Опубликовано: 843

ОБСЕ: вызовы и шансы

ОБСЕ: вызовы и шансы

Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, кроме политического престижа и роста авторитета страны, связано и с неизбежным столкновением с рядом проблем, которые могут осложнить внешнеполитическое положение республики.

Эта мысль стала одной из основных в выступлениях экспертов на международной научно-практической конференции "ОБСЕ: вызовы региональной безопасности", которую провели Казахстанский Национальный университет имени аль-Фараби и Казахстанский Институт стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК. Одни эксперты связывали эти потенциальные сейчас, но вполне вероятные в недалеком будущем, проблемы с экономическим кризисом. Еще не имеющий сегодня международной политической проекции, он может ее обрести через год, заметила профессор КазНУ Мара Губайдуллина. А кризис - сложный, "многоэтажный", и где эти политические проблемы проявятся, предугадать невозможно. Отечественной дипломатии придется быть очень внимательной. - Реальная проблематика ОБСЕ может выйти далеко за рамки привычных представлений о ней в виде вопросов безопасности, гуманитарного и экономического сотрудничества, о функциях, целях и задачах Организации. В реальности участие в ОБСЕ постсоветских государств в той или иной степени затрагивает, помимо внутренних проблем, и широкий спектр отношений с Западом в целом, а в частности с ЕС и европейскими институтами, НАТО и США. Более того, в последнее время в этот круг вопросов входят проблемы т.н. "энергетической безопасности" Европы. Новый контекст в этой связи приобретают наши отношения со странами Центральной и Восточной Европы. Председательство Казахстана в ОБСЕ - это своеобразный геополитический тест на зрелость, поскольку касается принципиальных проблем отношений с Западом, безопасности, геополитики и геоэкономики, - заметил в своем выступлении на конференции главный научный сотрудник КИСИ Мурат Лаумулин. К плюсам нынешней ситуации можно отнести то, что у Казахстана "есть еще в запасе больше года, чтобы полноценно подготовиться к председательским функциям, обеспечить наилучшие условия для реформирования ОБСЕ и создать условия для углубления доверия между европейскими институтами и странами СНГ". В принципе, республика уже начала оказывать влияние на ОБСЕ, когда в стране состоялась Межпарламентская ассамблея ОБСЕ. Казахстанская деятельность в ОБСЕ в качестве страны-председателя сможет укрепить авторитет этой международной организации в Восточной Европе и среди стран СНГ. Однако, к анализу и потенциальному решению будущих сложностей, надо готовиться весьма тщательно. Г-н Лаумулин подчеркивает, что самыми сложными будут ситуации, когда Астана в качестве председателя будет поставлена перед необходимостью озвучивать критику ОБСЕ в адрес своих союзников и партнеров по СНГ. В этих случаях у Казахстана остается только возможность смягчения формулировок и смещения акцентов. С председательством РК ОБСЕ как бы приобретает "евразийское лицо". Хотя не исключено, что "для того, чтобы не раздражать западных партнеров, придется максимально реже употреблять в документации и официальной риторики термин "евразийский", но в большей степени делать акцент на "европейском выборе" Казахстана. Это поможет вести диалог на понятном для всех языке". - Как представляется, в ходе своего председательства Казахстан мог бы придерживаться следующих ориентиров: в первую очередь, необходимо согласование и проведение единой линии по всему спектру проблематики ОБСЕ в отношениях с организацией и Западом совместно с Россией, странами ЦА и всеми союзниками по интеграционным структурам СНГ. Наряду с возможностью преодоления "разделительных линий" в ОБСЕ под председательством Казахстана в организации можно будет больше внимания уделять мнению и интересам государств "к востоку от Вены". Тем самым, государства СНГ получат возможность более активной реализации инициируемых ими проектов. Казахстан вполне способен консолидировать эту организацию, - высказал свое мнение ученый.
Загрузка...