Опубликовано: 1057

Появятся ли призраки государств в Центральной Азии: Таджикистан

Появятся ли призраки государств в Центральной Азии: Таджикистан

Окончание, предыдущую часть см.здесь

Становится очевидным, что Россия, как впрочем, и другие страны, в современных условиях стала прагматично подходить к сотрудничеству и вкладывать средства исходя из расчетов по части своих национальных интересов. В последнее время действия Москвы в отношении Таджикистана стали носить все более очевидный характер. В социально-экономической сфере Москва, вкладывая инвестиции в экономику Таджикистана, стремится снизить расходы на присутствие там своих войск, то есть сократить расходы, связанные с обеспечением безопасности на южных рубежах СНГ. С другой стороны экономически Москва уже "привязала" к себе Душанбе. То финансирование, которое на протяжении многих лет питает безнадежную экономику Таджикистана, хотя по объему может и не являться реальной помощью для выхода из кризиса, но оно и не позволяет республике полностью оценить на себе все прелести кризиса. Кроме этого не стоит забывать, что именно Россия дает возможность таджикским рабочим заработать и тем самым содержать свои семьи и родственников в Таджикистане. Напомним, что по неофициальным данным в России ежегодно нелегально трудятся порядка 17% от всего населения республики. В военно-технической области Москва решила в 2008 году передать Таджикистану военную технику и вооружение 201-й российской базы (которая по разным подсчетам даже в этом состоянии составляет порядка 1 млрд долл. США). Так, вместе с танками и бронетехникой Таджикистану будет передан дивизионный артиллерийский комплект - три дивизиона гаубиц Д-30 (72 единицы), 9 батарей 81-мм и 120-мм минометов (72 единицы), а также боекомплекты к ним. С одной стороны факт передачи такого большого количества техники должен только радовать таджикскую сторону, так как в таких объемах военную помощь Россия не оказывала никому из своих стратегических партнеров. С другой стороны стоит отметить, что взамен отданной техники российская база в Таджикистане получит новейшие образцы военной техники и вооружения. Что также является лишним подтверждением усиления позиции Москвы в республике. В политической сфере Москва пролоббировала свои интересы относительно двойного гражданства. В результате на сегодняшний день Таджикистан является единственной страной в СНГ, которая поддерживает с Россией институт двойного гражданства. Кроме того, политические круги Таджикистана в большинстве своем позитивно настроены на еще более тесное сотрудничество Душанбе и Москвы, понимая, что соседние республики региона находятся в не лучшем положении, а западные страны мало того, что за несколько тысяч километров, так еще и постоянно содрогаются от регулярно повторяющихся финансовых кризисов. В результате остается Россия, которая с переменным успехом, но все же поддерживает разнообразные связи на всем протяжении суверенного существования молодой Республики Таджикистан. Подводя итог, получаем, что Москва: 1. Выполняет задачи таджикского правительства по экономическому развитию республики, а именно - инвестирует в экономику Таджикистана, создает СП на территории республики, наращивает импорт и т.д. 2. Решает социальные вопросы, путем фактического трудоустройства таджикских рабочих, давая им (где легально, где нелегально) возможность трудоустроиться, заработать деньги и содержать своих родных и близких. 3. Решает вопросы по обеспечению населения продовольственными товарами, поставляя продовольствие (в том числе муку) в республику. 4. Выполняет функции министерства обороны Таджикистана, фактически вооружая армию республики военной техникой и вооружением, а также обучая в военных учебных заведениях офицеров таджикских вооруженных сил. 5. Выполняет политические функции руководства, являясь фактически гарантом стабильности в Таджикистане. Ведь ни для кого не секрет, что присутствие в республике российских формирований и компаний, выражающих интересы Москвы, является сдерживающим фактором на пути дестабилизирующих сил. 6. Отчасти решает вопросы получения образования таджикской молодежи посредством создания совместных вузов и определения квот на обучение таджикской молодежи в российских вузах. Можно и дальше перечислять те задачи, которые в настоящее время решает Россия в Таджикистане. Однако становится очевидным, что Москва, усиливая свое присутствие в Таджикистане и регионе в целом, вряд ли руководствуется эфемерными идеями о поддержании стабильности в регионе через свое присутствие в Таджикистане. Да, Таджикистан в своем "багаже" имеет мало "достоинств" (например само геополитическое положение республики, гидроресурсы, наличие 14 процентов залежей урана от всего мирового запаса и др.). Вместе с тем в республике, уже де-факто и де-юре проживает значительная часть населения, имеющая как таджикское, так и российское гражданство. Этот фактор может стать в перспективе одним из оснований к началу процесса присоединения Таджикистана к России. Конечно, не имея общих границ с Таджикистаном, Москве в начале будет затруднительно привыкать к новой для себя роли. Вместе с тем опыт Калининградской области (как территории "отрезанной" от России) может быть с успехом перенесен и в Таджикистан. Конечно, на сегодняшний день развитие вышеописанной ситуации с исчезновением с карты мира одной республики Центральной Азии маловероятно. Так как действующее руководство республики вряд ли захочет отдать власть в другие руки, тем более, когда ее вкус стал уже привычным и необходимым. Вместе с тем не исключено, что после смены руководства Таджикистана и при проведении подготовительной работы с населением, а также организации грамотной PR-кампании вполне вероятно, будет поднят вопрос о перспективах присоединения республики к России. И в этом случае вряд ли рядовые дехкане, который год терпящие недостаток в пище, воде, тепле, свете и других повседневных радостях жизни, смогут принять решение в сторону продолжения суверенного "плавания" молодой республики. Тем более, что многие функции таджикского руководства уже давно перешли в сферу деятельности Москвы. Фото с сайта www.newizv.ru
Загрузка...