Опубликовано: 2000

Кому нужны гении?

Кому нужны гении?

При всей абсурдности данного вопроса, он может возникнуть у многих, если детально рассмотреть обстановку, складывающуюся вокруг одаренных детей.

К написанию статьи меня подтолкнул один из споров со своими коллегами. Кто-то из них прочитал об открытии школы для одаренных детей и долго возмущался: "Во-первых, как собираются отделять "одаренных" от "не одаренных"? А, во-вторых, что это за дискриминация - одни учатся в элитном заведении, а другие в "школе второго сорта", получается!" Согласен, есть в этом что-то от социальной несправедливости, к которой мы так привыкли в советские времена. Но попахивает и еще кое чем, от чего мы так хотели избавиться - уравниловкой, желанием причесать всех без разбора под одну гребенку. А тут уже старые догмы вступают в конфликт с новой жизненной ценностью принятой в нашем обществе - правами человека. Одаренный человек имеет право реализовать себя, да он просто обязан это сделать, чтобы прославить не только себя, но и своих родителей, свою школу, свою страну, в конце концов! И вроде получается, что все они должны ему в этом помогать. Но… Родители Умный и талантливый ребенок в семье - это не всегда исключительно счастье. Во-первых, он требует к себе много внимания, так как ему нужно постоянно самоутверждаться. Во-вторых, родителям надо постоянно поддерживать в нем уверенность в том, что он самый-самый. В-третьих, это большие финансовые траты на продвинутые компьютеры, на огромное количество литературы, на учителей-репетиторов и платные кружки по интересам. Родителям предстоит буквально "раствориться" в своем чаде, позабыв про собственное "я" , и хорошо, если для них это безболезненно происходит. Но ведь есть же среди пап-мам и эгоисты, которые не готовы к таким жертвам. И тогда юный талант начинает "пробивать" себе дорогу прямо с семьи, с "боем", со скандалами, с упреками, бросаемыми ему в лицо, типа "Ты что, сильно умный?". Он спорит со старшими и часто бывает прав, поскольку взрослые и врут больше, и часто говорят одно, а делают другое, но ребенок, в силу возраста, не может отстоять свою правоту и уже в нежном возрасте получает душевные травмы на суровых уроках жизни. Хорошо, если он при этом не ломается, не "зарывает" свой талант, а пережив все трудности, идет своим путем и не теряет интереса к знаниям и надежды реализовать свои способности. Но есть ведь и те, кто ломается. Даже взрослому человеку нелегко противостоять вызовам жизни и мнению общества, а каково ребенку? Дети стремительно взрослеют и умнеют и не потому, что мы - взрослые в чем-то хуже их. Просто у них больше информации и интереса к происходящему, в них сидят гены более "продвинутых" родителей. И наверняка не за горами день, когда в начальных классах будут учиться ребята с интеллектом и способностями нынешних ученых. К этому надо готовиться уже сейчас - говорить об этом по телевидению, писать в газетах, создавать книги и готовить специалистов. Родители и те, кто собираются ими стать должны быть готовы к тому, что их ребенок окажется вундеркиндом, и их родительский и общественный долг - помочь его таланту раскрыться. Пока же у них чаще всего такие заботы - как бы накормить, одеть-обуть свою кровиночку, да накопить денег ему на вуз. Быть может, есть необходимость по созданию социального органа, который бы выявлял таких ребят, методом тестирования мониторил их знания и способности, отслеживал развитие, брал их на особый учет и как-то вел по жизни, помогал в чем-то их родителям. А то получается, что сейчас у нас на учетах одни юные хулиганы, наркоманы и алкоголики, часть из которых потеряна для общества, а с ними носятся больше, чем с теми, кто будет этому обществу гораздо полезнее. Школа Вы будете удивлены, но в средней школе наверняка нужнее ребята со средними способностями. Таланты здесь без надобности. Почему я столь безаппеляционно это заявляю? Во-первых, я говорил на эту тему с учителями, а во-вторых, давайте вместе с вами порассуждаем логически. Чем выгодно школе наличие местного гения? Ну, может для директора или завучей это определенный повод для гордости: наш ученик - победитель олимпиад, призер и лауреат и прочая, прочая, прочая. А каково его классному руководителю? Тут вам и необходимость создания каких-то особых условий для подобного ученика и хорошо, если он достаточно уважаем в детском коллективе и его, как говорится "не щимят". А если он - типичный "ботаник" и "белая ворона"? Сколько душевных сил приходится прикладывать педагогу, чтобы и исполнить требования руководства насчет "тепличных" условий и сохранить видимость в классе равноправия для всех? А если это ребенок с задатками лидера, который может подбить класс сбежать с уроков и не пойти на уборку территории, да еще и права качает и находит аргументов больше, чем способен сделать взрослый человек? Кому приятно проигрывать в споре развитому вундеркинду, когда ты превосходишь его годами и житейской мудростью, но уступаешь ему в знаниях? Прибавьте сюда еще и жалобы от других учителей, на уроках которых ваш гений может позволить поправить педагога, если тот чуть запнулся или оговорился, а то и вовсе высказать новую научно обоснованную точку зрения, отличную от содержания школьной программы. И он будет героем дня в глазах одноклассников, потому что (чего уж греха таить!) скрытый антагонизм между педагогами и учениками все-таки существует: первые пытаются заставить вторых как следует учиться, а те в свою очередь пытаются делать это с минимальными усилиями. И что может быть приятней для иных школьников, чем то, как их способный сотоварищ показывает, что он умней педагога, словно подчеркивая тем самым - чему вы нас можете научить? И зачем тогда вообще учиться? Как назвала учительница из одного старого кинофильма такого подростка - "Это умственный хулиган!". А еще я помню во время учебы в школе мы говорили с моей любимой учительницей по поводу отношения педагогов к ученикам. "Вот у нас есть, допустим, Иванов. Я его уважаю за знания и трудолюбие ("Иванов" - бессменный участник всех математических олимпиад, круглый отличник и в принципе вроде как неплохой парень, но себе на уме и с ним мало кто дружил - прим. авт). Но чисто по-человечески мне близок Сидоров" (двоечник и разгильдяй, но добродушный пацан, которого все уважали за его постоянную готовность прийти хоть к кому на помощь - в игре ли, в драке ли). Уже тогда, из этого разговора, я понял, что не все так просто для подобных очень способных ребят. Они частенько были какими-то обособленными и от коллектива учеников, да и от преподавателей. Наверняка, кто-то, прочитав это все, возмутится и скажет: "А что это учителя отмахиваются от гениев! Вы должны быть выше учеников по знаниям! Вы обязаны расти профессионально и превосходить любого вундеркинда! За вами возраст, опыт и звание - Учитель!" Что на это скажешь? Вам рассказать, какая зарплата у наших учителей или вы найдете другой, более подходящий повод посмеяться? Когда человеку, на котором помимо уроков лежит куча дополнительных обязанностей самосовершенствоваться? Где он возьмет лишнее время, чтобы отдельно работать и воспитывать собственного классного гения? Да еще и неизвестно, как сложатся с ним личные отношения, ведь педагоги тоже люди и не всем нравятся ребята "выше среднего" уровня. Что тут поделать? Не будешь же в средней школе делать "инкубатор" для талантов. Если и найдется помещения, то где взять соответствующих преподавателей? В такой ситуации видится, что все-таки основную роль в "выращивании" талантов должно сыграть и играет… …государство И вот почему. Именно обществу нужно, чтобы в нем были люди с лидерскими качествами и глубокими знаниями. Тогда оно будет более активным и развитым. Но откуда они возьмутся? А вот как раз именно из школ для одаренных людей, которые у нас создаются. Глава государства Нурсултан Назарбаев еще в 1996 году своим распоряжением 3002 обязал Правительство и акиматы проработать все вопросы, связанные со специализированными школами для одаренных детей и отбором в них учеников, причем все это должно выполняться под контролем руководителя Администрации Президента РК. Такое серьезное отношение уже принесло свои плоды - около тысячи одаренных детей из Казахстана поднимались на пьедестал почета международных олимпиад и научных соревнований по общеобразовательным предметам. Кстати, благодаря активному и успешному выступлению казахстанских школьников в городе Ханой (Вьетнам) оргкомитетом IMO-48 было принято решение провести 51-ю Международную математическую олимпиаду в столице Казахстана - Астане в период с 6 по 17 июля 2010 года. Ныне только в Астане работают несколько таких учебных заведений - Школа для одаренных детей "Зерде", Казахско-турецкий лицей для одаренных мальчиков, Казахско-турецкий лицей. Их воспитанники оправдывают свое неофициальное "звание": по итогам ЕНТ вместе со школой-лицеем № 38 они составили самую сильную четверку столичных средних учебных заведений и вошли в число 100 лучших школ республики. Безусловно, создание подобных школ - наилучший выход из проблемной ситуации с маленькими талантами. Сюда можно собирать гениев со всей страны, здесь дать им лучших преподавателей, необремененных стандартной школьной программой, а дающих своим продвинутым ученикам самые передовые знания. Здесь можно применять новые подходы в обучении и новейшие приборы, реально ковать для страны передовые кадры науки, бизнеса и политики. И конечно, хотелось бы, чтобы, учитывая наш менталитет, здесь оказывались действительно одаренные дети, а не отпрыски благородных семейств со знаниями ниже среднего. Но это тема другого разговора. Что даст в перспективе кроме социально-морального аспекта поддержка таких детей? Помимо подготовки ребят для будущих свершений, уже сегодня возможно на базе таких спецшкол создавать своеобразные мини бизнес-инкубаторы, где можно было бы реализовывать научные идеи и изобретения учеников, да и их преподавателей - тоже. Со временем - это могло бы стать хорошим товаром, как в Израиле, например. В этой стране действует порядка трех десятков бизнес-инкубаторов, которые разработали и дали жизнь более чем тысяче научно-технических проектов, смогли привлечь около 1 миллиарда долларов инвестиций. Так что, при разумном подходе к этой идее могут даже оправдаться все затраты на подобные школьные заведения, выведя их из числа дотационных объектов. Вот вам и три в одном - и польза для детей, и спокойствие для родителей и средней школы, и экономический эффект. Фото с сайта http://www.geniusmaster.name/

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи