Опубликовано: 6400

Казахстан в ОБСЕ со стороны

Казахстан в ОБСЕ со стороны

5 января 2010 года Министерство иностранных дел республики Казахстан презентовало официальный сайт председательства Казахстана в ОБСЕ. Портал призван собирать текстовые новости, а также аудио- и видеофайлы, посвященные работе госсекретаря Казахстана в составе «тройки» ОБСЕ.

Для Казахстана председательство в ОБСЕ стало событием 2010-го еще в году предыдущем. Однако широкого международного резонанса событие пока не получило. Так, сайт УРА-Информ в материале «Впервые постсоветская страна возглавляет ОБСЕ» вновь возвращается к информации о том, что основной инициативой Казахстана в рамках председательства стало предложение о проведении саммита Организации в Астане. Кроме того, издание отмечает, что мадридское решение о переходе председательства в ОБСЕ к Казахстану – беспрецедентно: впервые в истории Организацию возглавит азиатское государство с преимущественно мусульманским населением, тогда как традиционно у руля стояли страны Западной Европы, члены или кандидаты на вступление в Евросоюз. Помимо этого, ни одно государство СНГ не претендовало ранее на этот высокий пост. «Московский Комсомолец» в последний день 2009 года публикует заметку «Председательство в ОБСЕ переходит к Казахстану», в которой, ссылаясь на руководителя Центра постсоветских исследований МГИМО (У) МИД РФ Артема Мальгина, отмечает, что Казахстан сможет привнести новый взгляд на проблемы европейской безопасности. Главной задачей, стоящей перед нашим государством, по мнению российского эксперта, является модернизация ОБСЕ, а приоритетом станет урегулирование ситуации в Афганистане. Украинский «ForUm» в материале «ОБСЕ с 1 января возглавил Казахстан. Грецию отстранили» сообщает о намерениях Казахстана продолжить активный диалог о будущем европейской безопасности, при этом «республика выступает за равное наполнение всех трех «корзин» деятельности Организации». Издание отмечает также приверженность усилиям Греции относительно продолжения «Процесса Корфу» и сохранению европейского режима контроля над обычными вооружениями и мерам укрепления доверия и безопасности. Прежде всего, это касается скорейшего вступления в силу адаптированного ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе). «ForUm» отмечает стремление Казахстана продолжить начинания Греции по выработке юридических документов ОБСЕ, а также уделить особое внимание проблемам экологической безопасности на пространстве Организации, в числе которых одной из критических является ситуация в регионе высыхающего Аральского моря. Наряду с этим, издание декларирует ожидания продолжения диалога в рамках ОБСЕ по проблеме энергетической безопасности с учетом позиций всех заинтересованных сторон, всесторонней безопасности на пространстве ОБСЕ соблюдение и защиту фундаментальных прав и свобод, развитие демократии, борьбу с нетерпимостью и дискриминацией. Не остается без внимания инициатива Казахстана по проведению форума в Астане, который станет продолжением диалога по построению единой трансатлантической и евроазиатской архитектуры безопасности, а также проведение форум лидеров НПО Организации и дополнительное совещание ОБСЕ по вопросам гендерного равенства. Независимая информационная служба Узбекистана в статье «Что припрятал год 2010 для ОБСЕ?» пытается предугадать, что ждет остальных членов Организации, но делает это при помощи перечисления несоответствий нашей страны нормам демократии, а также выражает надежду, что своими действиями на посту Казахстан не навредит «и без того сильно пострадавшей репутации Организации». Deutsche Welle в материале «Чего ожидает Запад от Астаны во время председательства Казахстана в ОБСЕ» отмечает озабоченность западных экспертов вопросом, как именно Астана в 2010 году намерена работать в роли председателя ОБСЕ по тем направлениям, которые ею объявлены в качестве приоритетных, и каково состояние тех гуманитарных вопросов, которые представляются проблемными в самом Казахстане с точки зрения стандартов, принятых ОБСЕ. На вопросы Deutsche Welle ответил немецкий эксперт Михаэль Лаубш – один из участников рабочей группы конференции, образованной двумя американскими институтами - Центром стратегических и международных исследований и Институтом новой демократии в Вашингтоне - по вопросам подготовки председательства Казахстана в ОБСЕ. В материале снова отмечается первостепенная роль афганского вопроса, в частности, призыв к Казахстану привлечь к разрешению проблемы соседей по региону: Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Кроме того, по словам Михаэля Лаубша, Астана имеет наиболее ясные и предметные предложения во всем ее пакете по "ОБСЕ 2010" в области экономики и экологии. С одной стороны, Казахстан на передний план выносит вопрос о транспортных маршрутах и транспортировке энергоносителей, и намеревается совместно с Литвой, которая займет пост председателя ОБСЕ в 2011 году, назначить уполномоченного ОБСЕ, который будет заниматься исключительно этими вопросами. Казахстан, говорится в материале, форсирует этот вопрос, поскольку в силу географического положения находится в очень выгодной ситуации, чтобы инициировать транспортные связи как в Центральной Азии, так и шире – от Китая до Западной Европы. Другой пункт, в котором Казахстан скорее всего будет играть заметную роль – это экология, причем не только вокруг Арала (хотя комплекс экологических проблем, связанных с Аралом, Казахстан намерен вынести в качестве приоритетного перед ОБСЕ), но и меры по экономии энергии, получаемой из сжигаемых источников, по развитию восстанавливаемых источников энергии. Особое внимание было уделено вопросам так называемой «третьей корзины» ОБСЕ – гуманитарным вопросам, вызывающим наибольшую критику в свете председательства Казахстана. Речь идет о том, что республике еще многое предстоит сделать на пути к соответствию стандартам Организации. В другой статье «Оставшиеся вопросы соответствия Казахстана как председателя ОБСЕ», Deutsche Welle продолжает исследования вопроса демократической составляющей республики, отмечая немалый необходимый фронт работ. Кроме того, материал анализирует эфирную сетку государственной радиостанции Казахстана, раскладывая каждый новостной блок на составляющие путем контент-анализа основных тем. В статье говорится, в частности, о том, что значительное место занимают новости о деятельности президента и правительства. Помимо прочего, в материале упоминаются изменения в выборном законодательстве и новые механизмы регулирования интернет-пространства. Deutsche Welle указывает, что официальный Казахстан продолжает настаивать на относительной молодости независимого государства, чем и объясняет все текущие несоответствия принципам демократии и нерешенность отдельных вопросов в сфере прав человека. Еще одним объяснением недостаточного внимания к этим вопросам может быть тенденция выдвижения на первый план экономических вопросов, как это происходит в Китае. Помимо этого, отмечается стабильная заинтересованность Запада в сотрудничестве с Казахстаном по вопросам региональной безопасности, а также обеспечению нефтью и природным газом. The Economist в материале «Казахстан и ОБСЕ. Султан все берет на себя», напоминает об изначальном противостоянии Англии и Америке стремлению Казахстана стать председателем ОБСЕ. Здесь обоснованием позиции снова служат отсылки к недостаточному обеспечению граждан свободами. Однако, не без поддержки со стороны России, а также в надежде на то, что председательство вдохновит государство улучшить свои позиции по болезненным для Запада вопросам демократии, сопротивление удалось преодолеть. Сразу после этого последовали некоторые подвижки со стороны Казахстана: «косметические» изменения в законодательство о выборах и пересмотр судебной системы, пишет издание. Ухудшение в области прав человека, как отмечает эксперт "Фридом хаус", может быть связан с экономическим кризисом, который вынудил правительство реагировать подобным образом, стремясь установить больший контроль. Подводя итог, издание делает вывод, что председательство в ОБСЕ необходимо государству в качестве изменения международного общественного отношения, а не как способ повысить уровень демократии, то есть пост поможет Казахстану повысить собственный имидж, а вот скажется ли это позитивно на Организации – остается под вопросом. The Financial в заметке «ОБСЕ сосредоточиться на новой архитектуре европейской безопасности в 2010 году» сообщает о приверженности Казахстана российской идее нового общеевропейского договора безопасности, а также заинтересованности привлекать к проекту больше заинтересованных стран. Ссылаясь на официальные заявления Астаны, издание сообщает, что данная инициатива не представляет угрозы для существующей системы, а ОБСЕ является верной платформой для обсуждения проекта соглашения. Тем не менее, отмечает The Financial, западные страны, несмотря на готовность к обсуждению, выражают обеспокоенность тем, что это попытка заменить или ослабить НАТО. Французская Le monde в статье «Председательство в ОБСЕ представляет собой вызов для Казахстана» тоже обращается к истории Организации, отмечая, что это первый случай с момента создания ОБСЕ, когда пост получила бывшая советская республика с преимущественно мусульманским населением. При этом, отмечает газета, Казахстан долго не мог добиться председательского статуса из-за нежелания многих стран-участниц Организации. Однако после двух попыток, Казахстан сумел переубедить своих коллег из ОБСЕ, пообещав произвести ряд реформ, включающих упрощение регистрации политических партий, изменения в закон о печати и в избирательной системе, следуя рекомендациям Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ). Le monde также заостряет внимание на болевых демократических точках в современной истории государства, когда Казахстан переключает внимание мировой общественности с вопросов соблюдения прав человека на вопросы безопасности и, в частности, на Афганистан. Кроме того, издание, ссылаясь на диписточники, сообщает, что Вашингтон дал свое одобрение лишь при условии, что Казахстан не станет влиять на программы БДИПЧ, отвечающие за наблюдение за выборами, особенно в бывших советских республиках. Подводя промежуточный итог реакции иностранных СМИ на это событие, можно отметить привычные тенденции: крайнюю обеспокоенность Запада соблюдением прав человека в государстве, а также очередной намек на укрепляющийся статус Казахстана, как лидера в регионе. Помимо этого можно заметить намеки представителей четвертой власти демократических держав на свой сырьевой интерес в привязке в Казахстану, когда согласие на председательство страны в ОБСЕ становится авансом с экономическим расчетом. Работники средств массовой информации, представляющие страны ближнего зарубежья, стараются пока не делать никаких далеко идущих выводов, и стремятся отделаться официальными и программными формулировками, реальность которых позволила себе опровергнуть только Независимая информационная служба Узбекистана. Впрочем, давняя борьба за лидерство в регионе между РК и УР на данном этапе характеризуется лидерством Казахстана, и соседи это понимают. Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году находится, все-таки, в самом начале годового пути. Что обещает еще немало информационных поводов для внутренних и внешних СМИ. Иллюстрация с сайта osce2010.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи