Опубликовано: 2100

Госкоммуникации: мертвая петля обратной связи?

Госкоммуникации: мертвая петля обратной связи?

Качество государственных коммуникаций очень волнует профессионалов по связям с общественностью.

Ведь отсутствие налаженных каналов двухсторонней связи сказывается, в конечном счете, на их профессии, которая может исчезнуть вовсе, если срочно не изменить систему информационного пространства. Государственные коммуникации стали одной из основных тем шестого Международного PR-форума "Ответственные коммуникации: быть или казаться?", поскольку именно государство влияет на все аспекты жизни, однако не всегда освещение его деятельности является достаточно полным. Первая секция была основана на анализе экспертного опроса, проведенного организаторами форума среди коммуникаторов (PR-специалисты, журналисты, политологи), всех тех, кто работает на информационном рынке. В рамках интернет-опроса было опрошено 82 человека. Почти 52% опрошенных считают, что качество государственных коммуникаций в целом, скорее неудовлетворительное. Кроме того, реальной целью информационной активности государственных проектов, по мнению большинства представителей фокус-группы, является демонстрация политической линии и освещение деятельности определенных госструктур и структур, а крупные государственные проекты нужны, в первую очередь, для создания имиджа страны на международной арене. Опрос также показал, что государством крайне редко используются исследования при разработке информационных стратегий, а материалы в значительной степени ориентированы не на честное и объективное освещение своей работы (4 %), чаще всего это личная заинтересованность чиновников (52%). В том же интернет-опросе, участникам предложили выбрать некоторые рекомендации, призванные улучшить качество государственных коммуникаций, которое, по мнению 88% респондентов нужно менять. В частности, стать более открытыми и прозрачными, из чиновников нужно сделать хороших медийщиков, а также обеспечить полный доступ к информации для СМИ, разработать профессиональные PR-концепции и научиться работать для населения: создавать обратную связь. При этом свои личные возможности влияния на политику государственных структур участники опроса оценили как минимальное, а главную роль для влияния отвели СМИ, однако в процентном отношении данное влияние тоже отмечено как низкое. Изменить ситуацию предложено через освещение "неудобных тем", проведение журналистских расследований и сотрудничество с профессионалами. По мнению Досыма Сатпаева, директора "Группы оценки рисков", политолога государственные коммуникации не следует рассматривать отдельно от существующей политической системы, которая, к сожалению, отличается закрытостью и отсутствием важного элемента коммуникации - петли обратной связи. Информация искажается на всех внутренних уровнях и на выходе не соответствует ожиданиям. Так, общество предпочитает черпать информацию не из официальных источников, а ориентироваться на слухи. Ерлан Карин, политолог, считает, что характер и качество механизмов коммуникаций госструктур является отражением характера отношений между властью, обществом и бизнесом. По словам эксперта, складывается ощущение, что все эти структуры функционируют в разных измерениях. Кроме того, существует дробление информационного пространства по языковому принципу, что должно учитываться при создании коммуникационной политики госорганов. Проблема значительного разделения аудитории на русскоязычную и казахскоязычную волнует также и Айдоса Сарым, президента "Фонда Алтынбека Сарсенбекова", политолога, это два параллельных мира разных по тематикам, по аудиториям, по экспертам. И сейчас важно понять, что их объединяет. На переходном этапе, который еще не завершился и все труднее играть на два поля, ведь борьба за язык - это борьба за понятный язык. Сегодня выросло поколение, которое не читает русскоязычных газет, не смотрит русскоязычных каналов и ищет информацию на казахском языке и вопрос в том, куда будет направлена данная энергия. Кроме того, по мнению политолога, основным вызовом является и отсутствие каких-либо прогнозов и назрела потребность задуматься над тем, что будет через несколько лет, а также необходимы какие-то большие интеллектуальные прорывы. Гульмира Илеуова, директор центра "Стратегия", однако считает, что существует некий разрыв в оценке государственных реформ между экспертами и населением. Таким образом, коммуникационный разрыв есть, но это разрыв мнений населения и экспертов, а целевой группой государства является первая группа. Кроме того, по словам госпожи Илеувой, эти две группы получают информацию из разных источников. Тогда как для экспертов основным информационным источником является интернет, для большинства населения таким ресурсом остается телевидение. Самый же большой разрыв существует в оценке общей ситуации: эксперты (70%) оценивают ее как напряженную, тогда как население (69%) считает ее благополучной и спокойной. По словам Багдата Коджахметова, члена Клуба "PR-ши", директора департамента PR и маркетинга Народного банка, основной проблемой некачественных госкоммуникаций является нехватка персонала. Ведь для государства недостаточно хорошо работать, необходимо уметь показать свою работу, и сейчас заметны подвижки в данном направлении. Так, в частности, по мнению господина Коджахметова, чиновники как основные проводники государственных коммуникаций готовы стать проводниками качественными. После бурных дебатов эксперты пришли к мнению, что сейчас настал момент задавать правильные и честные вопросы, модернизировать социальную и политическую системы и не забывать о том, что государственные коммуникации - часть государственной системы.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи