Опубликовано: 4600

Где родился, там и пригодился

Где родился, там и пригодился Фото - http://rusaf.ucoz.ru

"Племя молодое, незнакомое" всегда тянется к лучшему образованию и ищет новые дороги. Казахстанцы, амбициозные выпускники западных программ не питают излишних иллюзий и трезво оценивают свои возможности. Как ни странно, но желающих пригодиться здесь больше, чем стремящихся остаться там…

Программа стипендий Эдмунда Маски от Отдела образовательных и культурных программ Госдепартамента США дает специалистам с высшим образованием из стран СНГ возможность получить магистерскую степень в университетах США. Выбирают лучших из лучших, с четкой программой будущей деятельности и достаточным опытом работы в выбранной сфере. Казахстанская Лига выпускников американских вузов ALL (Alumni Leaders League) была создана выпускниками программы Маски в 2005 году. Ее члены стремятся "внести позитивные изменения в общество Казахстана через различные полезные проекты", - говорит глава ALL Айнура Абсеметова. С несколькими активными ее деятелями Караван.kz удалось встретиться и пообщаться, получив исчерпывающие ответы на многие вопросы касающиеся зарубежного образования. Знакомьтесь. Дарига Чукмаитова много работала в НПО, сейчас учится на доктора политологии. Ранее по программе Маски закончила магистратуру (2002-2004) по направлению "Общественное администрирование" в Международном Управлении Монтерейского Института Международных Исследований (MIIS, Монтерей, Калифорния). В институте изучала множество интересных дисциплин, среди которых: - Политика управления: формулировка, анализ, мониторинг и оценка. - Государственные учреждения социальной сферы: руководящие принципы и особенности их работы. - Некоммерческий сектор и НПО: менеджмент, финансирование, укрепление потенциала. Во время обучения проходила интернатуру в Академии Развития Образования (AED) в Вашингтоне. Гульнур Болыспаева изучала конфликтологию в Институте анализа и разрешения конфликтов (ICAR), университета им. Джорджа Мэйсона, штат Вирджиния. Конфликтология - относительно новая наука, соединяющая в себе антропологию, социологию, психологию, политологию и т.д., и ICAR - одна из лучших конфликтологических школ в мире. Учиться, по словам Гульнур, было безумно интересно. Все обучение держится на "трех китах" - теории, исследованиях и практике, изучаемые предметы - "Теории конфликтов и разрешения конфликтов", "Философия и методы исследования конфликтов", "Миротворчество" и др. Во время учебы проходила практику в Вашингтонском отделении Ассоциации ООН и Институте многоуровневой дипломатии. Геният Исин окончил бизнес-школу и получил степень MBA. Во время учебы имел замечательную возможность пообщаться с директорами крупнейших корпораций, известными финансистами и инвесторами (например, Уорреном Баффетом). Генияту особенно пришлось по душе отношение профессоров, которые всегда открыты для общения и выстраивают процесс обучения так, чтобы все проекты разрабатывались с душой и в единой команде. Айнура Абсеметова закончила магистратуру в Западном Мичиганском Университете по администрированию международных программ по развитию. Два года она обучалась у лучших профессоров и ведущих мировых практиков. Получила огромный опыт в работе с проектами по организационному развитию, мониторингу и оценке проектов, программ, развитию общин и т.д. Опыт получился больше практическим с теоретическими обоснованиями, поскольку обучение шло на реальных международных проектах с действующими экспертами. - Думаю, ни для кого не секрет, что многие казахстанцы мечтают попасть в США, в этот, как им кажется, рай на земле. Одна из возможностей - получить западное образование и остаться за границей. Даже несмотря на то, что условия программы стипендий Эдмунда Маски обязывают вернуться и в течение двух лет работать на благо родной страны, это не мешает молодым людям в своих фантазиях "окапываться" в Штатах. Вы работаете в Казахстане уже несколько лет, многие из вас вернулись сюда и остались. Почему так получилось? Неужели ни разу не возникало желания податься в Америку надолго? Геният: Замечено, что у казахстанских студентов больше лояльности в этом вопросе, потому что им есть куда возвращаться. Например, не спешат вернуться в свою страну ребята из Киргизии, Армении, Узбекистана и Украины. Наши возвращаются. Все ищут себя здесь, а если все же е могут реализовать, выходят на более высокий, центральноазиатский уровень или уезжают в Москву. Айнура: Просто мы увидели и оборотную сторону Америки. Одна картинка, когда из Казахстана мы смотрим на США через призму голубого экрана, получается, повсюду сплошной Нью-Йорк и Голливуд. А мы видели ту сторону, в которой Америка - большая "деревня" со своими пуританскими замашками, безработицей, бедностью. И мы увидели, что американцы довольно консервативные люди. Безусловно, существует культурный и социальный комфорт, везде чисто и уютно. Но чувство пустоты присутствует. Осознаешь, что признания и адаптации, скорее всего, будут добиваться уже твои дети. А нам хочется делать свое дело здесь и сейчас, у нас есть свои амбиции... Мы знаем, что, где и как хотим и готовы поменять. Сделать это эффективно мы можем в том обществе, где мы уже признаны, где не нужно отвоевывать участок свободы и территории. Дарига: Я прожила в США, пожалуй, дольше других. Мне кажется, я вполне адаптировалась, но все равно ощущения, что эта страна - мой дом, не было. Чтобы в Америке чувствовать себя комфортно, нужно там родиться и вырасти. Все равно остается чувство, что ты иностранец. Лишь приезжая в Казахстан понимаешь - вот он, дом. И даже все наши недостатки - это свое, то, к чему мы привыкли. Геният: Все проходят три стадии "культурного шока" и адаптации на новом месте: сначала эйфория, потом депрессия, затем привыкание. Айнура: Хотя были случаи, когда люди сходили с ума от напряжения. У кого-то психологическая предрасположенность к стрессу, кто-то невосприимчив к переменам и не готов меняться. Я видела жизнь наших эмигрантов, которые там зацепились. И я видела, что найти возможности жить и адаптироваться в Америке им очень тяжело. Они это все делают для детей. Геният: Не зря говорят: чтобы жить в Америке, нужно закончить три университета. Первый вуз окончит твой дед, второй - твой отец, третий - ты. Для меня разница между США и Казахстаном свелась к тому, что у них лучше дороги и очень быстрый интернет. Плюс у них очень развиты социальные технологии, располагает к себе и принцип верховенства закона - там невозможно подкупить полицейского. Все остальное в Казахстане есть. Айнура: Мы, студенты из СНГ, образовали свою "ячейку", коммьюнити, всегда старались помочь друг другу. Хотя многие быстро впитывают индивидуализм, американизируются. Но благодаря тому, что мы поддерживали друг друга, нам было легче выживать. Да, мы все время используем местоимение "мы". Американцы никогда не скажут "мы придем". Они скажут: "Придем я и Дарига". И это очень сильно нас отличает. Индивидуализм - хорошо, но до определенного уровня. Живут ли американцы в разных штатах или в одном городе - они подчас не имеют ничего общего. Сами американцы шутят, что если британский солдат на войне будет погибать за Королеву, россияне - за Родину-Мать, то американцы за пэйчек (paycheck - это чек на получение зарплаты или сама зарплата, источник средств к существованию, способ зарабатывать деньги - прим. авт.) Это нас сильно отличает… Дарига: Я не совсем согласна насчет чека. Я считаю, что в Америке много людей бескорыстно помогают ближнему. Когда мы, студенты, приезжаем туда, у нас нет ничего. И многие американцы совершенно бесплатно могут принести тебе кровать, куда-нибудь свозить, они приглашают на домашние ужины, им очень интересен ты как личность. Я считаю, что американцы - добрые и классные. Айнура: Согласна, да. Просто у нас и у них ценности на разных уровнях. Геният: Честно говоря, очень трудно вывести портрет "среднего американца". Техас консервативен, Калифорния - либеральна. Вместе с тем, мы более едины. Может, потому что мы жили в некогда единой стране, смотрели одно телевидение, один канал, и до сих пор общие песни поем - что в Грузии, что в Казахстане... Айнура: Да, в США идет сильная сегрегация по культурному признаку. Квартал арабов, квартал китайцев, квартал поляков... Люди стараются селиться компактно. Конечно, в мегаполисах все сливаются в общую массу, но в целом субкультуры существуют. Американцы очень трепетно к этому относятся. Им важно отношение к группе, классу… Геният: Кстати, в каждом нашем университете много своих интересных традиций. Например, у нас 21 апреля каждого года на специальной церемонии вспоминали всех усопших выпускников. Часто американцы носят эмблемы своих вузов, кольца с символикой, и если увидел человека с таким же как у вас кольцом, можно смело подойти и заговорить. - И все-таки… Зачем Америка это делает? Я имею в виду, зачем тратит огромные деньги на обучение граждан другого государства, которые будут работать на благо чужой страны. Готовят проамерикански настроенные кадры? Или это все-таки альтруизм, который мы принимаем за расчетливость? Условно говоря, вас призовут и вы пойдете? Или не пойдете? Айнура: У нас нет никаких прямых обязательств. Геният: Есть доля правды в ваших словах... Дело в том, что экстремизм порождается в первую очередь отсутствием образования. Почему в бедных странах многие легко идут воевать? - потому что они безграмотны. Им говорят: "В Коране написано так-то…, а потому иди и стреляй", и человек верит и даже перепроверить не может, да просто потому что он не умеет читать. В США поняли - чтобы гасить такие очаги экстремизма, проще и дешевле обучать людей, чем потом покупать оружие и готовить армию. Поэтому они строят культурные и образовательные связи. Стабильность - залог очень многих отношений. Дарига: И мне еще кажется, американцы хотят таким образом показать - мы не столь ужасные, как нам раньше пытались внушить. Айнура: Единое образование, единые стандарты - это фактор глобализации. Людям одного уровня и равных взглядов гораздо легче выстраивать торговые, политические и другие отношения. Образование в США большого числа людей в Казахстане - это возможность договариваться на одном языке. Гульнур:Это очень мудрый расчет. Благодаря такого рода программам происходит взаимопроникновение культур, обычаев, сближение народов. Это, по большому счету, и есть миротворчество, вклад в предотвращение войн, конфликтов - вряд ли человек, который прожил два года в стране, обрел там друзей, получил образование, "поднимет меч" на эту страну. И потом, Америка - не единственная страна, которая вкладывает деньги в такого рода образовательные программы. Посмотрите на Европу. - Как вы считаете, а небезызвестный Борат испортил нашей стране репутацию? Дарига: Те, кто не знает о Казахстане, наверное, могут и поверить. Люди же, которые со мной учатся, понимают, что это была шутка. Они видят, что я - нормальный человек из нормальной страны. Мы на одном уровне. И это хорошо не только для выпускников, но и для самой страны. Гульнур: Борат не нам испортил репутацию, а самим американцам. Многие (образованные) американцы были просто в шоке - неужели их сограждане настолько безграмотны? А Казахстан, благодаря Борату, стал более популярен среди туристов. Если раньше, чтобы объяснить, что такое Казахстан, нужно было говорить "бывший Советский Союз, Россия", то сейчас достаточно упомянуть Бората. Так что, спасибо ему. - Не забывается ли в погоне материальными благами (а я это считаю нормальным, честно говоря), ваша ЦЕЛЬ? Наверняка все выпускники программ хорошо устраиваются… Так вот, не забывается ли в повседневности ваша волонтерская деятельность? Дарига: Помимо нашей ассоциации в республике существует много других. Например, школьные ассоциации работают с детскими домами. Но у всех есть желание что-то сделать для своей страны. И это не только воспитывается, это есть в людях изначально. Гульнур: Волонтерство очень популярно в Штатах. Несмотря на кажущийся индивидуализм, американцы - очень открытые люди, всегда готовые помочь. Конечно, у нас готовность помочь тоже есть, она у нас в крови, но у нас она какая-то более жертвенная, что ли - сам погибай, а товарища выручай. Там все поспокойнее - если могу, то помогу. Наше желание внести свою посильную лепту в изменение жизни к лучшему естественно. Главное, чтобы у тех, кому мы помогаем, было желание принять то, что мы делаем, чтобы это им было действительно нужно. - Не зря при отборе требуют как минимум пятилетний опыт работы. Это лишает многих иллюзий и говорит о том, что человек "понюхал пороху"… Дарига: Да, отбор построен на личном профессиональном опыте. Никто не выдает учебников и не заставляет зубрить. Нужно все осмыслить, основываясь на опыте работы, и выдать решение, результат… В общем, очень четко смотрят, чтобы человек соответствовал заявленным им параметрам. Если ребята приходят из университета, они часто не знают, что вообще хотят. У них иллюзия, будто Америка - это Земля Обетованная. Гульнур: Требуется человеческая зрелость. По статистике два процента выбранных кандидатов потом отправили домой. Это те, которые не выдержали. И не выдерживали чаще люди, кто имел малый опыт реальной работы. - На форумах не прошедшие конкурс шумят, что, мол, и тут правит бал чья-то высокопоставленная рука. Понятно, это не так. Объясните, как устроен отбор? Гульнур: Его процесс настолько прозрачен, что там невозможно подтасовать анкеты. Как никак, а это деньги американских налогоплательщиков. Репутация - самое дорогое в этом мире. И те, кто сидят в отборочной комиссии, очень ею дорожат. А потому никаких взяток. Дарига: Все анкеты отправляли в Америку, и уже там шел отбор. Их распределяли по университетам и различным экспертам. Те выбирали полуфиналистов. Проводить интервью приезжают эксперты из США. Я подавала два раза, и в первый раз оказалась в альтернативных кандидатах. Тогда я поняла, что мне действительно чего-то не хватило… Год я много работала над собой, и на второй раз мне удалось пройти отбор. - Здесь уместно поговорить вообще об образовательной системе. И нашей, и, особенно, американской. Многие из вас преподавали и знают, как выстроена у нас эта система… Даже отбросив "эмигрантские страдания" (о которых мы знаем хотя бы по многочисленным трудам диссидентствующих особ), всем нам понятно - наше образование не способно удержать лучших из лучших, мыслящих, прогрессивных. Увы, оно стало по большей части машиной для штамповки ничего не значащих дипломов, людей, не способных анализировать и внедрять. Что скажете? Геният: Качественное образование - это стратегический ресурс развития любого государства. А у нас никого не удивляет, когда человек открыто признается - я купил диплом за 500 долларов… В любой стране это посчиталось бы подрывом национальной безопасности, а у нас на бытовом уровне воспринимается как должное. Вот и получается, что нас лечат липовые врачи и защищают липовые адвокаты. Так начинается эрозия научного потенциала, который был сформирован у нас еще во временя Советского Союза. Как это изменить? Мне кажется, должны быть введены суровые меры, чтобы снова поднять статус образования. Наука должна быть сопряжена с экономикой, так, чтобы наши научные работы не носили умозрительный характер, а имели реальное практическое применение - не важно, медицина это или инженерия. Можно начать массовую переаккредитацию вузов... Дарига: В американском вузе, если будет обнаружено, что человек взял для своей работы хотя бы одно предложение в Интернете или цитирует другой источник (не сделав на него ссылку), его могут выгнать из университета. Там с этим очень строго. Гульнур: Наша проблема в том, что мы пытаемся внедрить какие-то новшества, не учитывая наших реалий, наших нужд, внедряем 12-летнее школьное образование, ЕНТ, и т.д., не сохраняя то, что было хорошего в советской системе образования. У американской системы образования тоже много проблем, но одно из несомненных ее достоинств - это то, что воспитывается культура мышления - твое мнение ценно, твои мысли ценны. Когда ты пишешь ту или иную работу, то перелопачиваешь горы литературы, чтобы обосновать свои аргументы, доказать жизнеспособность своей идеи. - А какие американские черты вы переняли за два года обучения? Дарига: Я уважаю законы и свой труд. Если выполнила работу, никому не дам свой реферат просто так (в школе давала списывать, у нас это считалось нормальным…) Я стала верить, что могу сделать все, что захочу, если буду стараться, стала большей карьеристкой. Но также я стала более самокритична. В Америке осознаешь, что очень много умных людей вокруг тебя, становишься скромнее, потому что понимаешь - много тех, кто умнее, красивее, талантливее. И над собой еще нужно работать и работать, чтобы чего-то достичь. Айнура: Здесь я довольно долго адаптировалась, создав себе привычный и удобный для себя микроклимат, но мой брат до сих пор считает меня наивной и доверчивой. Мы с ним, кстати, "поделили территорию". Все, что касается госорганов - не могу с ними контактировать совершенно, даже паспорт поменять... Все переговоры с чиновниками за меня ведет брат. Обучение в Америке избавляет от инфантильности и помогает начать осознавать свои поступки. Ты понимаешь, что все в твоих руках. Понятие дома для меня расширилось (я вообще космополит), но в то же время стало и более оформленным. Гульнур: Конечно, за два года жизни в Америке привыкаешь к тамошнему комфорту, к ощущению безопасности, свободы, к тому, что мы называем "уверенность в завтрашнем дне", которая прежде всего зиждется на уверенности в себе, в своих силах и возможностях. Ты просто осознаешь, что все в этой жизни возможно, все зависит от тебя, а не от твоих связей или наличия высокопоставленных родственников. Но в то же время как-то больше проникаешься мыслью, что ты нужнее здесь, у себя на Родине, что удовлетворение твоих амбиций связано с Казахстаном. Почему-то когда ты находишься там, то постоянно думаешь: "А почему у нас не так?" и "Как сделать, чтобы и у нас тоже так было?" Геният: Мне кажется, я особо не изменился. Американизмом заразился когда ездил учиться в первый раз, в 19 лет. А во второй раз, когда поехал уже со своей женой и ребенком, был более созерцательным… Смотрел на все как антрополог, изучая нравы и привычки обитателей Америки. Наверное, у нас сложился свой микрокосм, нам было легче вместе. - Вы как-то контактировали с "болашаковцами"? Айнура: Я застала то время, когда поехали первые "сливки", дети чиновников. Неприятное зрелище. Геният: Я учился с нашей "звездной молодежью". По уровню расходов, которые они несли, по квартирам, которые они снимали, по машинам было видно, из каких они семей. Однако мне попались хорошие ребята, несмотря на всю свою "звездность". Щедрые, отзывчивые. Им все-таки удавалось оставаться людьми. И в этом надежда. Я стараюсь смотреть на вещи более позитивно. Дарига: Там, где я учусь, в южной Калифорнии, и со мной учатся очень обеспеченные ребята. Они никогда не рисуются - деньгами-машинами не хвастаются. А в дизайнерской одежде ходить и вовсе плохой тон. - Поделитесь, пожалуйста, подробностями своих научных работ. Геният: Степень МВА (магистр делового администрирования) не предполагает научной работы или диссертации. В конце обучения необходимо сдать проект - реальный кейс с реальной компанией. Нам досталась строительная компания ROYS BUILDERS в Хьюстоне. Они попросили нашу команду проанализировать динамику цен на строительные материалы и дать рекомендации по стратегии запасов и снижению рисков связанных с этим. Наш проект был высоко оценен. Одному из нас даже предложили работу в компании. Гульнур: Моя дипломная работа была направлена на изучение миротворческого потенциала бизнеса в Каспийском регионе на примере компании "Шеврон" в Казахстане. Экономическая, культурная и политическая глобализация, современные конфликты изменили контекст международного бизнеса и повлияли на роль, которую бизнес выполнял и выполняет в международных отношениях - экономических, политических. Под международным бизнесом я имею в виду огромные транснациональные корпорации, как "Шеврон", "ЭксонМобил" и т.д. Была замечена взаимосвязь между деятельностью таких компаний в развивающихся странах и обострением существующих там конфликтов. Но постепенно сформировалась противоположная точка зрения: бизнес сектор обладает огромным миротворческим потенциалом, является так называемым "агентом" миротворчества и устойчивого развития. Большинство современных конфликтов имеют экономическую составляющую, и кому как ни бизнес-сектору участвовать в разрешении, конструктивной трансформации этих конфликтов через социально-экономическое развитие. Не буду вас утомлять теоретическими экзерсисами, скажу только, что в контексте Каспийского региона транснациональные нефтяные компании действительно могут стать такими "агентами" мира и устойчивого развития. Более того, они в этом заинтересованы. Во-первых, особенности Каспия, его географическое расположение, а также особенности самого нефтяного бизнеса предполагают долговременное присутствие нефтяных компаний. Маловероятно, что кто-либо из них будет рисковать и инвестировать человеческие, финансовые и технические ресурсы в регион (страну), раздираемую войнами и конфликтами. Во-вторых, бизнес в Каспийском регионе предполагает сотрудничество, которое будет способствовать разрешению существующих конфликтов и предотвращению появления новых. На данный момент существует несколько форумов, способствующих сотрудничеству. Это, во-первых, переговорный процесс о статусе Каспийского моря, куда вовлечены Прикаспийские государства. Помимо всего прочего, данный процесс способствует формированию культуры сотрудничества. Во-вторых, это относительно недавно появившийся неофициальный форум, так называемые Каспийские Диалоги (сокращенно КаспиЛог), созданные с целью укрепления сотрудничества и направленные на решение общих проблем, которые предполагают более широкое участие экспертов, ученых, неправительстенных организаций, придставителей международных организаций, бизнес-структур и т.д. Примечательно, что принимающей стороной третьего КаспиЛога, прошедшего октябре 2008 года, был Казахстан. Дарига: Моя дипломная работа называлась "Анализ программы на конкретном примере: три аспекта, ведущие к качественному образованию". Был проведен анализ Центрально-Азиатского Проекта Повышения Знаний, Участия и Образования (PEAKS), финансировавшегося ЮСАИДом. Была выведена гипотеза, что, если учителя средних школ участвуют в повышающих их квалификацию тренингах в рабочем режиме, то у их учеников повышается интерес к учебному процессу и работе в классе, а также энтузиазм и мотивация. Соответственно, цель исследования заключалась в обосновании предложенной гипотезы. Исследование явилось результатом прохождения интернатуры в рамках программы Маски в Академии Развития Образования (AED) в Вашингтоне (округ Колумбия), возможности сбора необходимой информации по проекту, а также результатом проведения собственного анализа положительных и нуждающихся в доработке аспектов проекта. В исследовании была проанализирована модель образования, внедряемая проектом в регионе, - развитие критического мышления, а также навыков чтения и письма. Было показано, как мероприятия, направленные на повышение квалификации учителей, ведут к повышению успеваемости учеников. Более того, выяснилось, что использованная модель напрямую влияет на отношение учителей к преподаванию и обучению и изменяет понятия и манеру их преподавания. Впоследствии изменяется отношение к образованию учеников всей школы, района, области и страны. Это также способствует демократизации образовательной системы. Использованной теорией исследования была теория связанной рациональности, которая гласит, что люди в целом ориентированы на достижение поставленных целей, но подлежат воздействию человеческих и организационных инициатив. Эта теория более проявляет себя в третьем предложенном факторе проекта, или работе с государственными органами в странах. Предложен ряд рекомендаций для дальнейшего улучшения работы проекта по всем трем факторам. В дальнейшем были проинтервьюированы люди, работающие по проекту для того, чтобы выяснить методы, использованные для проведения оценки эффективности проекта, проанализированы теории, применяемые методики оценки, разработаны индикаторы, матрицы, структура оценки, а также целый ряд рекомендаций по улучшению процесса мониторинга и оценки проекта. Работа была передана в руководство Проектом для информации и использования. - Что, по-вашему, нужно Казахстану? Геният: Казахстану необходимо систематическое развитие во всех сферах. Сейчас мы пытаемся реактивно латать дыры - боремся с коррупцией, улучшаем систему образования, пытаемся развить наукоемкие отрасли. Но все это упирается в незримую стену, препятствующую всем начинаниям. Только комплексное понимание проблем и видение реальных причин, сдерживающих наше развитие, позволит начать позитивные сдвиги. Прежде всего, необходимо утрясти наше законодательное поле - разделить ветви власти, обеспечить подлинную независимость судов, верховенство и соблюдение законов для всех слоев населения (без поблажек "особенным" людям). Это сразу решит множество вопросов, связанных с коррупцией. Это непростая задача, которая требует непопулярных шагов, потому что присущие нам кумовство и трайбализм, усложняют скорое решение. Но тем не менее, двигаться в данном направлении надо, поскольку это жизненно важно для нормального функционирования остальных жизнеобеспечивающих процессов. После создания нормально функционирующего правового поля, начинается решение экономических проблем. Казахстан можно было бы сделать своеобразным полигоном для экономических экспериментов, создав несколько свободных экономических зон доступных для иностранного капитала с налоговым режимом наибольшего благоприятствования. При этом необходимо соблюдение двух условий - создание рабочих мест для местного населения и неукоснительное соблюдение экологических норм самых высоких стандартов. Что позволило бы получить доступ к лучшим технологиям, преодолеть сырьевую ориентированность экономики путем развития перерабатывающей промышленности, и в целом, повысило бы квалифицированность и конкурентоспособность местных кадров. Параллельно необходимо проведение радикальных мероприятий в сфере образования. Нужно значительным образом пересмотреть приоритеты и обеспечить должное финансирование научных вузов страны. Основными статьями расхода национального бюджета должны стать образование и медицина. Наука должна быть престижным занятием, обеспечивающим достойный уровень доходов. Только таким образом можно восстановить научный контингент вузов. Гульнур: Благодаря нефтяным ресурсам, росту цен на нефть, прямым инвестициям и экономическим реформам Казахстан стал одним из наиболее экономически развитых государств на постсоветском пространстве. Но помогло ли это нам решить внутренние проблемы? Проблема бедности не решена. Интересно то, что Атырауская и Мангыстауская области, где нефть непосредственно добывается, и где такие показатели, как ВВП на душу населения и средний уровень зарплаты являются наиболее высокими по стране, отмечены и наиболее высоким уровнем бедности, что говорит о низкой вовлеченности местного населения в высокооплачиваемую нефтегазовую отрасль... И еще. Так сложилось, что мне приходилось участвовать в переговорах довольно высокого уровня. Меня поразило то, что люди не умеют разговаривать друг с другом, зачастую вместо решения каких-то конкретных проблем, создаются новые. Не секрет, что залогом успешного сотрудничества являются успешные переговоры. Нужно развивать культуру ведения переговоров, умение находить общие интересы, умение добиваться консенсуса, умение аргументированно излагать свою точку зрения и слышать и уважать мнение другого. Каждый из нас должен уметь это делать. Дарига: Предлагаются и реализовываются множество государственных программ. Но не всегда мы знаем о том, каковы были результаты, и что реально достигнуто, так как результаты не обсуждаются открыто. Другими словами, не проводится мониторинг и оценка осуществляющихся программ, в которые вкладываются огромные деньги казахстанских налогоплательщиков. В процессе принятия решений о необходимости реализации той или иной программы должны участвовать представители НПО, СМИ, научных учреждений. Процесс принятия должен быть транспарентным, где мнение представителей нашего населения уважается и учитывается. - Чем вы занимаетесь в вашей организации - ALL? Геният: Наши проекты ориентированы преимущественно на образование. Мы вернулись с багажом знаний, которы готовы поделиться. Это касается многих сфер - бизнеса, здравоохранения, образования, экологии, политологии, юриспруденции. В качестве примера, мы планируем создать брошюру для выпускников детских домов, в которой доступным языком были бы описаны те вещи, которые им необходимо знать, чтобы преуспеть в жизни. Какие льготы предусмотрены для них в казахстанском законодательстве. Как правильно составить резюме. Как правильно следить за своим здоровьем. Какие вузы могут принять их на бесплатное обучение и многое другое. Говорят, что дети из детдомов обжигаются первый раз, попробовав нормального горячего домашнего чая, поскольку всю жизнь пьют его чуть теплым… Айнура: Не только образование является целью нашей Лиги, но и профессиональный рост, обмен идеями и популяризация идеи добровольчества. Эпилог: "Преобразование - не обязательно тотальное разрушение прежнего или "оранжевая революция", - уверены мои собеседники. Дети глобализации без страха и агрессии готовы вступить в новый мир, подарив ему свои таланты. В добрый путь.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи