Опубликовано: 2200

Решение о проведении саммита ОБСЕ принято, что дальше?

Решение о проведении саммита ОБСЕ принято, что дальше? Фото - vesti.kz

Итак, принципиальное решение о проведении в этом году в Астане саммита глав государств, входящих в Организацию по Безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), принято. Что дальше?

Казахстанские политологи очень подробно анализируют фон, на котором будет проходит саммит. И он оказывается достаточно сложным. Вот мнение Андрея Чеботарева, директора Центра актуальных исследований "Альтернатива", высказанное им недавно на одной из экспертных дискуссий. - Безусловно, что проведение саммита ОБСЕ в период председательства в ней нашей республики, да еще и на ее территории, является вопросом престижа Казахстана как сравнительно молодого суверенного государства на международной арене. С другой стороны, самой ОБСЕ это мероприятие нужно не меньше, чем Казахстану. Политолог напоминает, что с момента проведения в 1975 году в Хельсинки с участием глав 35 стран мира Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, ставшего основоположником ОБСЕ, подобные встречи на высшем уровне состоялись всего лишь шесть раз. Причем последний, Стамбульский, почти 11 лет назад. А, как следует из текста Парижской хартии для новой Европы, "Встречи государств-участников в рамках дальнейших шагов будут проводиться, как правило, раз в два года…". - Как видим, если в течение 1990-х годов указанное положение Парижской хартии для новой Европы странами-участницами соблюдалось, то затем по непонятным причинам и, что более важно, без какого-либо официального объяснения они фактически перестали это делать. Однако такое практически коллективное игнорирование норм одного из основополагающих официальных документов ОБСЕ можно расценивать как один из серьезных показателей кризиса самой организации, о котором уже не первый год говорят политики и эксперты из разных стран мира. Еще более тревожным симптомом является откровенное снижение у правящих кругов крупных держав интереса к ОБСЕ как механизму регулирования межгосударственных отношений на пространстве ее ответственности. Показательно в этом плане то, что руководители соответствующих стран предпочитают, так сказать, выяснять отношения в узком кругу. Например, в рамках "Большой восьмерки", саммиты которой проводятся ежегодно, - отмечает г-н Чеботарев. Он также напоминает, что, несмотря на окончание "холодной войны", политическое соперничество различных государств на международной арене приобрело новый формат и характер. В этих условиях ОБСЕ фактически стала площадкой для выяснения отношений между США и их европейскими союзниками, с одной стороны, и России, с другой стороны. Не случайно, к примеру, что большинство прошедших саммитов ОБСЕ были посвящены вопросам принятия и внесения корректив в Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). - С учетом изложенного представляется, что возобновление практики периодического проведения саммитов ОБСЕ будет способствовать преодолению системного кризиса организации и постепенному повышению ее роли и значимости в современной системе международных отношений. А то, что с инициативой проведения, после стольких лет перерыва, очередного саммита выступил Казахстан, весьма символично с точки зрения новых подходов к деятельности и развитию ОБСЕ, которые предложила первая за всю историю этой организации страна - председатель из числа республик бывшего СССР. Другой вопрос, насколько Казахстану удастся продвинуться в реализации своей рассматриваемой инициативы? Тем более, что в рамках ОБСЕ практически нет механизмов, обязывающих глав государств и правительств, входящих в нее 56 стран участвовать в подобного рода мероприятиях, - отметил эксперт. Правда, существует резолюция 19-ой Ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, прошедшей 6-10 июля этого года в Осло, о проведении саммита ОБСЕ. Но, судя по тону содержания этого документа, ее также нельзя считать гарантией успешности продвижения предложения Казахстана. - Поэтому основной акцент нашей стране приходится делать на получение поддержки своей инициативы в рамках двусторонней дипломатии, - отмечает г-н Чеботарев. Вопросов, связанных с повесткой дня саммита ОБСЕ остается немало. Сам председатель рассчитывает вынести на него вопросы современного состояния и будущего евроатлантической и евразийской безопасности, стабилизации ситуации в Афганистане и обеспечения толерантности. Они, с одной стороны, актуальны для большинства стран-участниц ОБСЕ. Но, с другой, некоторые страны, включая те же США, скорее всего, предпочли бы построить работу саммита в соответствие со своими интересами и приоритетами. Не исключено, считает политолог, что США и другие западные страны попытаются воспользоваться проведением саммита ОБСЕ в целях новых демаршей в отношении России. Тем более, что последняя собирается выступить здесь с озвученной еще в 2008 году идеей заключения нового Договора о европейской безопасности. Оппоненты же России могут предъявить ей претензии, в частности, по поводу произошедшего в том же году ее военного конфликта с Грузией. При таком же возможном раскладе Казахстан рискует из хозяина саммита превратиться в простого свидетеля противостояния между соответствующими участниками.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи