Опубликовано: 1600

Дорого удовольствие, да малоприятно

Дорого удовольствие, да малоприятно

Недавно Казахстан, демонстрируя 10-летний юбилей столицы, показал всему миру высокие достижения нашей страны. Но не успели погаснуть праздничные искорки в сердцах горожан, как все монополисты объявили о повышении цен.

По утверждению руководителей "монопольщиков", повышая тариф, они хотят закупить современное оборудование достойное столицы и таким образом улучшить и разукрасить цветной радугой жизнь астанчан. Пока министры и акимы единогласно заверяют, а Статуправление и Нацбанк голословно утверждают, что нам казахстанцам нечего бояться, монопольщики первыми почуяли надвигающуюся как цунами инфляцию. И предприняли все меры по сохранению рентабельности своих предприятий. Забыл имя американского автора, заметившего следующую закономерность: признаки "сверхинфляции" в стране всегда можно выявить, наблюдая за поведением монополистов. И жестоко ошибется тот, кто пойдет искать правду на тропах официальных данных. Последние постоянно оперируют удобными и успокаивающими цифрами. Наша власть "рассчитала" инфляцию в размере 5,7% за 2008 год и поклялась, что та не будет расти выше указанного показателя. А монополисты, в свою очередь, поднимают тарифы на 30, а некоторые и на все 100%. Сюрприз Утром 17 сентября жителей столицы ожидает очередной "подарок", от которого неизбежно пострадают их кошельки. "Сюрприз" приготовленный по уникальной рецептуре управления пассажирских перевозок и автомобильных дорог столицы и усилиями пассажироперевозчиков заключается в повышении цен на проезд в общественном транспорте. Так за разовый билет в автобусах большой вместимости придется выкладывать 60 тенге, автобусы средней вместимости, прозванные в народе "маршрутками" обойдутся в 65 тенге. Только детский проезд останется неизменным и составит 20 тенге. Причины нового повышения тарифов стары как мир. Перевозчики жалуются на подорожание ГСМ, приобретение и обновление автобусного парка, большие затраты на содержание транспортных средств и главное - низкое качество автомобильных дорог (!). И это не последние неприятности. Взгляд чиновника Причины повышения тарифов на проезд объяснил нашему сайту заместитель директора управления пассажирских перевозок и автомобильных дорог города Астаны Талгат Ардан: - Со времени последнего повышения тарифов, в августе прошлого года, стоимость ГСМ выросла в 2 раза, и почти настолько же поднялись цены на запасные части! Еще одна причина удорожания проезда - обновление парка. Аргумент, казалось бы, тоже не новый, если бы не одно "но". Автопарк Астаны, который насчитывает несколько десятков предприятий, полностью в частных руках. И в управлении пассажирских перевозок не скрывают, что автоперевозчики включили в стоимость тарифа многомиллионные кредиты, взятые, по заверениям тех же перевозчиков, для покупки новых автобусов. Приобретение новых автобусов делается для улучшения автопарка, а значит имиджа столицы! Поэтому, действовавший уровень тарифов не соответствует фактическим затратам по содержанию и развитию транспорта. При этом стоимость горюче-смазочных материалов постоянно повышается. Так, стоимость дизельного топлива с августа 2007 года выросла с 58 тенге до 123 тенге в августе 2008 года, т.е. на 200%. А к зимнему периоду стоимость зимнего вида дизельного топлива достигнет высокой отметки 140 тенге. Кроме того, расширяются производственные базы пассажирских предприятий, маршрутная сеть. Также немаловажно отметить, что стоимость проезда на маршрутах общественного транспорта в ряде городов Казахстана составляет уже 60 тенге". Удивительно, что грядущее повышение стоимости проезда пролоббировали не только автоперевозчики, но и сами руководители управления пассажирских перевозок. Зато депутаты столичного маслихата ведут себя спокойно и нейтрально. Казалось бы, наоборот, должны защищать интересы граждан… Можно еще спросить: "А где защитники - антимонопольщики?" Безусловно, столичное подразделение "министерства доброты" работает, правда в замедленном темпе. Причины то ли в преждевременном впадении в зимнюю спячку, то ли вообще - в боязни регулировать данный сектор рынка. Еще одним непонятным моментом является стоимость солярки, оцененная одинаково как руководством управления по пассажирским перевозкам, так и самими перевозчиками. На сегодняшний день нигде в столице не реализуют летнюю солярку по цене 123 тенге. Цены на "коварное" топливо колеблются в пределах от 85 тг. до 120 тг. Однако, учитывая, то, что перевозчики закупаются цистернами, не исключено, что у них остается право еще и на 10-20% скидки. Нищие перевозчики Заявление господина Ардана, что пассажирские перевозки в Астане находятся в конкурентной среде, нисколько не удивило журналистов. Чиновники, которые говорят об обоснованности повышения тарифов и тяжелом положении автоперевозчиков, наверное, не знают, насколько прибыльна эта сфера. Доходы частников, как считает г-н Ардан, - закрытая тема и относится к категории коммерческих тайн. Но это лишь, если отталкиваться от заявлений самих перевозчиков, уверяющих, что бизнес в сфере перевозок пассажиров - убыточное занятие. Председатель правления АО "Автобусный парк №1" Сергей Богатырев, он же депутат столичного маслихата тоже считает, что пассажирские перевозки автомобильным транспортом не прибыльная, а высокозатратная отрасль для государства, поэтому правительство Казахстана не зря в 1996 году отказалось от нее и передало в частные руки. И вот тут возникает вопрос: зная о "не прибыльности", почему и зачем предприниматели закладывают свою недвижимость и берут многомиллионные кредиты? На этот вопрос пока никто так и не смог ответить. Выходит, что столичные бизнесмены, занятые в данном секторе экономики, работают себе в убыток. Другой предприниматель (решивший не называть своего имени) сказал буквально следующее: "В Казахстане идет страшная инфляция, поэтому все мы повышаем цены на свои продукции и услуги. Мы, перевозчики, тоже ведь люди. И у нас есть семья, дети… Теперь и наша очередь пришла. Если мы не поднимем цены, то кто будет платить наши кредиты и кормить нашу семью. Только обучение в вузах в этом году выросло в 2 раза!" Мнение общества Асемгуль, студентка КазГМА: - Повышение означает, что в наш карман залезает государство. Оно нам дает стипендию, а мы ее всю прокатываем. У нас в медакадемии за один день приходится ездить по разным больницам и нам только один день обойдется в 300-360 тенге. Для меня - дорого. Арман, офицер МВД РК: - Для нас сотрудников полиции, получающих 30 тыс. тенге в месяц - это очень дорого. Проезд, мне кажется, это основа нашей жизни повседневной: добираться на работу, с работы в садик. Тогда получается, что только на проезд будет уходить вся моя зарплата. Азамат, студент: - Я не понимаю, почему проезд подорожал на 50%, и почему плату за обучение в нашем вузе в этом году подняли на 50%? Когда у нас стипендия в Президентском вузе всего лишь 6000 тенге. Студенческих проездных в столице нет. Как обещает правительство, стипендию вроде повысят всего на всего на 20%. Сейчас мы - студенты различных вузов обратились за поддержкой в "Нур Отан". Но если они нам не помогут, то мы устроим пикет. Ольга, педагог лицея: - При нашем уровне зарплаты 25-30 тыс.тенге как нам жить на эти деньги, я не представляю. Хотя бы подняли на 10 тенге и после повышения нам зарплаты. Николай, профессор, д.м.н.: - Они каждый год утверждают, что повышается комфорт. А где ж этот комфорт? Водители резко тормозят, везут пассажиров как дрова. Салоны грязные, остановки не объявляются. Летом в целях экономии ГСМ они отключают кондиционеры, а зимой опять экономят, что приводит к отключению обогревателей. Что приводит летом к невыносимой жаре, а зимой - к лютому холоду. В таких адских и невыносимых условиях они возят пенсионеров, беременных женщин, маленьких детей и инвалидов. Серик, водитель "маршрутки" № 112 и предприниматель: - Я более трех лет работаю в сфере перевозок пассажиров. Чтобы прокормить свою семью, я оформил кредит и купил автобус. Поэтому повышение для меня очень важно. Я могу покрыть кредит, купить запчасти, ГСМ… Я согласился бы, чтобы цены в столице повысили и в разумных пределах. Но нас, перевозчиков, часто забывают. Были бы хоть какие-то законы позволяющие уверено развивать нашу отрасль. Валерий, водитель такси "Экипаж": - Сейчас цены везде растут. Почему же государство в этом вопросе очередной раз отошло в сторону? Почему оно не участвует в закупе ГСМ и не создает комплексные благоприятные условия для развития нашего бизнеса? Тогда потребители и перевозчики были бы довольны. Самат, адвокат: - Еще добро на повышение не дали, а наши уже проездные билеты продают по 4500 тенге. Необходимо удержать цены на проезд. Аграриям же вели льготы на горючее, а почему у перевозчиков их нет? Провинциальная жизнь Несмотря на обновление автобусных парков всех крупных городов Казахстана современными европейскими автобусами, в них всегда отмечается низкий уровень комфорта. А областные центры до сих пор бороздят венгерские "Икарусы", советские ЛАЗы, ЛиАЗы, и даже ПАЗики "ледникового периода". Самое интересное, то, что допотопная техника в отличие от современных братьев обеспечивает самый высокий уровень комфорта в летнее время года. Скорее всего, советские инженеры предвидели менталитет наших водителей, которые привыкли экономить на топливе и вместо кондиционеров разработали систему обычных форточек. Так намного надежнее и проще. А зимой комфорт "провинциалов" состоит в том, что автобусы никогда не ездят переполненными, соблюдают интервал между маршрутами и возят пассажиров не как "дрова", а как людей. Ключевым моментом является и то, что в столице много работников бюджетных сфер и госслужащих, которым средняя зарплата астанчан в 642 "зеленых" только снится. А самое главное, что зарплата бюджетников одинакова во всех регионах нашей необъятной страны. И получается, что цены на проезд, хлеб и т.д. в регионах демократичнее, а вот в Алматы и Астане работники, получающие столько же сколько в регионах, бедствуют. Все выше, и выше, и выше… Чиновники не пытались сегодня твердо убедить кого бы то ни было, что удорожание услуг улучшит качество и безопасность движения. Зато смело убеждали, что всему виной плохие дороги, столичные пробки и издержки строящейся столицы. Совсем непонятно о каких дорогах они говорят? С назначением Имангали Тасмагамбетова на должность акима города, в столице были отремонтированы дороги общей протяженностью около 300 км. Тогда как общая длина улиц и дорог, по которым ездят автобусы, составляет свыше 700 км, и из них 90% являются новыми. Теперь из компетентных органов столицы поступает информация о подготовке массовых волнений со стороны студентов, обусловленных с подорожанием проезда и учебы. С другой стороны, на очереди со своими предновогодними "сюрпризами" энергетики и тепловики. Они готовы поднять тарифы на 30-40%. Также с заявлением о повышении тарифов на 30-50% выступают таксисты, частные клиники, переработчики зерна. Одни лишь застройщики, в прошлом уверенно и нагло задиравшие стоимость квадратуры жилья, оказались нынче скромниками на небосводе высоких цен. И, несмотря на приобретение новых автобусов, уровень комфорта во всех автобусах далек от столичного статуса. Во многих не объявляют остановки, не дают билеты, везут как селедку в потном соусе, а в зимнее время, когда стоишь на остановке по полчаса в 40-градусный мороз, от нечего делать задаешься вопросом: где же обещанный столичный сервис? И всему виной подорожание ГСМ? Не верится. Специально для наших читателей мы составили таблицу на тему "Сколько раз могут проехать на автобусе жители иных столиц, получающие среднюю заработную плату".
Город/продукт и услугаСтоимость проезда в автобусе - троллейбусеСредняя зарплатаСтоимость проезда в автобусе/ Средняя зарплата = Количество поездок
Астана$0,50$6421284
Бишкек$0,25$3251300
Варшава$0,72$9651340
Вильнюс$0,48$7221504
Минск$0,25$3271308
Москва$0,75$11731564
Киев$0,23$3851673
Ташкент$0,12$1631358
Цены переведены в долларах США по курсу Нацбанка РК на 4 сентября. Заключение Инфраструктурная карта столицы: Количество пассажирских предприятий - 13. Общее количество пассажирского транспорта - свыше 1100 единиц. Объем перевозок пассажиров - свыше 170,0 млн. пас./год Количество остановочных пунктов - свыше 800 ед. Общая протяженность улиц и дорог - свыше 700 км. Бесплатным проездом пользуются следующие категории граждан: 1) пенсионеры по возрасту и выслуге лет; 2) участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним; 3) инвалиды 1, 2 групп и дети-инвалиды до восемнадцати лет; 4) получатели пенсий силовых структур (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Комитет Национальной безопасности, Служба охраны Президента Республики Казахстан, Республиканская гвардия); 5) многодетные матери (в случае отсутствия матери - отец, либо лицо его заменяющее), имеющие четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей (в том числе детей, обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях, после достижения ими совершеннолетия - до времени окончания ими учебных заведений); 6) социальные работники отделений социальной помощи на дому. 7) льготным проездом пользуются студенты, из числа одаренных и талантливых из многодетных семей. Основные транспортные социальные проекты: Реализован проект "Школьный автобус" для подвоза учеников в школу и обратно на окраинах города (микрорайоны Коктал, Автоматика, Ондирис Караоткель-2, Достык, Промышленный). Реализован проект "Социальное такси" для инвалидов - перевозка автобусами по заявкам обществ, домов-интернатов (плюс еще 5 автобусов зимой). Фото с сайта http://www.basf-cc.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи