Опубликовано: 3100

Гудбай, Америка!

Гудбай, Америка! Фото - segodnya.ua

Судебные исполнители получили право не выпускать за границу должников. Чтобы Казахстан не превратился в страну хронических должников, казахстанский президент Нурсултан Назарбаев подписал закон, который призван исправить ситуацию.

Отныне должников могут остановить прямо в аэропорту, изъять документы, удостоверяющие личность и вынудить заплатить по счетам. Напомним, что после баталий между мажилисменами и сенаторами, 2 апреля президент РК подписал закон, ставший первой его модернизацией с конца 90-х годов. И раньше было, а что толку? До принятия закона в новой редакции государственные органы тоже имели право ограничить право гражданина Казахстана выезжать за границу. Для этого существовала статья 32 Закона РК "О миграции населения", принятого еще 13 декабря 1997 года. Согласно этой статье казахстанцу можно было отказать в выезде за границу по следующим причинам, если он: 1) обладает сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, до прекращения действия данных обстоятельств; 2) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; 3) осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от наказания; 4) уклоняется от исполнения обязательств, возложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; 5) проходит действительную срочную воинскую службу - до завершения прохождения этой службы или до освобождения от нее в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Республики Казахстан - до решения вопроса, но не более одного месяца, органом, оформляющим такие документы; 7) является ответчиком в гражданском судопроизводстве - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу решения суда. При этом правительство по представлению Министерства иностранных дел было вправе вводить временное ограничение выезда граждан в другую страну в случаях, когда там сложилась чрезвычайная ситуация. К примеру, пункт четвертый свидетельствует, что норма по ограничению прав выезда за границу существовала и ранее. С той лишь разницей, что такое право было закреплено за налоговой, таможенной службой, но не за судоисполнителями. Теперь за должниками будут охотиться профессионалы, а не представители органов, у которых и кроме должников полно дел и обязанностей. Вслед за Россией Практика ограничения в правах должников в выезде за границу взята на вооружение у соседки России. Напомним, что федеральный закон "Об исполнительном производстве" вступил в силу в феврале 2008 года. Документом утверждена процедура вынесения постановления о временном ограничении на выезд из России. Запрет касался злостных нарушителей: алиментщиков, должников по кредитам, штрафам и налогам (всех тех, кто обязан погасить свои долги решением суда). Должников не пускали за границу и раньше, но подобные решения каждый раз принимались в индивидуальном порядке, а сама практика не носила массовый характер. При этом не существует никаких ограничений по сумме долга. Введенная процедура при всей своей сложности, понятна. После того, как судебный пристав выносит решение о временном ограничении выезда (на шесть месяцев), постановление направляется по почте должнику, Федеральной миграционной службе, Пограничной службе ФСБ и территориальному подразделению Федеральной службы судебных приставов. Должник может выехать только после того, как пограничники получат документ от судебного пристава, на что, как правило, уходило от недели до месяца. Первые результаты оказались довольно интересными: за весь 2008 год невыездными из-за долгов стали более 83 тысяч граждан, с которых взыскано 797 миллионов рублей. Дальше - больше. В первом квартале 2010 года Федеральная служба судебных приставов ограничила выезд за рубеж 28 тысячам россиян, являющимся злостными неплательщиками. Около 2,5 тысяч человек из этого числа были задержаны непосредственно при попытке пересечения границы. Если такая динамика сохранится, то по итогам года число невыездных может составить более 100 тысяч человек. В перспективе приставы смогут ограничивать должников в передвижении по стране (поезд, самолет), отключать сотовую связь и кабельное телевидение. Федеральная служба судебных приставов сегодня выступает за ужесточение мер преследования должников. Вышеуказанные меры - только часть этих предложений. В своем стремлении российские приставы ссылаются на опыт Европы, где указанные меры эффективно работают. Исключение из правил В Казахстане должны постараться избежать некоторых перекосов, допущенных в России. В частности, это касается организации дела. Так как служба судебных приставов в России жестко централизованна, жители других регионов России не могут заблаговременно узнать о тех или иных ограничительных мерах в их отношении. Эту справочную информацию можно получить только в Москве, а учитывая уровень развития телекоммуникационных технологий, жители регионов еще нескоро получат доступ к данной информации. Летом прошлого года глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков заявил, что выезд олигархов за рубеж возможен в том случае, если они будут находиться в так называемом "правовом поле". То есть богатым людям будут верить если не на слово, то на документ, согласно которому они обязуются погасить долги. Что автоматически означает следующее: небогатым людям просто не поверят. Много вопросов возникло и по норме, когда сумма долга в законе никак не прописана. Поэтому значение имеет сам факт задолженности, а не ее сумма. Со своей стороны, российские судебные приставы не заинтересованы в ведении определенной суммы, после которой должника можно преследовать по закону. Российский аналитик Агван Микаелян пессимистически оценивает службу судебных приставов в его нынешнем виде. "Я сам недавно узнал о какой-то задолженности по квартплате, зафиксированной еще полгода назад на 18 рублей. Если никаких пределов не существует, то получается, если будет загранкомандировка, меня за эту просрочку вернут назад. Это просто театр абсурда!", - добавил он. Чтобы избежать всего этого, в Казахстане необходимо создать единую электронную базу данных в Астане и открыть к ней доступ для местных служб судебных исполнителей. Местные службы должны иметь собственные сайты, где информация с астанинского сайта по должникам будет дублироваться. Это касается обеспечения прав людей на информацию. Что же касается дифференциации должников по уровню их материального состояния, и исключения для богатых людей, то здесь необходим иной подход. В Казахстане не нужно делить людей по степени их материального достатка. Именно такой подход и обеспечит исполнение судебных решений. Должна ли быть минимальная сумма долга, после которой должника начинают преследовать? Думаю, ограничений не должно быть никаких. Если человек, к примеру, не заплатил 18 тенге, то по всем юридическим нормам это означает, что он должник - чем не основание для преследования со стороны судоисполнителей? Что необходимо сделать, так это укоротить сроки ограничения в правах. Если должник в силах погасить долг любыми доступными ему средствами, то нужно обеспечить возможности для судоисполнителей принимать платеж в онлайн-режиме. Например, обеспечив каждого судоисполнителя персональным терминалом (такая схема активно используется в дорожной полиции). Сразу после погашения задолженности, ограничения в правах необходимо снимать в течение 10-15 минут. Последующие процедуры проводки денег должен на себя взять судоисполнитель за определенное (в процентах от суммы долга) вознаграждение. Универсальный ключ Ограничение выезда для должников может оказать довольно неплохую услугу тем, кто месяцами ждет выплаты заработной платы. Так как за просрочку исполнения решения суда предусмотрена пеня, то она будет расти до тех пор, пока в зарплатных ведомостях не распишется последний работник. Такие меры могут решить проблему недобросовестных отцов, не спешащих платить алименты. Это дисциплинирует население, имеющее задолженность по коммунальным услугам. Это, самое главное, позволит банкам остаться в правовом поле, не прибегая к услугам непрозрачных коллекторских компаний. Любые нововведения не бывают без проблем. Если идентифицировать должников по факту выезда за пределы Казахстана, то без пристального внимания могут остаться должники, которые по тем или иным причинам не выезжают за пределы страны. Значит, данная категория нуждается в особом контроле. Понятно, что в случае эффективного внедрения этого механизма появится и другой альтернативный бизнес. К примеру, на рынке появятся предприимчивые люди и компании, которые предложат свои услуги: как обойти запрет на вылет за границу. Как они организуют выезд за границу должника, сложно представить, но теоретическую возможность появления таких услуг исключать нельзя. Поэтому и необходимо создать единую электронную базу всех граждан Казахстана отпечатков пальцев или радужной оболочки глаз. Хоть и затратное занятие, но в максимальной степени полезное. Разумеется, борьба с должниками в любой стране мира никогда не закончится. Найдут одних, появятся другие, третьи… Чтобы в корне переломить ситуацию, необходимо внедрить прогрессивную методу взимания долгов. Если человек один раз нарушил закон и задолжал, то применяется одна сумма взысканий. Если во второй раз, то сумма долга увеличивается в два раза. Если в третий раз, то сумма долга автоматически увеличивается в 10 раз. Такая геометрия у любого отобьет желание становиться должником. Одновременно необходимо внедрить ответственность и за попытки сделать должником другого человека. Ведь понятно, что появятся и те, кто попытается воспользоваться ситуацией, чтобы свести личные или иные счеты. А чтобы у чиновников и депутатов не возникло ощущение безнаказанности, судоисполнители должны преследовать ДОЛЖНИКОВ, кем бы они ни были, и какие посты ни занимали. Неотвратимость наказания - и есть главное условие повышения эффективности судебных актов. Иного пути нет. Хотя, если посмотреть на все под другим углом, то очевидно следующее: наше общество давно привыкло к тому, что любые инициативы государства вносят больше сумятицы, чем порядка. Общество уже и не надеется, что хронически неэффективная государственная машина вдруг ни с того, ни с сего результативно заработает. И хуже всего то, что общество не сомневается: изначально прекрасные законы на деле превращаются в чистую формальность, а любые нововведения - в еще один источник для вымогательств…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи