Опубликовано: 789

Политика кнута без пряника

Политика кнута без пряника

"Скоро Новый год", - с ненавистью говорит моя знакомая, владеющая небольшим мебельным цехом. Странно, праздник-то вроде радостный... "Да мало того, что отчет не готов, еще ведь и подарок надо в налоговом делать. Ну, нет у меня сейчас лишних двухсот баксов - все в деле",- поясняет бизнес-леди.

Система "налогоплательщик - налоговик" в разных своих ипостасях хорошо известна. Но вот не так давно Министерство госдоходов республики издало любопытный документ - приказ "О рейтинге оценки взаимоотношений налогоплательщиков с государством", подразумевая тем самым, что и у государства с гражданами, должными пополнять казну, отношения имеются. Так ли это на самом деле? Этот стон у нас налогом зовется Итак, вы решили помочь родному отечеству в развитии экономики (ну, и заработать при этом, конечно). Как только предприятие зарегистрировано - неизбежна встреча с налоговиками. В течение десяти дней с этого исторического момента необходимо встать на налоговый учет. Хотя по логике вещей, это прямая обязанность именно этого ведомства - поставить новую компанию на учет при первой же просьбе или обращении любого вида: по почте, "электронке", факсу и т.д. Как человеку удобнее. Это давно перестало быть проблемой во всех цивилизованных странах. В ответ возвращается извещение с присвоенным номером налогоплательщика. Мечта бизнесмена! А что у нас? Необходимо собрать солидный пакет документов, заверенных нотариально. А с недавних пор необходимо еще и документально, с полным набором справок и справочек подтвердить свой юридический адрес. Гарантийного письма и договора об аренде уже недостаточно. Нужно подтвердить право собственности на недвижимость у того, кто ее сдает. Замысел прост: как можно точнее "отследить" местонахождение налогоплательщика. Учитывая нехорошие привычки некоторых из них - в частности, повышенную скрытность, понять налоговиков можно. Но тогда автоматически подпадают под подозрение и честные граждане, а налоговый комитет тем самым берет на себя полицейские функции. А как же презумпция невиновности? К тому же, понятно: того, кто уклоняется от уплаты, такими штучками не проймешь. А тот, кто хочет вести дело честно, может и адрес сменить, и платить честно, вот только бюрократические придирки как раз ему-то и мешают. Одни изнурительные очереди при сдаче отчетов чего стоят! Посмотрите на наших бизнесменов в конце месяца - их лица словно искажены зубной болью, нервы напряжены до предела, ни о чем другом не думают и думать не могут. Так порождается система "личных отношений". Вообще некоторые наивные наши граждане до сих пор уверены в простоте отношений с государством. Ведь декларируется же всяческая поддержка, стало быть, хочешь работать - работай. Мало кто готов к огромному объему обязанностей, сразу же сваливающемуся на голову новичку: платить налог, сдавать отчет раз в месяц, ежеквартально и, наконец, самый трудоемкий - годовой. Причем, по самым разным показателям и в разные ведомства - к примеру, по земельному налогу (даже если у вас и в помине нет никакой земли), по экологическим параметрам и так далее. Не зря ведь именно у нас родилась горькая шутка, весьма близкая к действительности - о налоге на право дышать. Виноват ты во всем Грозное слово "штраф" поджидает предпринимателя на каждом шагу. Не поставил за десять дней свое "детище" на налоговый учет - выкладывай 31 тысячу тенге. Значения не имеет, кто виноват: вы проморгали или инспектор не успел: заболел, отбыл по делам…Вина все едино - ваша, так же, как и проблемы, и минус 31 тысяча из кошелька. Просрочили, голубчик. А ведь еще требуется отчетность в управление статистики, где к опоздавшим тоже кровожадно относятся. Штрафы, штрафы…Разные инстанции будто соревнуются, кто больше преуспеет в этом приятном занятии. Так и видятся за этим бодрые рапорты - эвон сколько злоумышленников наказали. Но ведь здравый смысл диктует прямо противоположный подход: показателем работы налоговиков должен быть не размер штрафов, а размер налоговых поступлений. Одними репрессиями против бизнесменов мало чего можно добиться, разве что несколько поднять собственное благосостояние, то и дело проявляя "благосклонность". Многие факты лихоимства были обнародованы, не мало, полагаю, прошли втихаря. Конечно, измордованному бумажной отчетностью и кабинетными заморочками человеку даже удобнее заплатить конкретной личности конкретную сумму вместо того, чтобы терять сознание в очередях. По мнению специалистов, штрафы должны взиматься дифференцированно - в зависимости от "злостности" нарушителя, его опыта, доходов. Нельзя беспощадно карать новичка только за то, что он не так бумажку заполнил. По мнению самих предпринимателей, необходимо упростить процедуру отчетности, сведя до минимума бумажный поток. Они долго мечтали об этом, и, наконец, сбылась мечта. Правда, только для малых предприятий. В соответствии с новым Налоговым кодексом они смогут с начала будущего года сдавать отчеты поквартально, Что и говорить, существенное облегчение для отечественного бизнеса. Во многих странах этот процесс идет легко и просто - без напряга и очередей, раз в год. При этом самые "правильные" налогоплательщики получат письма с благодарностью, и некоторые даже вывесят их в своих офисах под стеклом. Они будут чувствовать себя равноправными и уважаемыми партнерами страны, для которой в конечном итоге трудятся. Ну, почему же мы-то все не найдем в себе сил отказаться от тяжелого советского наследия? Почему налоговые органы знают только одну-единственую функцию - карать? Аксиому о том, что сегодня необходимо развивать малый и средний бизнес, разжевывать не требуется - об этом говорят с трибун самой разной высоты, это понимает, кажется, даже школьник. Причинами же, преграждающими дорогу предпринимателям, принято называть коррупцию, бюрократизм, налоговый пресс и отсутствие оборотных средств. Сетования на этот прочный шлагбаум тоже давно стали как бы традицией - ничего тут, мол, не поделать, плетью обуха не перешибешь. Увы, многие законопослушные граждане, пройдя налоговые лабиринты, утвердились в этой мысли и оставили занятие бизнесом навсегда.
Загрузка...