Опубликовано: 1200

Конгресс, да не тот

В Караганде прошел очередной Конгресс молодежи Казахстана. Это новое объединение молодежных организаций, которое было создано два года назад.

Однако молодежь недовольна новой структурой. Изначально все приветствовали ее создание потому, что организации были разрознены и малочисленны, конгресс должен был всех объединить. Однако он надежд не оправдал. Все что удалось сделать, это оттянуть на себя государственные средства, выделенные на реализацию молодежной политики. Нам таких и за деньги не надо Вообще о том, что конгресс будет фикцией, умная молодежь догадывалась еще до того, как он был созван. Студенты предлагали бойкотировать саму идею. Однако "провидцев" никто не послушал, никто не захотел вникнуть, о чем идет речь. И вот результат Конгресс был создан, а не созван, с целью: распределять государственные денежки, выделенные на молодежную политику бюджетом. Не более того. То есть в стране появилась организация, которая оказалась вне конкуренции, ей не надо доказывать свои возможности, трудоспособность актуальность, как это делают другие молодежные общественные объединения. Она сразу встала над ними всеми, как якобы лучшая, и именно под нее государство выделило средства. Нонсенс! В связи с чем сегодня, жизнь всех остальных "молодых" организаций доведена до абсурда. Например, Союз Молодежи Казахстана не может войти в Конгресс молодежи, не обладает совещательным голосом и вообще не знает, что происходит на большом курултае. Почему? Причем речь идет о том самом союзе молодежи, который имеет свою многолетнюю историю создания, огромный опыт работы и свои многочисленные филиалы по Казахстану. Новая метла по-новому метет Как только был создан конгресс, кто-то решил, что он объединит не все организации, а по одному делегату из каждого города (!), и этого будет достаточно, чтобы плодотворно работать. Однако в Казахстане 120 официально зарегистрированных молодежных организаций и всего 15 областей плюс Астана и Алматы. Каждая из 120-ти хотела бы послать своего делегата на конгресс, чтобы быть в молодежной теме, а самое главное - иметь собственный голос и равноправный доступ к государственным деньгам, которые распределяются только через конгресс. Но конгресс решил иначе. Делегаты от организации на совещания не допускаются. Не велено, не положено. Доходит до того, что НПО унизительно просятся вступить в конгресс, а им отказывают, мол, вы - лишние, от вашего города уже представители имеются. Так, например, Союзу молодежи Казахстана было сказано, что если он так сильно хочет "заседать", должен написать заявку-прошение, отослать ее в Астану на рассмотрение, а там за них все решат: допускать просителей к или нет. "Впрочем, в этом нет ничего аномального, - говорит председатель Союза молодежи Казахстана господин Е. Алияров, - и объясняет нонсенс просто, - это бюрократия чистой воды. Государство нашло возможности выделять средства на молодежную политику, причем немалые деньги. К сожалению, мы не знаем, как, по какому принципу и насколько эффективно эти средства используются и в интересах ли молодежи. Распределением финансов занимается конгресс при минимуме свидетелей". Тайная вечеря конгрессменов Об этом молодежные организации, не вхожие во властную структуру, узнали из СМИ. В газете проскочила информация о том, что между конгрессом и департаментом молодежной политики Министерства образования заключен договор о сотрудничестве. Это значит, что конгресс получил большие полномочия. Хотя, если задуматься о механизме использования средств, в законах можно найти ссылку на то, что государство не оказывает финансовую помощь общественным объединениям, но в другом законе записано, что государство может поручать им выполнение каких-то работ, и когда государство выделяет деньги, оно дает поручение, нанимает на его исполнение общественные объединения. Это оптимальный вариант сотрудничества, так НПО работают во всех странах. Если конгресс построен как объединение юридических лиц, значит каждая организация, входящая в него, является самостоятельной и имеет право претендовать на государственные средства при претворении молодежной политики в жизнь. Выступила какая-нибудь организация с проектом, рассмотрели, спрогнозировали результат, одобрили и выделили ей средства. Публично. Согласно плану работы, спущенному государством. Ведь деньги выдаются под госзаказ. Но его можно выполнять намного качественнее, если допустить здоровую конкуренцию среди молодежных НПО. На деле же получается так: кучка аппарата конгресса навязывает остальным - как распоряжаться государственными деньгами: кому хочет - дает, кому не хочет - не дает. Четкого принципа распоряжения финансами нет. А все могло бы быть совсем не так! Есенжол Каниевич считает, что государство должно определить приоритеты, например в 2005 году будет выделено столько-то денег на такие задачи. Соответственно, государство должно сделать госзаказ, но не конгрессу, а всем организациям. Кто из них сможет выполнить заказ эффективно? Все организации имеют право включиться в работу и доказать, как на тендере, почему средства должны быть отданы именно им. В Германии, когда был принят закон о молодежи, страна запланировала обеспечить всех молодых (естественно, нуждающихся) местами в детских садах. Но государство не кинулось строить детские сады, а поручило решение этого вопроса общественным организациям. Почему? Потому что НПО стоит ближе к обществу, знает, как это сделать менее затратно, быстрее, лучше. Мы же умудрились не только породить посредников между государством и общественными организациями, но и наделить их особыми полномочиями. Эти середнячки, прикормленные финансами, пытаются все сделать сами, но не потому, что самые лучшие и прогрессивные, а потому что деньги - это всегда возможности, удобства, выгоды. Деньги - это власть. В то время, как по-настоящему стоящие молодежные проекты вынуждены валяться в столах, пылиться или запускаться в жизнь в условиях дикого напряжения, так как на поиск финансов тратится много времени и сил, Конгресс спокойно может распылять и сеять средства не известно на что, прикрываясь благим расположением власти к себе. Самое удивительное, что никто не может уличить новоявленных мессий молодежного движения. Аппарат чиновников недосягаем, глуховат и не хочет связываться с молодежными проблемами, у них своих зрелых трудностей хватает. А в отчетах конгресса всегда много галочек: и то сделано, и это проведено. Какова эффективность: затраты в соотношении с полученным результатом, - никого не волнует. В качестве продолжения темы по молодежной политике, если посмотреть по какому принципу работают фонды развития молодежной политики во всех городах Казахстана, прикрепленные к акиматам…. они также получают финансовые вливания, которые не доходят до других объединений молодых. В результате средства налогоплательщиков тратятся на шарики, амбициозные телепроекты, рекламные статьи, написанные друзьями молодых чиновников, оплаченные повышенным гонораром из кармана государства, а то еще хлеще - на презервативы и дискотеки, - то есть на то, на что хватает фантазии и ума у сотрудников фонда. У других организаций нет доступа к государственным средствам, хотя у них, возможно, есть более полезные программы работы с молодежью.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи