Опубликовано: 1071

Появятся ли призраки государств в Центральной Азии: Таджикистан

Появятся ли призраки государств в Центральной Азии: Таджикистан

На сегодняшний день в Центральной Азии только две республики - Таджикистан и Кыргызстан на протяжении последних семнадцати лет обретения независимости безуспешно пытаются решить свои проблемы и стать в один ряд со своими региональными соседями.

Однако ситуация развивается таким образом, что в перспективе данные государства могут перестать существовать как субъекты международного права, став частью одной из стран СНГ. Итак, Республика Таджикистан. Представляет собой суверенное государство, расположенное в Центральной Азии, пережившее гражданскую войну и пытающееся наладить свою национальную экономику. Республика граничит с Узбекистаном и Кыргызстаном на севере и западе, с Китаем на востоке, с Афганистаном - на юге. Около 93% территории Таджикистана занимают горы, которые относятся к системам Памира, Тянь-Шаня и Гиссаро-Алая. В республике 3 области и 8 районов республиканского подчинения: Хатлонская, Сугдийская (Ленинабадская) Горно-Бадахшанская и районы республиканского подчинения. Плотность населения страны составляет 49,5 чел./кв.км. Однако реальное "лицо" Таджикистана формируется на основе других дополнительных факторов. Во-первых, многие секторы экономики находятся в затяжном кризисе. И хотя в 2007 году был отмечен рост в промышленности Таджикистана (9,9%) и сельском хозяйстве (6,5%), это не дает основания утверждать о кардинальных переменах в лучшую сторону. Стоит отметить, что проценты - цифры относительные и в случае с Таджикистаном они призваны показать только некоторые подвижки, которые в реальных величинах практически не определяют каких-либо изменений в лучшую сторону. Другим аргументом может служить тот факт, что по уровню производства Таджикистан достиг только 65% от объемов производства 1991 года. Во-вторых, низкие темпы роста ВВП. Так, в 2007 году ВВП Таджикистана по сравнению с 2006 годом вырос на 7,8% и составил 12 млрд 779 млн. сомони (3 млрд 661 млн. долл. США). Вместе с тем стоит отметить, что ВВП формируется не только из расчета реального объема промышленной продукции. Также принимаются во внимание объемы торговли и предоставленных услуг. А в 2007 году объем торговли в Таджикистане вырос почти на 35%. Здесь становится очевидным, что именно торговля и услуги повлияли на итоговые данные ВВП. В-третьих, высокий уровень инфляции. По информации министерства экономического развития и торговли Таджикистана в 2007 году уровень инфляции в стране достиг 19,7%. Хотя по данным Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана реальный уровень инфляции в стране в 2007 году был на 5-6% выше официального уровня. При этом основной рост инфляции пришелся на конец 2007 года, когда было отмечено повышение цен практически на все виды продуктов питания и энергоносители. Так, например, в период с июля по сентябрь 2007 года только цены на хлеб выросли в 6 раз. В-четвертых, миграционные настроения наиболее трудоспособных возрастных групп населения, принимающие все больший масштаб. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция количественного роста трудовых мигрантов из Таджикистана. По материалам Международной организации по миграции (МОМ), в 2006 году в России на заработках находилось около 870 тысяч граждан Таджикистана. В 2007 году в соответствии с новым миграционным законодательством по квоте в России могли работать не более 600 тыс. человек. Вполне вероятно, что легально численность таджикских граждан и составляла разрешаемую цифру. Вместе с тем речь идет только о легальных, зарегистрированных таджикских рабочих, в то время как на нелегальном положении в России может находиться до 1,2 млн. человек из Таджикистана, что составляет около 17% от всего населения республики, насчитывающей порядка 7 млн. человек. В-пятых, плачевное состояние социальной сферы. Отсутствие финансирования не позволяет проводить грамотную государственную политику по отношению к наиболее незащищенным слоям таджикского населения. В основной массе теми, на ком отразилось отсутствие помощи со стороны государства, стали молодежь и пенсионеры. Средний размер пенсии по республике на 1 января 2007 года составил 40,96 сомони (12 долл. США). Средний размер трудовых пенсий составляет 44,19 сомони (13 долл. США). Фактически отсутствие молодежной политики в стране приводит: - к трудовой миграции наиболее трудоспособной части населения; - к вовлечению молодежи в занятия наркобизнесом; - к участию в незаконных экстремистских организациях религиозного толка; - к привлечению молодежи к занятию проституцией. Уже сегодня Таджикистан по оценкам экспертов является крупнейшим в регионе государством, поставляющим девушек и молодых женщин для сексуальной эксплуатации в Турцию, Россию, Пакистан и другие страны. В-шестых, рост численности бедного населения. По данным Государственного комитета по статистике при правительстве Республики Таджикистан на сегодняшний день порядка 53% населения страны считается бедным и 17% - критически бедным. Население считается бедным, если уровень затрат на продовольственные и непродовольственные товары не превышает 139 сомони (40,5 долл. США) в месяц. Стоит отметить, что ситуация с уровнем бедного населения в стране имеет тенденцию к росту. В-седьмых, неудовлетворительное состояние вооруженных сил Таджикистана. В республике вооруженные силы насчитывают порядка 12 тыс. человек. Вместе с тем военные расходы составляют в среднем около 1,8% от ВВП Таджикистана и в 2007 году составили порядка 52,2 млн. долл. США. Очевидно, что с таким объемом финансирования чрезвычайно сложно поддерживать армию в постоянной боеготовности, а тем более решать вопросы о модернизации материально-технической базы воинских частей. * * * Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что правительство Таджикистана не в состоянии решить тот комплекс существующих проблем, с которыми уже не один год сталкивается республика. Кроме этого, подтверждается тезис о том, что экономика республики, равно как и действующая власть могут держаться за счет внешних финансовых вливаний со стороны международных организаций и стран, заинтересованных в поддержании стабильности в Таджикистане и в регионе в целом. Вместе с тем нужно понимать, что любая помощь, приходящая извне рано или поздно будет сокращаться: фактор для властей Таджикистана, не имеющих реальных программ вывода страны из кризиса, крайне негативный. Не исключено, что при постепенном сокращении финансирования Таджикистана со стороны внешних источников, республика может либо опять стать зоной нестабильности в Центральной Азии, либо начать процесс интеграции с одной из стран СНГ. В данном случае появляется вероятность реализации сценария по началу процесса присоединения к… Продолжение следует Фото с сайта http://venividi.ru
Загрузка...