений (во внешнеполитической сфере) со многими странами Запада и США. "Подводные камни" процесса Страны Каспийского региона, активизировав свои действия, и решив вопрос о создании Организации каспийского экономического сотрудничества, не решили двух основных вопросов, являющихся "камнем преткновения" в реализации практически всех инициатив в масштабе региона. Во-первых, не определили статус Каспия. Так как именно это позволит начать широкомасштабное финансирование разработок каспийских месторождений по добыче углеводородов, параллельно обеспечивая безопасность при их транспортировке. И второе - не решили вокруг какого государства будет происходить процесс объединения стран. Вопрос о том, кто станет лидером в новой региональной структуре, автоматически решает задачу о приоритетах и дальнейших векторах ее развития. Вместе с тем развитие ситуации в целом в мире и, как следствие постепенный дрейф прикаспийских стран в сторону сближения, позволяет сделать оптимистический прогноз о завершении переговорного процесса и обретении реальных очертаний новой региональной структуры со всеми присущими ей атрибутами. Коллаж с сайта http://www.expert.ru
Загрузка...