Опубликовано: 1300

Игра в нефтяные крестики-нолики
Как обычно победит тот, кто рисовал клеточки…

Игра в нефтяные крестики-нолики<br>Как обычно победит тот, кто рисовал клеточки…

Играть в детскую игру, состоящую всего из четырех крестиков и 8 ноликов, на этот раз придется казахстанским парламентариям, которые на этой неделе начали рассматривать проект бюджетного кодекса на 2004 год.

Одной и, пожалуй, самой спорной статьей проекта бюджета на будущий год станет внесение изменений в списки компаний - налогоплательщиков в Национальный фонд РК. Играем по-крупному, в нолики Согласно проекту бюджета на 2004 год, правительство предлагает из 12 компаний-налогоплательщиков в Национальный фонд РК оставить всего 4. Причины, по которым правительство РК решило освободить сразу 8 компаний от уплаты сверхприбылей в Национальный фонд, с одной стороны экономически обоснованы, с другой - абсолютно абсурдны. В частности, в проекте бюджета на 2004 год Донской ГОК исключается в соответствии с тем, что он был присоединен по постановлению правительства РК в 2001 году к ТНК "Казхром" и является его филиалом, без образования юридического лица. Между тем, по мнению директора Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутовой, "в 2001 году, когда формировался этот список компаний-плательщиков в Национальный Фонд, Донской ГОК в нем был, и вдруг в 2003 году принимается такое запоздалое решение, это кажется нам сомнительным". Отчасти это простая арифметика - два года компания напрочь забывала о "филиальности" своего положения, а тут вдруг в конце 2003 года прозрела. Причины исключения ОАО "Казцинк" и ОАО "Казахмыс", по мнению М. Махмутовой, "основаны на том, что поступления планируются на уровне мировых цен, по которым ситуация относительно стабильна в отличие от рынка нефти. В связи с этим сверхплановые поступления в Национальный фонд не планируются". Ситуация с тремя нефтяными компаниями еще более запутана. Исключение ТОО ТШО объясняется переходом на ускоренный метод амортизации. Таким образом, правительство, по мнению М. Махмутовой, "приняло это, как аргумент и тоже исключило ТШО из списка плательщиков в Национальный фонд". Неубедительны объяснения правительства касательно компаний ПетроКазахстан и ЗАО "Тургай-Петролиум". В проекте бюджета на 2004 год разъяснения по этим компаниям основаны на ценах реализации нефти, при которых планируются плановые поступления в бюджет ниже $19 за баррель, поэтому сверхплановые поступления в Национальный фонд не планируются. По мнению эксперта - М. Махмутовой, "этот аргумент тоже не выдерживает серьезной критики. Ничего страшного не произошло бы, если эти компании остались в этом списке, так как это вполне обычное дело, когда цена нефти постоянно меняется". Единственными невозмутимыми претендентами на роль неплательщиков в Национальный фонд, о которых рассуждать двояко не приходится, остаются компания "Бритиш Петролиум" и норвежский концерн Статойл. Нефтяные компании попросту продали свои доли в казахстанских СРП и, предполагается, что в следующем году постоянных платежей в бюджет РК не будет. Нефтедобывающие крестики Таким образом, в результате чистки списка в рядах послушных налогоплательщиков в Национальный фонд остаются 4 компании - ОАО "Каражанбасмунай", АО "Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В." ОАО "Мангистаумунайгаз" и ОАО "Озеньмунайгаз". Не нам, конечно, судить, но получается так, что данным четырем нефтегазодобывающим компаниям нипочем постоянно колеблющаяся цена на нефть, и видимо, сверхприбыль этих компаний на столько велика, что и состоянии переплюнуть таких нефтяных гигантов как "ПетроКазахстан". За месяц до внесения на рассмотрение в мажилис РК проекта бюджета на 2004 год, 2 октября 2003 года, на заседании комитета по финансам и бюджету министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов сообщил о том, что с 2004 года будет оптимизирован перечень организаций, являющихся источниками пополнения Национального фонда. По словам министра, из списка предполагалось исключить организации, экспортирующие цветные металлы. "Мы считаем, что в следующем году роста цен на цветные металлы выше запланированных в индикативном плане не будет, а значит, не будет и сверхплановых поступлений налогов от этих предприятий", - пояснил министр. Он подчеркнул, что предприятия, экспортирующие цветные металлы, будут выплачивать все налоги в республиканский бюджет. Каким образом в "исключительный" список затесались нефтяные компании - непонятно. Клеточки руками политиков Между тем аналитики уже сегодня делают предположения, что в этой откровенной макроэкономике проявилась прочная политика. По мнению М. Махмутовой, "причины исключения из списка 8 компаний налогоплательщиков в Национальный фонд РК скорее политические, нежели экономические". "В настоящее время мы готовим экспертизу по Бюджетному кодексу, и в ближайшее время она будет представлена парламентариям Казахстана", - сообщила М. Махмутова. Одно из предложений Центра анализа общественных проблем парламенту РК "связанно с повышением прозрачности механизма формирования и использования средств Национального фонда. На наш взгляд, парламент должен иметь право утверждать перечень организаций сырьевого сектора, который готовит и представляет на рассмотрение в парламент правительство. Мы считаем, что парламент должен иметь право утверждать решение по объемам, направлениям и использованиям средств Национального фонда". Можно смело утверждать, что и тех (экспортирующих цветные металлы) и других (нефтяных) объединяет если даже не политика, то так называемая непрозрачность доходов. Создание крестиков и ноликов Идея создания какого-либо нефтяного фонда была высказана в ходе общественных обсуждений в 1997 году, когда директор Агентства по Контролю над стратегическими ресурсами Галымжан Жакиянов предложил создать Бюджет Развития Казахстана (БРК). Подотчетный президенту и управляемый Национальным Банком, Агентством по Контролю над Стратегическими Ресурсами, Агентством Стратегического Планирования и государственной нефтяной компанией (ныне ЗАО НК "КазМунайГаз"), БРК должен был стерилизовать доходы от экспорта нефти, вкладывать их в прибыльные проекты и предоставлять кредиты для развития частного сектора. В 2000 году, когда цены на нефть повысились до уровня $28 за баррель, возникла проблема использования сверхдоходов компаний, добывающих нефть на территории Казахстана. Министр финансов Ораз Джандосов, видимо опасаясь, что непредвиденные доходы будут легко истрачены на различные проекты, разработал концепцию создания нефтяного фонда. В июне 2000 года парламенту РК было официально заявлено о том, что правительство работает над законопроектом о создании Национального фонда. Неделю спустя парламент был поставлен перед фактом: было сообщено, что первым вкладом в НФ будет выручка от продажи доли правительства в консорциуме ТенгизШевроил. Менее чем через два месяца указом президента был создан Национальный фонд. Национальный Фонд Казахстана (НФ) является и стабилизационным, и накопительным фондом. Уставные документы характеризуют миссию НФ не иначе как "стабилизация социально-экономического развития страны, накопление сбережений для будущих поколений и сокращение уязвимости страны от внешних факторов". Доходы в НФ поступают с налоговых выплат, производимых девятью крупнейшими нефтяными компаниями и тремя крупнейшими рудными компаниями, названными выше. Однако, как указано в уставных документах НФ, правительство может изменить список компаний, производящих выплаты, что мы, собственно, и наблюдаем в настоящее время. В накопительную часть средств НФ поступает 10 процентов налоговых выплат этих компаний. В ней содержится, по меньшей мере, 75 процентов активов НФ. Дивиденды, поступающие от инвестирования активов Фонда, также накапливаются в этой части его портфеля. Откуда и куда текут $ нефтяной игры Утверждать изменения в НФ может только президент РК, парламент может лишь принимать участие в подготовке предложений об органах управления фонда. Парламент получает отчеты о деятельности НФ, не существует правил, конкретизирующих содержание этих отчетов или сроков их представления. Кроме того, у парламента нет полномочий утверждать, отвергать или изменять эти отчеты. Только президент может предлагать какие-либо расходы из средств НФ. Не существует никаких правил о том, что является допустимыми расходами и каковы ограничения. Секретность основных документов компаний - плательщиков в НФ еще более усиливает проблему отсутствия прозрачности. Ни одно соглашение о разделе продукции или о совместном предприятии, в которых определена выручка правительства, не является открытым и доступным широким массам, несмотря на то, что ЗАО НК "КазМунайГаз" является партнером нескольких компаний и имеет доли в СП. В анализе деятельности Национального Фонда, проведенного Всемирным Банком, сказано: "Когда во главе нефтяного фонда стоит чиновник исполнительной власти, решения об использовании доходов фонда становятся политическими". В свое время глава Нацбанка РК Григорий Марченко высказывал мнение о том, что "заявления о непрозрачности фонда или неясных целях расходования народных денег - чистой воды популизм. Во-первых, не везде деятельность фонда подконтрольна парламенту. Мы взяли за основу норвежскую модель. Там схема точно такая же. Фонд не является юридическим лицом, это счет Министерства финансов Норвегии в Центральном банке. Ежеквартально Центральный банк отчитывается перед Министерством финансов, которое в свою очередь по итогам отчета ЦБ ежеквартально отчитывается перед парламентом. По итогам года публикуется очень подробный отчет, который заверяется внешним аудитором". В подробности годового отчета о деятельности фонда можно усомниться, так как в нем отражены только общие показатели, рост активов, общая сумма поступлений и другие. Налоговые поступления 12 компаний в отчете просто отсутствуют, опять же по причине неразглашения контрактов. Аудиторское заключение, которое в 2003 году сделала компания Эрнст энд Янг, к годовому отчету не прилагается, как собственно и в прошлые годы существования фонда. Согласно отчетности фонда, доходность по его активам составляет более 2,5% годовых. В настоящее время в Национальном фонде саккумулировано $2,7 млрд. По расчетам министерства экономики и бюджетного планирования РК, объем аккумулированных в Национальном фонде средств на 1 января 2005 года может составить 583,6 млрд. тенге. Делаем ставки Оправдаются ли прогнозы министерства экономики еще не известно. Если посмотреть на предложения правительства РК об исключении из списка 8 компаний из 12 чисто арифметически, то получится, что более 70 % налогоплательщиков, а значит и поступлений в НФ просто исчезнут. Кроме того, 8 крупнейших компаний Казахстана не будут подвергнуты внешнему аудиту, а значит, станут еще более непрозрачными. В выигрыше в замысловатой игре под названием нефтяные крестики нолики впрочем, как всегда останутся те, кто рисовал клеточки, так как право первого хода предоставляется именно им.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи