Опубликовано: 2000

Информационная грань китаефобии

Информационная грань китаефобии Фото - ljplus.ru

К российскому информационному влиянию на казахстанском информпространстве, и даже его монополии, мы успели определенным образом привыкнуть и выработать свои реакции.

А вот с китайским присутствием и влиянием придется отношения выстраивать "с нуля". С этим замечанием согласились почти все участники дискуссионной панели Международного пиар-форума, посвященной роли Китая в информационном пространстве Казахстана в свете усиливающегося экономического присутствия КНР в Казахстане и Центральной Азии. Открыл дискуссию директор Группы Оценки рисков Досым Сатпаев. Если гипотетически представить, что Китай захочет устроить информационную экспансию у нас, в Казахстане, конкурировать ему придется не с нашими СМИ, а с российскими, заметил он. Но вопрос в том, стоит ли перед Китаем цель начать активную работу на нашем информационном поле? Четкого ответа на этот вопрос нет. Кроме того, и сами китайские СМИ в определенной мере неконкурентоспособны. Они рассчитаны в первую очередь на китайскую аудиторию, там пока еще нет крупных транснациональных китайских медиакомпаний. Хотя попытки их создания делаются - в прошлом году государственная компания начала вещание на пяти иностранных языках, в том числе и на русском. Сейчас Китай начинает наращивать количество своих телекоммуникационных спутников. Какой-то расчет на то, что рано или поздно КНР, наверное, будет выходить за свои информационные пределы, видимо, есть. - И мы, все-таки, можем попасть под этот "информационный колпак". Что нам нужно делать? Единственный способ защитить свое информпространство, сделать его хотя бы частично суверенным - создать здесь, в Казахстане, конкурентоспособные СМИ. Без них наше пространство будет поделено крупными соседями. Кстати, речь идет не только о крупных "игроках": в том году наши чиновники заявляли, что юг Казахстана в информационном плане уже покрывается Узбекистаном, что его телеканалы там смотрят более охотно, чем наши. Это тоже должно беспокоить, - считает г-н Сатпаев. Но все же, проблема не во внешней информационной экспансии, а в нас самих - очень мало уделялось внимания вопросу создания конкурентоспособных СМИ. И если Китай, все же, через 10 - 20 лет захочет и попытается установить здесь информационную монополию, он сможет это сделать, и это будет наша вина, полагает директор Группы Оценки рисков. Китайское присутствие в информационной сфере Казахстана не просто недостаточно для того, чтобы говорить об угрозе, а мизерно. Так считает главный научный сотрудник Казахстанского Института стратегических исследований при Президенте РК Константин Сыроежкин. Да, есть Институт Конфуция, но и только, он не влияет на общую ситуацию. Студентов-казахстанцев, обучающихся в КНР, всего 3,5 тыс. И это объяснимо - очень разные культуры! - Мне трудно представить китайское доминирование в информационном пространстве Казахстана. Китайская газета у нас выходит одна, в Алматы, и та - для китайских мигрантов. Журнал есть, но он больше ориентирован для людей, которые хотят изучать китайский язык, не зная русского. Телевидение - тоже один канал. Сказать что-то о его рейтингах трудно, чтобы его смотреть нужно, как минимум, знать китайский язык, а владеющих им, тем более, в должном объеме, у нас очень мало. Что касается гипотетического влияния Китая на культурные процессы в постсоветском пространстве то, с моей точки зрения, это очень удаленная перспектива - в Китае нет так сильно развитой мессианской идеи, как это есть на Западе. Он изначально не ставит задачи доминировать во всем мире, - считает г-н Сыроежкин. Политолог Николай Кузьмин заметил: считается, что если китайская экономика растет, то процесс обязательно должен сопровождаться и подчинением китайским интересам казахстанского информационного пространства. Но это - "типичный миф". Китайская культура ни с казахской, ни с русской несовместима: "попробуйте послушать китайскую оперу, китайскую народную музыку - покажется пыткой". Китайская классическая литература чужда нам, а современная - является калькой с западной. Так что ничего специфически китайского в информационно-культурном пространстве Казахстана нет и не будет, во всяком случае до тех пор, пока потребители культуры и информации в республике будут выглядеть так, как они выглядят сегодня. - Китай достаточно богат, чтобы, например, захотеть подчинить себе наши СМИ. И если китайцам будет нужно, они предложат нашим СМИ быть их бизнес-партнером. Но, это не в китайской традиции, - заявил г-н Кузьмин. Из зала возразили: похоже на то, что нас уговаривают не бояться - мол, все будет хорошо, в ближайшие десять лет - никакой китайской экспансии. А через десять лет? Г-н Сатпаев на это ответил, что надо самим становиться сильнее, "укрепляя свой хребет, чтобы его никто не смог сломать". - В отличие от традиционных дипломатий, западной и российской, китайская понимает влияние не как прямолинейное военное, экономическое или информационное воздействие. Они добиваются своих результатов путем "точечного влияния" на самые болевые точки. Как правило, это делается очень незаметно и эффективно. Именно те страны, где наиболее важные государственные решения принимаются кулуарно, в закулисье, такая китайская политика имеет наибольший эффект. И в этом еще одна наша слабость, где мы основательно недорабатываем, - считает Расул Жумалы, главный редактор журнала "Эксклюзив". Что будет в итоге с нашим информационным пространством и с китайским присутствием на нем, так и остается неясным. Но зато стало понятно, что многие у нас в обществе боятся Китая и его влияния в разных сферах политической и социальной жизни.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи