Опубликовано: 1062

Коррупции неброские черты

Коррупции неброские черты

Высокий уровень образованности населения во все времена и во всех странах служил "оружием" для защиты и основным критерием благополучного развития того или иного государства. Но, к сожалению, в Казахстане пошел обратный процесс… Общенациональный интеллект превратился из средства защиты в оружие уничтожения страны.

Все прекрасно помнят 90-е годы, когда дача взяток и наличие связей стояли на первом плане, а сами знания - на последнем. Подобная ситуация наблюдалась по всей стране, и взятка считалась в порядке вещей. И только внеся определенную плату можно было смело получить твердую гарантию - зачисление в учебное заведение, положительные отметки экзаменов и выбор подходящего цвета диплома. Не исключено, что услуги взяточничества и протекции существовали и во времена коммунизма. Но преподаватели ушедшей эпохи редко брали наличными: чаще прикрывались материально-физической помощью кафедре, факультету и ВУЗу. Поэтому советские студенты подобно батракам трудились на дачах у профессоров, деканов и ректоров, а студентки как золушки убирались на дому или как японские гейши оказывали интимные услуги. Разве - это не коррупция? Однако при таком раскладе уровень коррумпированности советских ВУЗов был значительно ниже. А что творится сейчас? Продавцы знаний После того как Президент РК официально объявил войну с коррупцией, руководители различных государственных структур моментально вспомнили о катастрофическом ее уровне, стали часто о ней говорить, но никто не предложил эффективных мер по ее ликвидации. И сегодня, никто из государственных структур, за исключением общественных организаций и политических партий не проводит обширного мониторинга инфицированности образовательной системы коррупционным вирусом. Осенью 2004 года, во время учебы в столичной медицинской академии, я лично решил внести свою лепту в борьбу с коррупцией. Для чего проанкетировал двести студентов четырех вузов столицы с целью выяснения стоимости отметок в том или ином учебном заведении. Внимательно анализируя результаты опроса, я свел их воедино. Так зародилась таблица с указанием стоимости оценок в вузах Астаны. Позже, составленная таблица среди столичных студентов получила название "Путеводителя студента". Доходили слухи о том, что после печати таблицы в СМИ многие преподаватели ВУЗов завысили ставки на отметки, а некоторые вовсе отказались брать взятки. Подобное положение дел многим студентам, привыкшим давать взятки и оказывать "гуманитарную" помощь преподавателям затруднило приобретение экзаменов, зачетов и академических отпусков. С той поры для меня стало традицией ежегодно проводить опрос студентов и на основании их ответов составлять обновленную версию "путеводителя студента". В этот раз в 4 вузах столицы я опросил 400 студентов - от каждого вуза по 100. Анкетирование проводилось месяц назад. Список вузов остался прежним, и в него вошли только крупные высшие учебные заведения Астаны, такие как Казахский агротехнический университет им. Сакена Сейфуллина, Казахский гуманитарно-юридический университет, Казахская государственная медицинская академия и Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева. Ниже - уже пятый по счету опрос студентов и очередная таблица с указанием стоимости отметок. Путеводитель студента
Название ВУЗаКоллоквиумДифзачетЭкзамен
345345345
АО Казахский государственный агротехнический университет им. С.Сейфуллина-3-55-10-10-2010-255-2520-3020-45
АО Казахский гуманитарно-юридический университет-4-105-1510-2015-3020-5015-4520-7525-100
РГКП Казахская государственная медицинская академия-2-55-10-10-2510-4010-3010-5020-60
РГКП Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева-2-105-10-10-3015-5010-3510-5020-100
Черточка ("-") означает, что нет данных или отметки данной категории не реализуются. Единицы исчисляются в тысячах. Цены приведены в национальной валюте. Широкий разброс цен связан с тем, что меньше всех берут ассистенты курсов и кафедр, а больше - заведующие курсами и кафедрами. Если сравнить текущие цифры с прошлогодними данными, то во всех вышеуказанных учебных заведениях цены на отметки остались без изменения. Даже разразившийся кризис нисколько не повлиял на стоимость оказания коррупционных услуг. Самыми дорогими остаются ЕНУ им. Л.Н.Гумилева и Казахский гуманитарно-юридический университет. Если читатели помнят, летом этого года по инициативе молодежного крыла МК "Жас Отан" НДП "Нур Отан" в рамках антикоррупционной компании "Чистая сессия" на сайте (www.1mk.kz) был создан интернет-форум. Где в течение одного месяца проголосовали три тысячи респондентов за самый коррумпированный вуз Казахстана. Окончательные результаты голосования удивили всех и выглядели следующим образом. Список самых коррумпированных ВУЗов республики возглавила Южно-казахстанская государственная медицинская академия, 8-е место занял Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, 9-е - ЕНУ им. Л. Н. Гумилева и 10-е - Казахский гуманитарно-юридический университет. Есть и еще один нюанс: у заведующего кафедрой, выступающего в роли конечного исполнителя, цены выше, чем у посредников-аспирантов. Напомню, что в любом бизнесе независимо от его цвета - "белого" (официальный) или "черного" (неофициальный), связь с прямым поставщиком или производителем резко снижает стоимость продукта или услуги. Тогда как в бизнесе по реализации знаний - все происходит с точностью до наоборот. Если студент или аспирант в целях экономии последует своей логике, то договор с непосредственным исполнителем обойдется в несколько раз дороже. Единственный выход сэкономить - это найти посредника, который представит студента-заказчика исполнителю как своего родственника, земляка или друга. Феномен роста цен при приближении к исполнителю и падении стоимости при отдалении от него связан с тем, что исполнитель завышает цены для того, чтобы не оказаться слишком "дешевым", т.е. рисует картину недоступности. На то он и профессор, чтобы поднимать цены. В противном случае, что за профессор, декан или ректор, который, несмотря на свои регалии, "продается" по приемлемым ценам? Если подобное случилось, значит, он оценивает и продает себя дешево. И именно такие профессора в силу своей доступности, как правило, у большинства студентов, привыкших приобретать отметки, пользуются большим уважением. Однозначно, что повышение стоимости исполнителем у любого студента отбивает желание пользоваться подобными услугами. Кроме того, исполнитель, завышая стоимость на свои услуги, или, отказываясь брать взятки, и отводя эту роль своим подчиненным, одновременно обеспечивает свою безопасность по части компетентных органов и к нему не липнет некрасивое и опасное прозвище - "коррупционер". Так в чем причина коррумпированности вузов? Почему наши умные и светлые головы - ученые и интеллигенция Казахстана, на которых опирается и которыми гордится вся страна, занимаются столь отвратительным для государства делом? Неужели пожилой профессор, навидавшийся в своей жизни позитивного и негативного, получая взятку и выставляя положительную отметку слабообразованному студенту, не задумывается над будущим своего ученика, которому предстоит дальше развивать страну? К сожалению, государство, выступающее в лице защитника и работодателя, сделало из ученых попрошаек. Во-первых, государство, не стыдясь, платит за работу профессора какие-то четыреста долларов, а значит, во столько оценивает "мозги" страны. Во-вторых, государство превратило академию наук в коммерческую структуру, что при нынешних условиях означает гибель и утечку тех же самых "мозгов". Действительно, как и на что жить профессору в дорогостоящей столице? Не говоря уже о молодых ученых - ассистентах кафедр, которые в КазГМА и ЕНУ им. Л.Н.Гумилева получают не более двухсот долларов США. Средняя зарплата среднего столичного жителя по данным Агентства по статистике РК составляет 650 "вечнозеленых". Поэтому перед учеными, стоит решение элементарной формулы выживания. Если будешь честным, не будешь брать - помрешь "с голоду и холоду". Но, если адаптироваться к местным жестким условиям, то, несомненно, станешь взяточником, а, следовательно, будешь жить долго и счастливо. На сегодняшний день само государство, выступая в роли Мефистофеля, превращает порядочных интеллигентных ученых в типичных преступников-коррупционеров. И в то же время подобно Богу ведет активную борьбу с коррупцией. Разве не абсурд? Другая причина высокой коррумпированности вузов - это сами студенты. Ежегодное повышение стоимости обучения, низкая стипендия, безработица родителей, отсутствие доступного кредита на образование заставляют студентов подрабатывать, что создает преграду для получения достойного образования. Вот тогда сами студенты и предлагают взятки. И какой профессор может отказать студенту-взяткодателю, приехавшему из далекого аула, чьи родители живут в нищете? Отказывают только те, у кого нет души. И какой вывод? Да, никакие они не коррупционеры, а обыкновенные граждане своей страны… Электронный адрес автора: judgment_day@inbox.ru Фото с сайта http://www.gzt.ru
Загрузка...