Опубликовано: 817

Публичные слушания

Одна из форм контроля и обсуждения повышения тарифов на коммунальные услуги - публичные слушания, постепенно становится фарсом.

Рост тарифов на коммунальные услуги - явление малоприятное и неизбежное. В свободном рынке никакими властными решениями и социальными программами растущую стоимость газа, электричества, тепла не остановить. В свое время антимонопольный комитет принял решение о проведении так называемых публичных слушаний. Это такое мероприятие, на котором монополист, подавший заявку на повышение тарифов, публично обосновывает и отстаивает свои предложения. По идее, на публичные слушания может (и должен) прийти каждый желающий, в том числе и обычный рядовой потребитель. Которому, в перспективе и предстоит платить по новым счетам. И тут уже слушатель может высказать монополисту в лицо все свои претензии, или наоборот, попытаться понять проблемы поставщиков. По сути, мероприятие было направлено на то, чтобы с одной стороны подготовить социум, (в том случае, если необходимость повышения тарифов будет доказана), либо раскритиковать заявки монополиста, в том числе и аргументами простого потребителя. Заметим, что в задачу публичных слушаний не входит принятие окончательного решения о повышении тарифов или отказе в таковом. Чаще всего после слушаний заявка монополистов проходит еще экспертную оценку специалистов антимонопольного комитета (который ныне именуется несколько иначе, но, надеюсь, никто не будет в претензии, если здесь мы будем именовать его по старинке). Примечательно, в Шымкенте публичные слушания в основном проводились по заявкам, поданным городским водоканалом. И лет пять-шесть назад, действительно на подобные мероприятия, проводимые в помещении антимонопольного комитета, в качестве общественных оппонентов собирались вполне грамотные пенсионеры. Будучи бывшими инженерами, они без лишних эмоций, но с точными расчетами и выкладками, так "громили" коммунальщиков, что даже специалисты антимонопольного комитета не могли ничего добавить. И заявки на повышения тарифов снимались еще на стадии публичного обсуждения. Сейчас публичные слушания все больше напоминают кулуарное мероприятие. Шымкентский водоканал по-прежнему подает заявки на повышение тарифов. При этом неизменно соглашаясь, и даже инициируя проведение по ним публичных слушаний. Но в тоже время организовывать "мероприятие" берутся сами же водники, в собственном офисе городского "Водоканала". И уже четыре года как подобные "слушания" очень хорошо организовываются. Последние, проведенные в ноябре этого года, в этом отношении были вообще показательными. Так, информация о том, что такого-то числа в такое то время состоится общественное обсуждение заявки Водоканала на повышение тарифов, не прозвучало ни в одном местном СМИ. Сотрудники Водоканала сами, по собственному усмотрению приглашали в качестве общественности избранных домкомов, уличкомов, ветеранов и "заслуженных людей", а также очень избирательно обзванивали СМИ. Вход в офис, где проходили слушания, охранялся службой безопасности Водоканала (Шымкентский "Водоканал", в отличие от своих прозябающих коллег из большинства других городов Казахстана - частное предприятие-миллионер и может позволить себе содержать секьюрити). Эти-то охранники и не пускали на публичные слушания никого "постороннего". Объяснение при этом было более чем лаконичное - в актовом зале, где проходит слушание, уже все места заняты. Так что даже те редкие "оппозиционеры", кто, все же прознав о публичном слушании, вознамерился бы сюда проникнуть, вряд ли смогли бы это сделать. В актовом зале действительно яблоку негде было упасть. Правда, основная масса "слушателей" являлись работниками "Водоканала". То есть те, кто прежде всего заинтересован в росте тарифов на воду, - ведь от этого в конечном счете зависит их зарплата. В начале обсуждения руководители "Водоканала", используя компьютерный проектор, многочисленными графиками, таблицами и слайдами лихо доказали, что повышение тарифов просто жизненно необходимо. В некоторые моменты создавалось даже ощущение, что шымкентский "Водоканал" снабжает Шымкент водой, ремонтирует водопровод и канализацию, устанавливает индивидуальные водомеры исключительно за свой счет, тратя на это миллионы даже не тенге, но долларов. Конечно, работа водников не сахар, и я совершенно не исключаю, что рост тарифов для Шымкентского "Водоканала" объективно необходим. Но настоящее представление началось, когда стали выступать "представители общественности" из зала. В комсомольской юности приходилось мне слышать всеобщий одобрямс и поддержамс на митингах и собраниях. Но здесь, пожалуй, было даже покруче. Некоторые "домкомы" обращались непосредственно к председательствующим на слушаниях сотрудникам антимонопольного комитета, и чуть ли не со слезами на глазах упрашивали их повысить тарифы на воду (!), чтобы облегчить нелегкую жизни шымкентского "Водоканала"! Из более чем десятка выступлений "с мест", не прозвучало ни одного сомнения, а тем более контрпредложения. В итоге председательствующий закончил публичные слушания совершенно искренне сказав буквально следующее: "…Что ж, комитет рассмотрит предложение "Водоканала", тем более что народ так хочет повышения тарифов…"! Попытка узнать, как могут быть организованы подобные "публичные слушания", не открыло никаких особых секретов. Антимонопольщики разрешают проводить слушания на базе монополиста-заявителя, и им даже удобнее, если все организационные моменты монополист "берет на себя". Уж и не знаю, так ли легковерны сотрудники антимонопольного. Надеюсь, что экспертиза заявки, которая будет проводиться специалистами агентства по регулированию естественных монополий, все-таки будет руководствоваться иными факторами, нежели "желание передовых домкомов города".
Загрузка...