Опубликовано: 7200

Системы качества и их применение в фармации Казахстана

Системы качества и их применение в фармации Казахстана

Последние несколько лет в Казахстане активно продвигается такое понятие как лекарственные препараты, произведенные с учетом требований стандартов качества GMP.

Оно и понятно: на сегодняшний день единственной стратегией выживания для отечественного производителя, не входящего в состав международных корпораций является выпуск продукции, которую можно эффективно представить на рынке как "качественную отечественную продукцию", способную конкурировать по соотношению "цена/качество" с продукцией из Восточной Европы и развивающихся стран. Но даже несмотря на одобренную Президентом Казахстана программу замещения импортируемых лекарственных средств отечественными препаратами, пока эта ниша по-настоящему не освоена. Так что же такое GMP? Международный стандарт GMP (good manufactured practice) включает в себя ряд показателей, которым должны соответствовать предприятия, выпускающие продукцию. GMP для фармацевтических предприятий определяет параметры каждого производственного этапа - от материала, из которого сделан пол в цеху и количества микробов на кубометр воздуха до одежды сотрудников и маркировки, наносимой на упаковку продукции. По сути, GMP - это совокупность ряда ГОСТов, СНиПов, СанПиНов и т.д. (строительных, санитарных и пожарных норм). Однако есть в этом перечне и такие требования, которых наши стандарты не предусматривают. Например, создание "особо чистых цехов" - помещений с особым режимом фильтрации воздуха и входными шлюзами. Такие цеха если и строились то, как правило, силами иностранных специалистов, причем в единичном количестве. Однако GMP требует расфасовывать таблетки именно в таких цехах. В настоящее время важнейшим элементом концепции GMP, в условиях нашей страны можно назвать соблюдение соответствия всей технологической и контрольной документации на производстве тому, что отражается в регистрационном досье на препарат. Далее необходимо установить жесткий контроль над соблюдением правил! Контроль, который является не только фиктивно объявленным, но и фактически исполняемым и выражающимся в конкретных санкциях к предприятиям-нарушителям. Приметой времени можно также считать внедрение строгих методических правил в работу государственных органов нормативного контроля лекарств: систем качества, мер по предотвращению конфликта интересов у сотрудников, мер по сохранению конфиденциальности документации и т.п. Особая курьезность положения в том, что в Казахстане стандарты GMP не внедрены. Нет у нас структуры ВОЗ, которая могла бы их внедрить. Просто нет! Но стремиться к этому надо, хотя когда отдельные представители определенных государственных структур требуют от отечественных производителей документы о том, что их (наши - казахстанские) препараты произведены с учетом стандартов GMP - поневоле крепко задумываешься и задаешься риторическим вопросом... А как? Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что для перехода к работе по правилам GMP прежде всего требуется создание соответствующих условий на государственном уровне. Остро необходимы нормативно-правовая и методическая базы контроля над соблюдением правил GMP. Это станет возможным, если есть квалифицированный инспекторат, методические материалы по проведению обследований предприятий отрасли и законодательная основа для принятия мер к нарушителям. Также нужна современная система регистрации лекарственных препаратов (особенно по разделу "Качество" регистрационного досье). Сейчас ее введению препятствует не только недостаточная квалификация сотрудников контрольно-разрешительной системы, но и акцент на контроль готовой продукции. Хорошо бы провести сравнение обеспечения качества лекарств в Казахстане и промышленно развитых странах, например, в Евросоюзе. Результаты могли бы быть использованы для совершенствования контрольно-разрешительной системы. Да и нашим предприятиям пора бы начать работать в условиях подлинно рыночной экономики. Что означает отказ от социалистического принципа "план любой ценой". Иначе говоря, предприятия, не имеющие в полной мере нужных условий для производства лекарств (помещения, оборудование, кадры, сырье и т.п.), не должны их производить. С другой стороны, порядок формирования цен должен позволять успешно работающим предприятиям получать прибыль, в том числе и для повторного инвестирования. На уровне отрасли основными направлениями программы перехода к работе по правилам GMP надо считать организованный пересмотр всей технологической и контрольной документации в сторону использования предприятиями только тех документов, которые соответствуют регистрационным материалам. На уровне отдельных предприятий поэтапное внедрение правил GMP надо планировать и приступая к внедрению, определять отношение к экспорту продукции. В случае ориентации только на внутренний рынок достаточно соблюдения национальных стандартов качества. Если же планируется экспортировать часть продукции, то необходимо учитывать либо международные признанные документы, либо национальные требования стран - потенциальных импортеров. Понятие GMP включает в себя официальные руководства, приложения и официальные дополнения к ним. Еще это международные признанные и важнейшие национальные методические материалы по отдельным разделам правил GMP, например, в отношении валидации, роли и функций "специалиста, ответственного за качество", о функционировании контрольно-аналитических лабораторий, о содержании лабораторных животных, об инспектировании предприятий отрасли, о порядке обеспечения качества лекарственных субстанций (Drug Master File) и т.п. Сюда же можно отнести документы по статистическому контролю качества и др. Большим подспорьем может быть информация о конкретном опыте отдельных производителей. Такой опыт может касаться, например, деталей планировки помещений, применяемых конструкционных и отделочных материалов, инженерных, технологических и организационных решений, структуры и функционирования службы обеспечения качества продукции, форм и методов подготовки и переподготовки кадров. Не обойтись без информационно-методических и учебных материалов по проблеме GMP, разъясняющих основные термины, понятия, принципы и требования, рассматривающие примеры реализации правил и характерные ошибки, содержащие рекомендации по внедрению и т.п. Этими материалами располагает ВОЗ. Лишь в результате ознакомления со всеми этими документами может быть выработана система взглядов или концепция GMP, на основе которой работники отрасли могут принимать самостоятельные решения о наилучших путях выполнения конкретных требований официальных руководств по GMP. На сегодняшний день кроме GMP существует все более распространяемая и внедряемая, в том числе и в фармацевтической среде, система управления качеством ISO серии 9000. В последнее время ряд предприятий получили сертификаты соответствия стандарту в отношении систем управления качеством ISO 9000. Это положительный факт, но надо помнить, что базовым для фармацевтической промышленности является стандарт надлежащей производственной практики (GMP). Стандарты ISO серии 9000 - это основные (неспецифические, генерические, межотраслевые, generic management system standards) стандарты; тогда как GMP - отраслевой стандарт только для фармацевтической промышленности. Сравнивать их можно, однако ставить "на одну доску" - не вполне корректно. Между тем и сегодня можно услышать мнение, стандартом ISO 9000 вполне можно было бы заменить правила GMP. Прежде всего, отмечу, что как только в 1987 году появились стандарты ISO серии 9000, сразу же возник вопрос: в какой степени соотносимы стандарты ISO и GMP? Для глубокого понимания проблемы следует сказать хотя бы несколько слов об истории развития системы ISO. Базой для их создания послужил британский национальный стандарт BS 5750. Интересная подробность: в разработке этих стандартов большая заслуга принадлежит контр-адмиралу британского военно-морского флота Дж. Спайкернеллу. Этот человек принимал участие в создании британской ракетной системы "Поларис", затем был в составе комиссии по закупке американского вооружения для Великобритании, а после выхода в отставку работал в Британском институте стандартов. Позже занимал должность заместителя директора Международной организации по стандартизации (International organization for standardization, ISO) и на этом посту немало способствовал появлению стандартов ISO серии 9000. В жизни Дж. Спайкернелл руководствовался девизом: "Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло". Организация ISO была основана в 1947 году, ее штаб-квартира находится в Женеве. Примерно в это же время был создан и ряд специализированных организаций системы ООН, например ВОЗ, ВОИС (организация по охране интеллектуальной собственности) и др. По-видимому, в связи с этим организацию ISO иногда воспринимают как подразделение ООН, хотя на самом деле - это независимая неправительственная организация. По сути, ISO - клуб национальных учреждений стандартизации. Следует подчеркнуть, что фармацевтическая промышленность не входит в ее компетенцию, хотя ISO занимается, например, такими близкими к медицине проблемами, как стерилизация и стерилизаторы. Это отражает принцип, принятый в большинстве развитых и развивающихся стран (его же придерживались и в Советском Союзе), согласно которому стандартизация фармацевтической продукции относится к компетенции министерства здравоохранения. Принципы же ISO распространяются на всю остальную продукцию и носят межотраслевой характер. Разделение полномочий связано с тем, что лекарственные препараты - особый товар. И основное их отличие от других состоит в том, что потребитель самостоятельно не может определить качество той или иной таблетки за исключением отдельных случаев явного несоответствия, и, следовательно, он не в состоянии защитить себя от некачественной продукции. Например, покупая автомобиль, авторучку или телевизор, потребитель может, так или иначе, оценить их качество. Но к лекарственным средствам сие не относится. С учетом этого постепенно сформировались такие формы контроля над качеством лекарственных препаратов, как Фармакопея и GMP. Подобных форм контроля качества не существует ни в одной другой отрасли. К фармацевтической продукции предъявляются особые требования, и в первую очередь требование соответствия фармакопейным статьям. Дополнительно к этому GMP устанавливает жесткие требования к организации производства фармацевтической продукции. И связано это как со своего рода "слепотой" фармакопейных методов в отношении некоторых дефектов качества, так и с более высокими требованиями в отношении однородности серий. К лекарственным препаратам вполне применимо выражение "дьявол кроется в деталях". Таким образом, общеотраслевые принципы контроля хотя и применимы к фармацевтической промышленности, но недостаточны. Тем не менее, всех интересуют межотраслевые системы контроля качества, в том числе системы контроля качества ISO серии 9000. Сейчас уже нужно говорить не о версии 1994 года, а о последней, 2000 года. Кстати, стандарты серии 9000 версии 2000 года существенно реорганизованы - они стали более удобными для пользователя. Существует некоторая путаница. Начнем с общих черт. Обратите внимание на методологическую и идеологическую близость стандартов ISO и GMP. И в том и в другом случае испытание готовой продукции, как правило, носит разрушающий характер. А раз метод разрушающий, то его можно применять только для выборочного контроля, он не гарантирует качества всей партии или всей серии испытуемого товара. В европейских нормативах серии EN и в комментариях к стандартам ISO 9000 можно найти такое положение: "должны быть основания для того, чтобы результаты испытаний отдельных образцов можно было перенести на всю серию или партию". Этого можно достичь только в том случае, если на предприятии действует система обеспечения качества. Вот в чем сходство между стандартами ISO и GMP. Как только появились стандарты ISO 9000, у британских и французских специалистов возникла мысль объединить стандарты ISO и GMP. В середине 90-х годов в Европе была создана очень мощная исследовательская группа, в которую вошли представители ряда ведущих фармацевтических компаний, представители Европейской ассоциации фармацевтических производителей и Европейской ассоциации химических производителей. Задачей этой группы было создать единый документ. Насколько мне известно, на сегодняшний день такого документа создать не удалось. В 1997 г. специалисты PIC/s достигли консенсуса, о чем сообщил доктор Хартман в своем докладе на семинаре, который был посвящен обеспечению качества лекарственных субстанций (г. Наантали, Финляндия). Опираясь на промежуточные выводы упомянутой выше комиссии, он отметил, что наряду с несомненными достоинствами стандарты ISO имеют и определенные недостатки. Тот факт, что стандарты ISO направлены на взаимопонимание между поставщиком и потребителем, сам по себе не является недостатком. Недостаток проявляется тогда, когда заказчик согласен покупать товар не первосортного качества. Очевидно, что такой подход в производстве лекарственных средств недопустим. Другой недостаток стандартов ISO заключается в том, что в них слишком много формализма, и недостаточно квалифицированный или недобросовестный специалист может неправильно понять или исказить их. В случаях, когда компания сертифицирует свою продукцию только для того, чтобы получить сертификат и таким образом достичь конкурентных преимуществ, такая сертификация не приносит пользу потребителям. Для того чтобы постоянно поддерживать качество выпускаемых лекарственных средств, любая компания должна проводить непрерывную и скрупулезную работу по поддержанию надлежащих условий производства. Кстати, общей системы выдачи сертификатов ISO не существует. Сама организация ISO не выдает сертификаты, и в каждой стране вопрос получения сертификатов решается по-разному. Что часто приводит к появлению поддельных сертификатов ISO. Напротив, проверку предприятий на соответствие производства требованиям GMP может производить только национальный инспекторат GMP и никто другой, таким образом, защищая соотечественников от недоброкачественных лекарственных форм. Сертификаты может выдать лишь сам ISO, после того, как аккредитованная частная организация, в составе которой работают сертифицированные специалисты, проведет аудит в отдельно взятой данной компании на предмет соответствия ее требованиям ISO. После завершения внешнего аудита, проводимого сертифицированными аудиторами, отчет о результатах аудита отсылается сертифицирующему органу (организации ISO), после чего ISO выдает сертификат соответствия, ограниченный сроком действия. Через некоторое время нужно повторно проводить внешний аудит. Первое о чем нужно сказать, в связи с различиями ISO и GMP, - это то, что нормы GMP появились на 20 лет раньше, чем стандарты ISO. Первый международный документ ВОЗ, посвященный GMP, появился в 1967 г., а стандарты ISO - в 1987 г. Поэтому стандарты GMP значительно более развиты и детализированы. Второе. Стандарты GMP в подавляющем большинстве стран, в которых они введены, носят обязательный характер, это требования, которые предприятия должны выполнять. В то же время нормы ISO везде трактуются как добровольные, да и сама организация ISO является неправительственной организацией, не имеющей властных полномочий. Все документы, которые она издает, носят рекомендательный характер. Каждая отдельно взятая страна, организация, предприятие самостоятельно принимают решение: принять ли рекомендации ISO в качестве стандартов. Но эти документы, еще раз напомню, носят сугубо рекомендательный, информационно-добровольный характер. А вот требования GMP практически нигде не являются информационно-добровольными. В какой бы стране они не были введены, они становятся обязательными для исполнения в качестве элемента защиты населения от некачественных лекарственных средств. Третье. Нормы GMP разрабатывались и разрабатываются только для фармацевтической продукции, в то время как стандарты ISO должны "обслуживать" все остальные отрасли: от производства бомбардировщиков до выпуска памперсов. Но за универсальность приходится платить. Цена - слишком общие формулировки. В отличие от ISO стандарты GMP более конкретны; в них прописано, что необходимо и что категорически нельзя делать на предприятиях, производящих фармацевтическую продукцию. Из-за того, что стандарты ISO носят общий характер ряд специалистов все громче и громче заявляют о том, что они могут быть неправильно интерпретированы. Четвертое. Правила GMP не предполагают постоянного расширения ассортимента и внесения изменений в производство продукции. Допускаются такие изменения (в правилах так и записано), которые "не должны препятствовать прогрессу и внедрению новых методов производства", но в правилах GMP не заложена идея постоянного улучшения производственного процесса и обновления ассортимента. Идеалом GMP является производство продукции в стабильных условиях. Это, в первую очередь, связано с необходимостью обеспечить однородность серии лекарственного препарата и однородность между несколькими (в идеале - между всеми) его сериями. Стандарты же ISO рассчитаны на непрерывное совершенствование. В старом варианте ISO существовало понятие "петля качества", в новом варианте этот термин не используется, однако смысл остался прежним: выход продукции на рынок - замечания и предложения потребителей - меры по учету этих пожеланий, то есть по приданию продукции новых, необходимых потребительских свойств - выход на рынок нового усовершенствованного варианта продукции. Еще необходимо коснуться тезиса, который не до конца осознан в странах, которые появились после распада Советского Союза. Это тезис о недостаточности фармакопейных статей для обеспечения полной, стопроцентной гарантии качества лекарственных препаратов. В Советском Союзе, а до 50-х годов и во всем мире, было распространено представление, согласно которому соблюдение фармакопейных статей полностью гарантирует качество лекарственного препарата. Примерно в середине 60-х годов в Западной Европе и США сформировалось мнение, что фармакопея - это не высшее, а низшее требование к качеству лекарственных препаратов. В соответствии с современными представлениями фармакопейные статьи имеют критическую важность, но только в одностороннем порядке: ниже требований фармакопей опускаться просто нельзя, то есть соблюдение требований фармакопейных статей является необходимым, но недостаточным условием. Иначе говоря, если испытуемый лекарственный препарат не соответствует требованиям фармакопеи, то его можно смело браковать, а вот обратное утверждение не всегда верно. А именно: если препарат соответствует требованиям фармакопеи, то говорить о том, что качество этого препарата гарантировано на 100 % нельзя. Приведу простой пример: в препарате могут содержаться примеси, которые невозможно определить методами, описанными в фармакопейной статье. Вот поэтому фармакопейные стандарты необходимо подкрепить требованиями GMP, а также порядком лицензирования препаратов и их производителей. Таким образом, фармакопея и GMP - это, образно говоря две опоры, которые служат основанием для всей системы гарантирования качества лекарственных средств. Выполнение требований и фармакопеи, и GMP позволяет приблизиться к 100 %-й гарантии качества лекарственных препаратов. Не является излишним получение сертификата ISO предприятием, которое уже имеет сертификат GMP. Отзывы многих предприятий, получивших сертификаты ISO 9000, их самооценка свидетельствуют о том, что поскольку стандарты ISO шире и более универсальны, чем стандарты GMP, их внедрение способствует улучшению хозяйственной, бухгалтерской, общеадминистративной деятельности и возможно, качества выпускаемой продукции. Надо только помнить о том, что GMP было и остается базовым отраслевым стандартом, а получение только сертификата ISO не является свидетельством того, что фармацевтическое предприятие гарантирует качество выпускаемой им продукции. Выводы. Рассмотренные нами системы обеспечения качества ни в коем случае не противоречат друг другу, наоборот, что касается фармацевтических предприятий, то они дополняют друг друга, при этом базовым отраслевым стандартом обеспечения качества выпускаемой продукции является GMP. Будем надеяться, что совместными усилиями производителей и потребителей, а так же при содействии власть предержащих, казахстанцы в скором времени получат качественные отечественные препараты за приемлемую цену. Тогда лечение перестанет быть уделом обеспеченных людей, а здоровье - роскошью.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи