Опубликовано: 3284

Кто ты будешь такой, современный школьник?

Группа ученых в Казахстане задалась целью создать социальный портрет школьника. Образованные люди понимали, насколько важно знать, с какими проблемами живут современные ученики.

Они разработали анкету, запустили ее по Казахстану и сегодня смело говорят о том, что "портрет" может сыграть свою роль в обществе. Чтобы обучение детей было эффективным и качественным, надо знать о детях немного больше их имени и фамилии. 7500 учащихся из всех регионов Казахстана, ученики школ с русским языком обучения (с 5 по 11 классы) согласились ответить на предложенные вопросы. Социальный статус родителей и их образование Лирическое отступление. Недавно сын пришел из школы и рассказал, как почти весь класс делал домашнее задание по русскому языку в школе. Почему? Потому что надо было работать с толковым словарем, а он не у каждого дома имеется. Так сказала учительница. Сыну разрешили сделать уроки дома, выразив уверенность, что в семье, где есть три высших образования на двоих родителей, такой словарь должен быть обязательно. Казалось бы, мелочь. Но когда сын узнал, что такой словарь у нас действительно есть, он облегченно вздохнул и сказал: "Я так и знал. Вы же умные!". Итак, со слов учеников, которым предложили определить социальный статус родителей в процентах ситуация выглядела так: интеллигенция - 29%, рабочие - 27%, бизнесмены - 18%, руководители - 5%, работники сельского хозяйства - 0,1%, безработные - 15%, отказались ответить - 5,9% детей. Профессиональное образование имеют 49% родителей, 36% - имеют неполное среднее и среднее образование. 15% вообще не указали на уровень образования. Картина не очень радужная. Но в эту "картину" вписаны дети… С кем ты проживаешь в данное время? Лирическое отступление. Кто-нибудь из учителей знает, как старенькая бабушка может свести с ума внука или внучку? А самое главное - что делать потом с таким сумасшедшим учеником в школе? Как ему помочь? Вопросы, которые пока для школы остаются на втором плане, между тем для многих детей именно эта проблема стоит на первом месте, они не хотят идти домой, у них не учатся уроки, они и в школу идти не хотят, и вообще у них невроз… Итак: 70 % детей живут в полных семьях, 14 % детей живут в традиционных семьях (три поколения под одной крышей), то есть вместе с бабушкой иди дедушкой. 27 % учеников живут с одним из родителей, 3 % живут без родителей, но с бабушкой или дедушкой, 26 % - живут без отца. Где ты живешь? Лирическое отступление. Когда ученик говорит, что он живет в другом городе, а здесь он учится и временно проживает у родственников, это значит, он там у них действительно живет или живет на птичьих правах? Педагоги говорят: "На птичьих правах". Как такое положение влияет на качество обучения? Итак: 45% учащихся живут в частном доме, 34% - в благоустроенных квартирах, 6% снимают жилье, 15% - в общежитии, то есть 21% учеников - не имеют жилья, у детей нет своей комнаты, своего рабочего стола, своего уголка. Каков уровень достатка вашей семьи? Лирическое отступление. Когда в семье трое детей и всех возят в школу на разных машинах, дети, которые добираются до школы на общественным транспорте сами не совсем понимают такую логику. На что дети состоятельных родителей говорят: "Ну куда-то же надо девать эти машины!" Итак: 24% семей имеют полный достаток, 47 % - средний достаток, 27% - ниже среднего (то есть это уже недостаток), 2% детей отказались отвечать. Как ты поступаешь, когда не хватает (или нет) денег для самого необходимого? Лирическое отступление. Психологи говорят, что именно подростки не умеют терпеть некоторые ситуации. Безденежье относится к одной из них. Если взрослые знают, что завтра им дадут зарплату или через неделю друзья отдадут долг, они спокойно могут растянуть имеющийся капитал и не впадать в панику, то подросток сначала впадает в панику, а затем начинает искать не выход, а деньги. Отсюда такое количество криминала на совести несовершеннолетних. И еще, ответы на этот вопрос заставили взрослых задуматься над таким вопросом как, а что же для учеников 5-11 классов является самым необходимым… Итак: 17% просят деньги у родителей, 12% пытаются сами заработать, 15% отказаться от расходов, 5% берут средства в долг, 7% предпочитают экономить на обедах, 5% находят какие-то другие выходы, 9% отказались делиться житейским опытом. Как ты проводишь свое свободное время? Лирическое отступление. Вот уж чего у детей полным-полно, так это свободного времени. Как его организовать? Тот, кто хорошо учится, стремится к знаниям и навыкам, у того световой день расписан по часам. А у кого нет интереса к серьезным вещам, тот самоорганизуется. Что это значит? Загляните в ответы школьников… и вы узнаете, что никто из них не занят уборкой дома, помощью родителям, вообще каким-нибудь полезным делом. То есть досуг учеников носит больше развлекательный характер, нежели развивающий. Почему? Исследователи объясняют этот феномен просто: на протяжении десятилетий молодежь отлучали от социальной жизни общества, переключали ее энергию в сферу досуга. Так сформировался образ жизни, получивший название "дискотечно-потребительский" или "дофенистский", когда все "до фени". Итак: 34% проводят свободное время с друзьями (они не уточняют, где и как, но чаще это сидение на лавочке, шатание по подъездам, несанкционированные сборища в подвалах, гаражах), 15% занимаются спортом, 14% играют дома на компьютере, 4% пропадают в компьютерных клубах, 5% сидят дома потому, что некуда идти. 9% ничего не делают, смотрят телевизор, 8% любят потанцевать на дискотеках, 6% посещают кружки по интересам, 2% принимают активное участие в школьной жизни, 2% - вообще чем-то занимаются: вяжут, шьют, рисуют, читают книги, 1% не смог ответить, чем они занимаются в свободное время. Еще одно лирическое отступление. Внеплановое. Вот некоторые цифры-ответы на тот же самый вопрос, который был задан в 1990 году школьникам города Ленинграда. Если их сравнить с результатами сегодняшнего дня, то вывод напрашивается просто печальный: интересы молодежи становятся скудными и мелкими. А общество ждет от них подвигов. Итак: в 1990 году 85,4% учеников занимались в свободное время общением с друзьями, 74,2% посвящали свободное время чтению книг, 65% посещали кино, 58% общались с родителями, 49,6% вели доверительные беседы с близким человеком, 41,2% слушали музыку, 37,3% посещали музеи, 35% занимались спортом, 31% посещали театр, 31% ходили на дискотеки, 26,2% увлекались творчеством вообще, 24,6% тратили время на самообразование, 16,7% страдали ничегонеделанием. 13,3% посещали концерты классической музыки, 11,3% участвовали в школьной самодеятельности. Как ты считаешь, нужна ли какая-то детская подростковая организация? Лирическое отступление. В Алматы есть единственная школа, в которой сохранилась пионерская организация. Еще в Казахстане есть скаутское движение, детский туризм, археологические детские экспедиции, существует клуб рыцарей. Но все эти организации держатся на инициативе отдельных людей. Единой идеи воспитания молодежи в государстве нет. Зато есть СПИД, есть наркотики, детский наркодиспансер, в котором дети лечатся от хронического алкоголизма… зачем им организация? Итак: 41% учеников ответили, что организация нужна, 44% решили, что она не обязательна, 13 % уверены, что она не нужна, 2 % отказались думать на данную тему. Какие журналы и газеты ты чаще всего читаешь? Лирическое отступление. Дни чтения, которые проводятся в Казахстане в последнее время ежегодно, показали, что скорость чтения старшеклассников хуже, чем у первоклассников. Зато мы до сих пор гордимся тем, что мы одна из самых читаемых стран в мире… Итак: учащиеся увлекаются в основном развлекательными, спортивными, детективными журналами. Вот и попробуй научить чему-нибудь хорошему учеников с таким социальным лицом.
Загрузка...