Опубликовано: 2303

НАТО и Казахстан: игры геополитиков

НАТО и Казахстан: игры геополитиков

Внешняя политика Казахстана успешно прошла стадию становления и прочно утвердилась в качестве неотъемлемого элемента государственной политики в новых исторических условиях.

За это время Республика Казахстан стала участником ряда военно-политических и экономических союзов, которые в той или иной мере обеспечивали стабильность в регионе и способствовали защите собственных рубежей. Казахстан стал членом межгосударственных объединений, в том числе и Совета коллективной безопасности в Центральной Азии, в рамках которого созданы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-азиатского региона, в состав которых входят подразделения вооруженных сил России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана со штабом в Бишкеке. Но, для обеспечения всеобъемлющей безопасности Астана, как и многие республики СНГ стала налаживать контакты с США и НАТО. Нужно отметить, что военное сотрудничество Казахстана с США занимает особое место в двусторонних отношениях. Так, подписав 27 мая 1994 года рамочный документ "Партнерство во имя мира", Казахстан стал 19-м государством-участником данной программы. Здесь уместно напомнить, что Программа "Партнерство во имя мира" даёт союзникам по НАТО возможность сотрудничать со своими партнерами, не входящими в Североатлантический альянс, по многим направлениям военной и оборонной деятельности. В декабре 1994 года Казахстан представил в НАТО Презентационный Документ с предлагаемыми направлениями сотрудничества, которые включали в себя: планирование и финансирование национальной обороны, обеспечение демократического контроля над вооруженными силами, совместное планирование и проведение учений с целью подготовки отдельных подразделений к осуществлению миссий по поддержанию мира и гуманитарных операций, подготовка кадров для вооруженных сил. В марте 1996 года министр обороны Казахстана А. асымов посетил США и подписал со своим коллегой У.Перри "Совместное заявление о будущих оборонительных и военных отношениях". Для координирования совместной деятельности Казахстана и НАТО в ноябре 1996 года был открыт офис Республики Казахстан в Группе по координации партнерства по линии НАТО в г. Монс (Бельгия). В соответствии с положениями Брюссельского соглашения от 20 января 1998 года было открыто представительство Казахстана в НАТО. С подписанием между Казахстаном и НАТО Соглашений о безопасности и статусе вооруженных сил были урегулированы необходимые юридические аспекты и устранены формальные препятствия для вовлечения Казахстана в более тесное сотрудничество с НАТО. При этом Казахстан стал регулярным участником по программе "Партнерство во имя мира", согласно которой проводятся ежегодные осенние и весенние учения на территории Казахстана и США. За время сотрудничества с НАТО в программе "Партнерство во имя мира", Казахстан неоднократно участвовал в учениях, как на территории американских баз морской пехоты, так и в Центральной Азии. Казахстанский отдельный батальон (созданный в рамках программы сотрудничества Республики Казахстан с НАТО) был экипирован по стандартам Североатлантического блока и в соответствии с меморандумом ООН, подписанным Республикой, вошел в состав "голубых касок". В 2002 году Казахстан присоединился к Программе НАТО "Процесс планирования и анализа". Республика стала 20-м государством-участником Программы и первым среди стран Центральной Азии. Сотрудничество в рамках Программы "Процесс планирования и анализа" предусматривало расширение военно-технического сотрудничества Казахстана с НАТО и позволило республике участвовать в миротворческих миссиях и мероприятиях по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов. Но здесь нужно учитывать, что НАТО интересует не только реформирование казахстанских вооруженных сил. Так отдел НАТО по научным и природоохранным делам выделил средства для изучения нефтегазового потенциала каспийского сектора Казахстана. В течение года эксперты должны были установить запасы нефти и газа республике и перспективы их добычи для обеспечения энергетической безопасности Турции и стран Восточной Европы. Можно предполагать, что финансовая (и иная) помощь Казахстану будет и далее довольно значительной. В этом случае Казахстан должен осознавать, что помощь подобного рода имеет и другую сторону сотрудничества. Так, программа "Наука ради мира", к которой также присоединился Казахстан, предоставляет возможность странам-партнерам НАТО получить доступ к современным научно-техническим разработкам ученых стран НАТО, а также получить финансовое содействие в осуществлении проектов в интересах национальной экономики и науки. Казахстан уже участвует в ряде приоритетных проектов Комитета НАТО, в том числе по экологии Каспия. Два проекта казахстанских ученых получили одобрение экспертов Научного комитета НАТО (оба по проблемам ядерной и химической безопасности). Необходимо учесть, что Казахстан принимает участие в совместных с армией США маневрах, начиная с 1997 года. Обращает внимание, что маневры проходят вблизи с границей Китая, в данном случае СУАР. При этом Китай ни разу не принимал участие учениях подобного рода. Российские же войска в последний раз были на маневрах на Капчагае в 2000 году. Таким образом, проамериканский характер учений на юге Казахстана очевиден. И США не скрывают свою заинтересованность в Казахстане. И это понятно, так как ни для кого не секрет, что именно Казахстан имеет значительный энергетический потенциал, более мощную и развитую, нежели в других странах Центральной Азии, инфраструктуру. Своеобразный интерес к Казахстану был заложен еще в Стратегической концепции Североатлантического союза, принятой в 1991 году и положившей начало долгосрочному преобразованию НАТО, где в рамках нового широкого подхода к безопасности подчёркивалась важная роль диалога и сотрудничества со странами, не входящими в НАТО. Для этих целей в декабре 1991 года был создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), преобразованный в 1997 году в Совет евро-атлантического партнёрства (СЕАП). Его членами стали страны НАТО, а также государства Восточной Европы и СНГ, в том числе и Казахстан (с 1992 года). На сегодня в его состав входят 19 членов НАТО и 27 так называемых "партнёров". Деятельность СЕАП основана на двухгодичном плане действий, в котором главное внимание уделяется консультациям и сотрудничеству по широкому кругу вопросов политики и безопасности, в том числе, по региональным проблемам, контролю над вооружениями, борьбе с международным терроризмом, миротворческой деятельности, военно-экономическим вопросам и вопросам науки и защиты окружающей среды. Нужно отметить, что Совет североатлантического сотрудничества (ССАС) по своему составу почти полностью совпадал с СБСЕ, а участие центрально-азиатских государств выводило его за "евроатлантические" рамки. Ряд стран, прежде всего Россия, возлагавшая в то время на СБСЕ много надежд, видели в этом определенные возможности для того, чтобы направить деятельность ССАС в сторону структурной и функциональной интеграции НАТО и СНГ во всеобъемлющую систему безопасности "от Ванкувера до Владивостока". Со временем стала очевидна иллюзорность подобных планов, а события в Косово способствовали охлаждению российско-натовских отношений и углублению в конце 90-х годов пессимизма относительно перспектив развития сотрудничества с Североатлантическим альянсом. Но это не смутило НАТО, которая переориентировала свои интересы в сторону другого региона. И в настоящее время становится очевидным тот факт, что центрально-азиатская тематика сейчас является одним из приоритетных вопросов НАТО. В настоящее время НАТО делит своих партнеров на четыре группы - западноевропейскую, балканскую, кавказскую и центрально-азиатскую. До последнего времени альянс имел спецпредставителя лишь на Балканах. Теперь он будет и в Центральной Азии. Представитель генерального секретаря по Кавказу и Центральной Азии будет налаживать рабочие контакты на высоком уровне с региональным руководством для содействия выполнению целей и задач НАТО. Также в марте 2004 года открылся Казахстанский информационно-документационный центр НАТО, который призван обеспечивать министерства и ведомства республики необходимыми документами в рамках реализации программ партнерства. Если посмотреть на предыдущие визиты генеральных секретарей НАТО в Казахстан и другие государства Центральной Азии (ноябрь 1992 - М. Вернер, март 1997 - X. Солана, июль 2000 - Дж. Робертсон, июль 2003 - снова Дж. Робертсон, октябрь 2004 - Я. де X. Схеффер), то нетрудно заметить, что промежутки между ними становятся все меньше и меньше. Если же проанализировать деятельность Вашингтона и НАТО в отношении отдельных республик, то, как отмечают наблюдатели, сегодня все больше внимания уделяется Казахстану. Ни для кого не секрет, что именно Казахстан имеет огромный энергетический потенциал, более мощную и развитую, нежели в других странах региона, инфраструктуру. В то же время развитие сотрудничества, особенно по военной линии, с этой республикой идет не столь стремительно, как этого хотелось бы Соединенным Штатам. Уже становится ясно, что позиция НАТО и дальнейшие действия блока в постсоветской Азии выглядят следующим образом. Во-первых, руководству центрально-азиатских республик будет на регулярной основе оказываться поддержка при строительстве демократического общества. Во-вторых, активизировано с республиками региона сотрудничество в вопросах безопасности. То есть, в Центральной Азии будет создана связанная с НАТО система противодействия общим угрозам - наркобизнесу, контрабанде оружия, организованной преступности, исламскому экстремизму. При этом уже не для кого не является секретом, что Центрально-азиатские республики нужны НАТО для установления контроля над регионом, военно-стратегическое значение которого возрастает с каждым годом. В связи с этим достойным внимания служит визит генерального секретаря НАТО Яап де Хооп Схеффера, когда за три дня (с 19 по 21 октября) он успел посетить пять центрально-азиатских государств. При этом провел там встречи с президентами этих стран, а также министрами обороны и иностранных дел. Вполне вероятно, что наблюдаемый в последнее время всплеск активности со стороны НАТО по отношению к центрально-азиатским республикам обусловлен рядом геополитических изменений, произошедших за последнее время в Центральной Азии. И в этом ракурсе интересен и тот факт, что и Россия и Китай также активизировали свою деятельность в данном направлении. Так в 2005 году на территории КНР пройдут совместные российско-китайские военные учения с целью отлаживания взаимодействия военизированных формирований. В данном случае центрально-азиатские республики уже сейчас становятся свидетелями (и пассивными игроками) активной геополитической игры в Центрально-азиатском регионе, начало которой было положено в 2004 году.
Загрузка...