Опубликовано: 2000

Продается специалист. Недорого

Продается специалист. Недорого Фото - сайта http://www.kcbr.ru

Уже которую неделю наблюдаю за тем, как моя сестра, выпускница одного из алматинских вузов, предпринимает безуспешные попытки найти работу.

Газеты с вакансиями она изучила настолько, что может наизусть назвать контактные телефоны отдельных компаний, где хотела бы поработать. Многочисленные интервью с "прямыми" работодателями в итоге оказались встречами с сотрудниками небольших кадровых агентств, требующих от двух тысяч тенге за надежду найти стабильный источник дохода. Не вселил веру в светлое будущее и Интернет, в паутине которого запутались многочисленные "базы" вакансий, работодателей и потенциальных работников, - владения отечественных рекрутинговых агентств. Период затянувшегося экономического кризиса существенно повысил требования к соискателям. Долгое время одной из самых эффективных считалась практика трудоустройства через "знакомых". Что говорить, она существует и по сей день. Другой вопрос, что сегодня, когда финансы многих компаний так и норовят "запеть романсы", руководители стали больше думать об эффективности каждого своего сотрудника. Особенно, если речь заходит о найме нового. И здесь у руководителя два варианта - либо найти подходящего человека самостоятельно (задача упрощается, когда в компании работает менеджер по персоналу), либо обратиться в рекрутинговое агентство, задача которого - подыскать нужного профессионала с определенными навыками и умениями. Рекрутинговые агентства на казахстанском рынке появились по грубым подсчетам лет десять-двенадцать назад. На момент своего появления у многих казахстанских компаний они вызывали недоуменные взгляды. Им казалось смешным платить довольно большие гонорары за поиск другой компанией нужного им специалиста. Пользоваться их услугами в то время предпочитали в основном иностранные компании, чьи представительства работали в Казахстане. Причина объяснима - рынок рекрутинга или рекрутмента, что в принципе одно и то же, по подсчетам некоторых специалистов, на Западе существовал уже на протяжении сорока лет и завоевал себе репутацию. Начиная примерно с 2004 года, и крупные отечественные компании стали гораздо чаще поручать компаниям, готовым в "минимальные сроки" (до 30 рабочих дней), за "низкие цены" (от 8% от заработной платы специалиста), с "гарантией бесплатной замены специалиста" (при прописанных условиях), отыскать и подобрать тех или иных специалистов. Сегодня на этом рынке наступило относительное затишье. Так, по словам Ольги Ходжамкуловой, директора агентства "RecCom", поток обращающихся в агентство кандидатов за текущий год существенно увеличился (от 27 до 110% по разным направлениям). Вместе с этим "сократилось количество заявок от компаний-клиентов". "Если учесть, что цель рекрутмента - поиск и подбор подходящих, зачастую редких, специалистов среднего и высшего звена для компаний-клиентов, то количество устроенных кандидатов не является нашей целью и действительным показателем рынка. Но если сравнить показатели текущего года с показателями года минувшего, то количество закрытых вакансий снизилось на 30-35%, - комментирует эксперт, на взгляд которого причина такого положения рынка кроется в "нестабильности экономической ситуации". "Большинство компаний проводят сокращение численности сотрудников, понижение заработных плат, и т.д. Потому о развитии, а, следовательно, и наборе персонала, речь уже не идет", - добавляет Ольга Ходжамкулова. По мнению отдельных специалистов, рынок рекрутинга, как таковой, наиболее развит только в Алматы. "Здесь, в южной столице, можно найти компании, которые занимаются рекрутингом во всех сферах, есть компании, которые выбрали для себя определенную специализацию. Но, как правило, первый тип работы не приносит особого дохода. Особенно сегодня, в период кризиса, доход у них небольшой", - комментирует Марина Линник, специалист рекрутингового агенства, работающего с клиентами из сферы фармацевтики. По словам эксперта, раньше, в докризисный период, был очень востребован рынок рекрутинговых агентств в области банковского дела и строительства. Сегодня же, когда эти секторы "упали", можно видеть определенную невостребованность и самих компаний. "Наша компания занимается рекрутингом на фармрынке, особо не испытывающем взлетов и падений. Отсюда определенная доля сопротивления нашего бизнеса затянувшемуся кризису", - объясняет Марина Линник, добавляя, что в этом году поток резюме в их адрес увеличился, равно как и поток "заказов". Эксперт объяснила это тем, что они специально объехали медицинские вузы и учреждения, сделав там небольшую рекламу работникам медицинской и фармсферы. Между тем, согласно сравнительному анализу тенденций кадрового рынка на апрель 2008 и 2009 года одного из алматинских рекрутинговых агентств, почти вдвое возросли потоки резюме от работников маркетинга (с 40 до 70 обращений в месяц), HR-специалистов (с 30 до 60), и т.д. В среднем в месяц в прошлом году в адрес агентств приходило 400 резюме, сегодня - свыше 600. Справедливости ради стоит отметить, что на взгляд профессионалов рынка, рост числа резюме не говорит о росте качества их содержания. Так, по словам Ольги Ходжамкуловой, ошибок, которые совершают кандидаты, "очень много", и они, как правило, индивидуальны. "Если говорить в целом, то в большинстве случаев это неграмотное и поверхностно составленное резюме, в которых налицо неопределенность в интересующих позициях, из категории "мне все, что угодно, лишь бы работа была", неадекватные пожелания по заработной плате". При собеседовании одна из частых ошибок - чересчур уверенное или неуверенное поведение на интервью, незаинтересованность в предлагаемой позиции и сфере деятельности компании. Сейчас сестра сидит и изучает форумы и сайты рекрутинговых и кадровых агентств. Советов как нужно и нельзя себя вести, если хочешь, чтобы тебя "купили", там достаточно. Уж очень ей не хочется числиться в ряду безработных казахстанцев, которых в августе этого года Департамент статистики труда и обследований домашних хозяйств насчитал 565,4 тысяч человек

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи