Опубликовано: 4781

Коррекция закона "Об образовании"

Коррекция закона "Об образовании"

На сегодняшний день положение дел таково, что в частных школах работают более опытные преподаватели, а сами школы чаще и больше дают стране образованных выпускников, нежели государственные.

Однако именно частные школы обходят своим вниманием чиновники, их обделяют при "разделе бюджетного пирога", ставят вне Закона. Заседание рабочей группы директоров частных школ по долгожданному проекту Закона о частном образовании прошло в Независимой ассоциации предпринимателей. Последняя редакция закона "Об образовании" появилась и вступила в силу в конце июля прошлого года. А в данный период идет обсуждение внесения в него изменений и поправок, но частные организации образования, обычно остающиеся в стороне, больше не хотят быть пассивными наблюдателями. Мы знаем, что в этом году в рабочую группу по РК приглашен представитель частных школ, - Л. Л. Ким, директор алматинской частной школы-лицея "Достар". Но, к сожалению, частные школы пока разобщены, их руководителями только предпринимаются попытки всеобщего обсуждения какого-либо законодательного акта по проблемам частного образования. Законы принято обновлять Свои комментарии по проблемам частных школ дала директор школы "БЭСТ", Рахима Дабыловна Куанышбаева. - Это будет уже вторая попытка. Проблема в том, что у частных школ нет постоянно действующего единого органа. Сейчас предпринимается попытка заново создать единую организацию частного образования, для того, чтобы мы тоже могли обсуждать проблемы образования. Как содержание, так и перспективы, и, разумеется, защищать свои интересы. Поэтому Закон о частном образовании - жизненно необходим, в связи с тем, что в этот проект мы постарались внести все положения, которые так или иначе отражены в целом в законодательстве Республики Казахстан, включая Закон об образовании. Суть заключается в том, что при каких-то спорных моментах, или каких-то иных жизненно важных обстоятельствах нам желательно иметь Закон, который воедино бы свел все права и обязанности частных организаций образования, для того, чтобы легче было работать с государственными органами образования, и легче было бы вообще обеспечивать развитие частного сектора. Я хочу подчеркнуть, что Проект Закона о частном образовании ни в коей мере, ни в одной своей статье, ни в одном пункте не противоречит существующему законодательству. Во-первых, стояла задача - воедино свести все положения, которые необходимы для развития частного образования, во-вторых, - дополнить Закон теми положениями, которые необходимы для поддержки частного образования. В частности, о социальной защите работников образования. Далее, встает спорный вопрос по материально-технической базе организаций образования, поэтому мы постарались внести уточнения в Закон по этой позиции. В связи с чем этот вопрос возник? Из-за того, что сегодня у многих частных школ заканчиваются сроки аренды зданий бывших детских садов, в частности, государственных детских садов, - муниципальных, как мы их сейчас называем. А сможет ли такая частная школа продолжать свое существование, не имея собственного здания? Почему частным школам нельзя существовать, арендуя то или иное помещение? Принципиальный вопрос, поэтому мы определяем такие болевые точки. Что касается школы "БЭСТ", то у нас этих проблем нет - здание мы успели выкупить еще в конце 90-х годов, выкупили землю, это собственность нашей школы, причем, с аукциона. Это тогда был бывший ведомственный, не государственный детский сад. То есть нам повезло. В тот период проявили смелость и решили все проблемы, много лет назад, еще в 1998 году. А сегодня нас очень волнует содержание образования и пути реформирования образования в нашей стране. В Законе о частном образовании мы предполагаем также развить все эти направления, для того, чтобы создать условия и для реформирования частного образования, в том числе. Нам всем предстоит рано или поздно подойти к 12-летнему образованию, однако, как говорит Президент Н.А. Назарбаев, страна пока не имеет материальной базы для внедрения в сентябре 2008 года 12-летки, как это планировалось ранее. У нас не хватает помещений даже для государственных школ, у нас не хватает педагогических кадров. Процесс этот всеобъемлющий, он охватывает не только государственные школы, но и частные. Частные школы более мобильны, поэтому их опыт был бы интересен и для Министерства образования и науки в том плане, как можно внедрять 12-летнее образование, и какие пути возможны. В нашей школе "БЭСТ", например, уже пять лет существует "предшкольная подготовка" и 11-летнее обучение, фактически выходит та самая 12-летняя система образования. Поэтому, имея все звенья развития образования, конечно, мы хотели бы принять участие и в законотворчестве, для того, чтобы объективно действовать только по Закону, и чтобы Закон был на нашей стороне. Без права на жилье По Конституции все граждане имеют право на жилье и т.д. Но жилье на сегодняшний день - проблема для всех. В то же время, наблюдается тенденция :учителя частных школ лишаются прав на получение жилья от государства. Рахима Дабыловна Куанышбаева, как и многие ее коллеги, против этого. - Нам обидно и непонятно вообще, почему государство разделяет учителей частного сектора и государственного? Мы делаем одно большое дело - даем знания, учим. Учитель - он везде учитель, работает везде честно, профессионально. Так почему же отличают учителя частной школы от учителя государственной? Наших учителей, из частной школы, не ставят в очередь на получение коммунального жилья. Именно по этой причине начался процесс перехода учителей из частных школ в государственные, чтобы сделать попытку получить квартиру. И каждый из них сегодня думает: "раз я стал учителем государственной школы, может быть, когда-нибудь у меня все-таки будет квартира". Консолидируемся! Директор Образовательного Центра "Элко", Владимир Анастасьевич Островский, один из лидеров рабочей группы Республиканской конференции по частным школам, любезно согласился ответить на вопросы нашего сайта. - С какой целью проводится республиканская конференция частных организаций образования? - Во-первых, эта конференция, конечно, нам нужна, потому что мы собирались по конференции всего лишь один раз, в 2007 году. И у нас как такового нет центра, объединения по частным школам нет. - Теперь хочется, чтобы все были вместе? - Да, чтобы вопросы решались. Есть индивидуальные вопросы, которая каждая школа сама решает, но есть и общие проблемы, которые надо решать вместе. - В чем значение проекта Закона о частном образовании? Вы тоже принимали участие в его составлении, создании пунктов? - В основном Закон составляла Соседова Елизавета Игоревна, я помогал немного. Я в основном, - по бизнесу, а она - профессионал в области образования. Закон нужен, чтобы защитить права всех частников, частного образования в целом по Республике. И речь не только о школах - еще есть колледжи, университеты, детские сады. Например, в Законе мало пунктов о дошкольном воспитании, мы более подробно все расписали, то, что на сегодняшний день в нашем городе Алматы открыто немало детских мини-садов, которые работают с теми или иными нарушениями, эти сады - не аттестованы, потому что под параметры не подходят. Вот эти стандарты мы постарались обозначить, чтобы все это было в рамках Закона. - Чего Вы хотите от конференции? Еще не все еще в курсе, не все ваши коллеги принимали участие? - Сейчас проект закона о частном образовании рождается здесь. Вот он как родился, эти брошюрки, которые первые в печать только что сделали, их разослали, на сайте разместили информацию, с тем, чтобы люди могли ознакомиться, прочитать, внести изменения, дополнения, сделать замечания какие - либо, потому что, естественно, этот проект еще "сырой". "Экстерн" надеется на новый Закон Оригинальный и смелый подход к обучению, дающий возможность учиться всем, без исключения, в том числе и инвалидам, существует в школе "Экстерн", директор которой, Соседова Елизавета Игоревна - педагог с огромным стажем, со своим особым стилем работы. В 90-х годах в Алматы частные школы одна за другой начинали свою работу: первой "Элко", второй - "БЭСТ", третьей - "Экстерн". Название школы "Экстерн" красноречиво говорит за себя - в этой школе можно получать знания и экстерном, большая свобода выбора в получении знаний. "Экстерн" - имеет лицензию школы индивидуального обучения, с правом подготовки к экзаменам экстерном. Однако, у школы большие проблемы - в июне истекает срок аренды помещения. - Елизавета Игоревна, что Вы ожидаете от Республиканской конференции? - Нас угнетает неопределенность положения. В ЮНЕСКО есть программа: "Образование для всех". И одним из условий школы "индивидуального обучения" было то, что мы принимаем в школу детей с физическими недостатками, но с сохраненным интеллектом. Мы имеем ценный опыт, ведь уже 15 лет существуем. Эта программа "Образование для всех" - по выбору каждого. В государственной школе финансирование - государственное, и проблем со зданиями у них нет. От Республиканской конференции мы ожидаем решения целого ряда проблем частных школ. Проект Закона о частном образовании, возможно, будет несколько изменен, доработан, но он должен быть принят, в нем мы отразили наши чаяния, предложили варианты, которые позволят существовать частному образованию на равных правах с государственным. Мы надеемся, что решится проблема с помещениями, ведь многие частные школы не имеют своего здания, арендуют бывшие детские сады, где сами делают ремонт, реконструкцию, вкладывают в это немалые средства. Но вдруг сверху неожиданно дается указание, и мы теперь должны освободить помещение, которое арендовали. Однако частным предпринимателям разрешается арендовать помещения - под офисы, склады, да под что угодно, в рамках Закона. Тогда почему нельзя арендовать для образовательной работы? Мы даем стране образованных детей. Частные школы вносят свой немалый вклад в общее дело развития государства, ведь дети - наше будущее. - Пожалуйста, о целях конференции, поподробнее. - Это еще одна попытка реорганизовать образование и объединиться частным школам. Мы собирались в 2007 г. но не решили всех проблем. Многое зависит от местной власти. Кто-то хвастается, что им местная власть помогает, а вот нашу, самую старую школу, сейчас будут закрывать, потому что у нас нет здания! Нужен Закон, который защищал бы частные школы, частное образование на законодательном республиканском уровне. Вот мы и хотим, чтобы в Правительстве рассмотрели наш проект Закона о частном образовании. Поодиночке такие проблемы не решаются, поэтому мы должны объединиться. Недавно я прочитала Закон о Национальной безопасности, где есть два пункта. Один пункт - о государственной границе, государственной тайне, второй - об образовании. Национальное образование имеет огромное значение! Не обучая подобающим образом своих, казахстанских детей, страна может остаться в ближайшем будущем и без своих специалистов. Это как в той поговорке: "Кто не хочет кормить свою армию, кормит чужую". Поэтому надо учить всех своих детей, нужны свои специалисты! Я надеюсь, что эта конференция поможет продвижению Закона о частном образовании. Директор ассоциации частных школ Шамшия Захаровна Канаева - директор частной школы "Сенiм", она же - директор городской ассоциации частных школ: - Частное образование испытывает определенные трудности. Президент РК говорит: "Должно быть сотрудничество частного сектора и государства". Частные школы - это ведь частный сектор. И надо сказать, многие частные школы арендуют помещения, у них нет своих зданий, нет своей территории. В свое время был отток детей из детских садов, наступил период, когда закрывались предприятия, а вслед за ними - и детские сады при этих предприятиях. Многие помещения пустовали, затем сдавались в аренду. Частные школы стали появляться в 90-х годах. Более смелые, решительные выкупали пустовавшие здания, чтобы там создавать свою, частную школу. Однако, не у всех были такие финансовые возможности. И до сих пор здания бывших детских садов находятся в аренде, в них сегодня - рестораны, склады, автомойки, частные школы. Сегодня в Алматы работает 44 частные школы, 12 из них арендуют помещения, и сроки аренды истекают. Таким образом, школы, не имеющие своих собственных помещений, столкнулись с проблемой. Из-за отсутствия собственных помещений, зданий, они …не аттестованы. Но их учебно-материальные базы соответствуют всем стандартам! Если рассматривать проблему объективно, то средства, вложенные в ремонт и реконструкцию, арендуемых детских, вместе с ремонтом тех теплосетей, электросетей, которые в момент начала аренды были в ужасном состоянии, давно уже перекрыли стоимость этих детсадов, они сами себя окупили. Капиталовложения были большими, ведь многие детсады стояли вообще с разбитыми унитазами, без стекол, с массой других проблем. Поэтому, я считаю, правильно было бы в новом Законе учесть все это и продать детсады нуждающимся частным школам, по остаточной стоимости, или в лизинг. Частные школы справляются с такими сложными задачами, которые не всегда могут решить государственные школы. Так, во многих частных школах учатся дети с плохим здоровьем, даже дети, больные церебральным параличом. Если ребенок плохо ходит, но хочет учиться, ему надо дать такую возможность. Все дети должны получать образование. Ведь немало работающих инвалидов, которые отлично могут справляться с работой, если владеют компьютером, и т.д. Многие инвалиды учатся даже в ВУЗах. Но все это возможно только после окончания школы, именно частной школы, где дают качественное образование, где больному ребенку предоставляют возможность иметь хорошую успеваемость, где есть должный индивидуальный подход. Вообще, насколько мне известно, в СНГ это будет первый Закон о частном образовании. Мы ожидаем от конференции по частному образованию очень многого, хотя речь там о простой вещи: нормальных условиях для развития частного образования в Казахстане. Частное образование дает стране качественно обученные кадры. Нельзя недооценивать роль частных школ. Поэтому мы все надеемся, что Закон о частном образовании будет принят, возможно, с корректировкой, с разными дополнениями, но он должен быть принят, должен работать, потому что давно нужен Казахстану. Если говорить о работе нашей частной школы "Сенiм" - мы по результатам ЕНТ входим в десятку лучших школ в Алматы. Чемпионский потенциал Частные школы - очень разные, нет одинаковых школ среди частных. В каждой есть что-то особенное. Так, школа "Достар" создана на отличной материально-технической базе, находится на территории, ранее принадлежавшей спортивному клубу АДК. В школе работают секции по баскетболу, по футболу, единоборствам. Выпускники школы "Достар" учатся в английских университетах - Кембридже, Оксфорде, в американских - Нью-Йорка, Бостона, в российских - в МГУ, МГИМО. Разумеется, получив блестящее образование, специалисты способны работать в самых разных секторах, они способны двигать прогресс в своей стране. В школе "Достар" учились и учатся чемпионы. Так, например, ученица 4-го класса Габдуллина Карима стала в 2007 году чемпионкой по городу Алматы по шахматам. Сергей Демьяненко - был серебряным призером чемпионата Европы по дзюдо. В этой школе учат работать над собой, думать, побеждать, развиваться, поэтому в нее многие стремятся попасть. А ее директор Леонид Леонидович Ким имеет огромный организаторский и педагогический опыт. В данное время в школе учатся 365 человек. Директор школы "Достар" тоже дал свои комментарии о проекте Закона о частном образовании: - Закон должен быть один. Есть общий Закон об образовании, в который и будут вноситься изменения, дополнения о частных школах, где будут отражены проблемные моменты. Если говорить об учителях частных школ, желающих получить квартиры, то здесь нужно доработать Закон о социальной защите, именно туда надо вносить нужные поправки, гарантирующие всем учителям частных школ право на получение жилья. Если говорить о частных школах, где обучаются дети с проблемами здоровья, то нужно вспомнить, что государство выделяет из бюджета деньги на образование всех детей. Поэтому те дети, которые по разным причинам не могут обучаться в общих школах, должны иметь возможность учиться там, где им удобней. В России, например, этот вопрос решен таким образом: если ребенок не идет в обычную школу, его родители получают свою "долю" на обучение, причитающуюся от государства, добавляют к этой сумме, доплачивают необходимую сумму и оформляют ребенка в частное образовательное учреждение. Политика образования должна быть единая. Ведь в любом случае, когда бюджет формируется, в него закладываются деньги на всех детей, которые есть в стране. Есть еще одна проблема: Закон о лицензировании. Ведь для того, чтобы заниматься образовательной деятельностью, необходимо иметь собственную базу. Здесь трактовка понятия "материальная база" несколько искаженно понимается, они интерпретируется некоторыми чиновниками. Это неправильный подход. Вопрос арендных помещений не является проблемой для компаний, для офисов. скажем, та же компания "Фуд Мастер" работает в арендуемых помещениях, делает качественную продукцию. Директор частной школы должен думать о качестве образования, спокойно работать. Поэтому в Законе о лицензировании надо, чтобы понятие "собственная база" было более конкретизировано, чтобы оно не вступало в противоречие с "учебной базой". Вообще, в ходе развития общества любые Законы время от времени, по мере необходимости корректируются, в этом нет ничего удивительного. Все мы знаем древнее высказывание: "Все течет, все меняется". Поэтому мы все надеемся, что и в "Закон об образовании" будут внесены рациональные, конструктивные изменения. От этого выиграют все - и учителя, и общество в целом. Стране нужны образованные кадры, образование должно быть как можно более качественным, соответствующим духу времени. Хорошее школьное образование дает возможность выпускникам идти учиться в любые университеты. Ведь все мы, взрослые, должны давать своим детям, прежде всего, три ценности: крепкое здоровье, хорошее воспитание и прекрасное образование...
Загрузка...