Опубликовано: 930

Когда у нас будут хорошие дороги?

Когда у нас будут хорошие дороги?

Всему миру известно, что темпы экономического роста любого государства напрямую зависят от того, насколько развита его инфраструктура.

А, принимая во внимание состояние казахстанских дорог, можно говорить, что у республики есть серьезное препятствие для дальнейшего экономического развития. Пусть в последнее время дороги в Казахстане и стали приобретать более-менее цивилизованный вид, но по странному стечению обстоятельств поддерживаются в хорошем состоянии только так называемые "правительственные трассы", за которыми осуществляется надлежащий уход и контроль за их состоянием. В то время как другие дороги, вернее их состояние, оставляют желать лучшего. И многие автолюбители задаются вопросом - неужели все наши "дорожные" налоги, собираемые на регулярной основе, идут на поддержание только правительственных трасс, ведь в налоговом комитете не говорят, что налоги водители уплачивают для правительственных трасс? Да и дорожные организации, призванные производить ремонтные работы на казахстанских дорогах, также довольно часто нечисты на руку. В данном случае речь пойдет по нескольким объектам, а именно по трассе Алматы - Бишкек и международных трасс Самара - Шымкент, и Астана - Костанай - Челябинск. Так, Счетный комитет Казахстана выявил нарушения на сумму свыше 19 млрд. тенге в ходе реконструкции автодорог республики. При этом на начальной стадии - "определение победителей" тендеров были выявлены нарушения процедур проведения госзакупок на сумму 3 751,1 млн. тенге, бухучета - 5 005,3 млн. тенге. Но это еще цветочки, так как на конечной стадии - "выполнение работ" Счетным комитетом Казахстана были выявлены и иные недостатки. Так по информации информационного агентства "Kazakhstan Today" были выявлены нарушения на общую сумму 10 275,1 млн. тнг., в том числе: - нецелевое использование бюджетных средств в сумме 2 399,9 млн. тенге; - необоснованное использование бюджетных средств в сумме 6 913,6 млн. тенге; - факты неэффективного использования - 961,9 млн. тенге; - оплата за некачественно выполненные отдельные виды работ по реконструкции и реабилитации дорог на сумму в пределах 400 млн. тенге. Как следствие этого страдает качество дорог, а за ним и снижается безопасность. И одной из основных причин увеличения аварий является несоответствие параметров дорог и скорости транспортного потока. Так, на некоторых реконструированных участках дороги легковые автомашины развивают скорость до 160-180 км/час, тогда как радиусы закругления заложены на расчетную скорость 80-100 км/час. Интересная ситуация складывается и с реализацией программы развития автодорожной отрасли на 2001-2005 годы. Так, за 2001 - 2004 годы автодорожной отрасли из республиканского бюджета было выделено 144,9 млрд. тенге, из которых освоено только 129,8 млрд. тенге, что составляет 89,6% от выделенных средств. Достаточно отметить, что всего по результатам прокурорской проверки только за 2005 год было возбуждено порядка 17 уголовных дел, 35 лиц привлечены к административной ответственности, в суд направлены 6 исков о взыскании в пользу государства более 60 млн. тенге ущерба. Недавно были выявлены и новые виды нарушений после начала эксплуатации дорог, построенных на выделенные в соответствии с Программой развития автодорожной отрасли на 2001-2005 годы бюджетные средства. В данном случае вырисовывается следующая картина нарушений: - хищение денежных средств; - некачественное строительство и реконструкции автодорог; - отвлечение денежных средств на другие объекты; - привлечение субподрядчиков, являющихся лжепредпринимателями; - осуществление субподрядчиками деятельности без соответствующей лицензии; - нарушение процедур государственных закупок при проведении конкурсов на ремонт дорог и др. Присутствуют также и нарушения при проведении тендеров по выбору генеральных подрядчиков на строительство и ремонт автодорог. Победителями зачастую признаются предприятия, не имеющие технических возможностей выполнения работ, что приводит к созданию своеобразных цепочек субподрядчиков. Конечно, в создании аварийных ситуаций и человеческих жертвах на автодорогах принято винить водителей автомобилей, а в последнее время это внимание акцентировалось на водителях праворульных автомашин. Но может быть сперва стоит разобраться с качеством дорог и с чистоплотностью чиновников, которые должны данным процессом заниматься, а уж потом рассуждать о преимуществах того или иного транспортного средства?
Загрузка...