Опубликовано: 1161

Нефтяная эра Кыргызстана: пока за горами

Нефтяная эра Кыргызстана: пока за горами

Еще в феврале, в одном из программных документов, президент Бакиев перечислял основные контуры встающей на ноги кыргызстанской экономики.

Говоря о строительстве новых гидроэлектростанций на реке Нарын, он предположил, что именно энергетика "выдвинет страну в региональные лидеры постнефтяной эры". Прицел Кыргызстана понятен. Запасы нефти в мире стремительно иссякают, и команда Бакиева решила работать на перспективу. Но совсем недавно местные СМИ тонко намекнули, что акценты смещены. Есть под Бишкеком небольшой поселок Ак-Суу. Там и располагается нефтеперегонная база "Брасс-Ойл". Ее технические характеристики стандартны для небогатого нефтью Кыргызстана. Основная деятельность - хранение и сбыт нефтепродукции. Запасы горюче-смазочных материалов на данный момент - почти 20 миллионов тонн. Существующая в стране "Бишкекская нефтеперерабатывающая компания" - основной поставщик ГСМ для целой сети небольших заправок, которые содержат бизнесмены средней руки. Но их общая доля на рынке, особенно после прихода в страну "Газпрома" крайне незначительна. Развитие конкурентной среды на рынке и снижение затрат на покупку готового российского и казахстанского топлива - две этих причины и подтолкнули окружение президента к необходимости создания собственного нефтяного концерна. По мнению "нефтяных экспертов" Кыргызстана - это может привести к некоторому снижению цен на бензин, которые с начала лета уже подскочили на несколько сомов. Однако благие намерения создать собственную сеть АЗС под флагом уникальной национальной нефтяной компании разбиваются сразу о несколько причин. Во-первых, на строительство базы уже было потрачено 200 миллионов сомов. Это, конечно, деньги не бюджетные, а инвестиции. Но руководство "Брасс-Ойл" недвусмысленно намекает на то, что неплохо бы и государству включиться в процесс финансирования. Связано это, по всей видимости, с тем, что производство собственной нефти в Кыргызстане - крайне нерентабельное занятие, и предприниматели предпочитают в данную сферу особо не лезть. И это уже вторая причина - в стране фактически нет работающих на полную мощность нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. Есть Джалал-Абадский завод. Но в отсутствии инвестиций и постоянного внимания со стороны государства, работает он, по признанию самих же кыргызстанских нефтяников, "ни шатко, ни валко". Есть небольшие предприятия в Чуйской и Иссык-Кульской областях, но это как раз те два завода, благодаря которым существуют заправки в регионах. В тех регионах, где не развевается еще флаг "Газпрома". Жизнеспособность этих АЗС невысока - бензин там пусть и дешевле, но в качестве значительно уступает. Есть потенциал у нескольких месторождений в Ферганской долине. И если Узбекистан на своей территории их использует, то на территории Кыргызстана их разработка практически не ведется. Вливать в эту сферу бюджетные деньги руководство республики не рискнет. И потому что кризис, и потому что "стройка века", и потому что пенсии и зарплаты у бюджетников маленькие. Тем более, что для развития нефтяной промышленности, а именно это имеет в виду Курманбек Бакиев, нужно не просто найти и переработать нефть. Здесь ключевым фактором может оказаться неразвитость коммуникаций в стране, фактическое отсутствие дорог и значительная отдаленность месторождений от центров переработки. Строительство дорог и прокладка коммуникаций декларируются в Кыргызстане уже полтора десятилетия. По факту, за эти годы удалось проложить две крупные трассы, которые отвечают не столько промышленным, сколько торговым интересам страны. Есть опасение, что к моменту решения этих вопросов нефть останется только в одной стране мира - в Кыргызстане. Не стоит списывать со счетов и еще один немаловажный факт: да, "Газпром" сейчас контролирует 70 процентов рынка горюче-смазочных материалов в Кыргызстане. Еще 25 процентов между собой делят остальные российские и казахстанские компании. Вероятность потерять часть кыргызстанского рынка, пусть и незначительную, вряд ли сильно обрадует монополиста. Есть и еще один нюанс. "Бишкекская нефтеперерабатывающая компания" планирует в ближайшее время строительство двух десятков своих заправок в столице. Достаточно солидные эксперты в приватных разговорах утверждают, что это шаг отнюдь не к конкурентной борьбе с "Газпромом", а лишь способ немного заработать в разгар кризиса. К слову, пресс-служба главы государства и его ближайшее окружение не только не дают никакой информации по ОсОО "Брасс-Ойл", но и настоятельно просят воздержаться от дальнейшего поиска этих данных. Фото с сайта http://i.treehugger.com
Загрузка...