Опубликовано: 1800

Диалог государства и общества

В настоящее время в Казахстане проходит подготовка к Гражданскому Форуму, основной задачей которого является налаживание диалога между государственными органами и общественными организациями.

И сейчас в каждой области проходят встречи представителей НПО для избрания делегатов на Гражданский форум. Не стал исключением и г. Алматы. Но так как он носит статус города республиканского значения, и в нем сосредоточена третья часть всех НПО Казахстана, то было принято решение направить двадцать делегатов на Гражданский форум от г.Алматы. Нужно отметить, что в Казахстане зарегистрировано около 2,5 тысяч НПО, но лишь 854 из них действуют эффективно. При этом большинство неправительственных организаций плодотворно взаимодействуют с государственными органами, и это позитивно сказывается на жизнедеятельности страны. Социальное сотрудничество между государственными органами и общественными организациями, так называемое социальное партнерство и обсуждение его перспектив развития была одной из главных на встрече, проходившей в акимате г.Алматы 5 сентября 2003 года. Участники встречи подтвердили готовность продолжать конструктивный диалог между "Третьим сектором" и государством в интересах дальнейшего развития демократии, построения гражданского общества. Важное условие для этого - создание законодательной базы. Были обсуждены также пути и перспективы взаимодействия с госорганами и СМИ. Становится очевидным, что в стране уже сформировался реальный сектор НПО, имеющих значительный опыт работы по решению многих актуальных социальных проблем. И ошибочно думать, что возможность взаимодействия государственных органов с общественными организациями пока не использована. Диалог уже налажен, но его надо углубить и расширить. Но почему именно сейчас назрела необходимость налаживания продуктивного диалога между государством и неправительственными организациями? И, почему избрание делегатов происходит с легкой руки акиматов? Здесь можно определить несколько направлений сотрудничества, которые будут использоваться как со стороны госструктур, так и со стороны общественных организаций. Во-первых, для НПО налаживание диалога есть признание их существования в виде "Третьего сектора" в Казахстане. Это дает возможность для общественных организаций налаживанию более тесных контактов с государственными органами в вопросах реализации тех или иных программ в социальной сфере. Во-вторых, подобный диалог позволит в какой-то мере определиться государственным органам с социальным заказом, так как уже длительное время государственные структуры, которые призваны работать в социальной сфере не могут полностью охватить те категории населения, на которые направлены программы поддержки. А союз с НПО позволит переложить на плечи общественников многие функции госорганов. В-третьих, Гражданский форум, который состоится в октябре в Астане, позволит государству заявить международным организациям, что в Республике строится демократическое общество со всеми присущими ему атрибутами, включая и наличие "Третьего сектора" и взаимодействие государственных структур с неправительственными организациями. В-четвертых, прозрачность отношений между наиболее активными гражданами казахстанского общества и государственного аппарата может впоследствии обернуться для Казахстана значительными дивидендами как в политической, так и в финансово-экономической сферах в виде поддержки тех или иных институтов государственной власти. Но в каждом процессе есть свои нюансы. И в диалоге между общественными организациями и государственными органами существуют подводные течения. Взять, например, выборы делегатов на Гражданский форум, которые проходили в акимате Алматы. Так первым камнем преткновения стало озвучивание резолюции встречи, которую разработали представители оргкомитета. С трибуны резолюция была произнесена как свершившийся факт, на что со стороны сидящих в зале понеслись возгласы недоумения. При этом в зале не было проведено элементарное голосование за принятие резолюции. Что являлось одним из симптомов роста напряженности в отношениях между собравшимися представителями некоммерческих организаций и государственными органами. Второй шаг, который также способствовал конфронтации между "Третьим сектором" и государственными органами стал список делегатов, разработанный и предложенный оргкомитетом данной встречи. Хотя одиннадцать критериев отбора делегатов были восприняты позитивно собравшимися в зале - список двадцати делегатов являлся фактом продвижения "своих людей" на Гражданский форум. В основном в числе делегатов на Гражданский форум оказались прогосударственые организации и представители некоммерческих организаций, которые не являются достаточно известными общественности, чтобы их поддержали или за ними пошли. Многие представители общественных организаций не могли понять, как в список попали малоизвестные представители "Третьего сектора". Исключение составлял представитель от движения "Табигат" Елеусизов, известный не только в Казахстане, но и за рубежом. При этом за бортом рекомендованного списка оказался широко известный общественности Казахстана директор Международного Казахстанского бюро по защите прав человека и соблюдению законности - Жовтис Е.А. В данном случае уместно отметить, что даже после предложений выступающих о внесении изменений в список делегатов прошло повторное голосование, которое было проведено с явными нарушениями связанными как с процедурой голосования, так и с подсчетом голосов. Интересен тот факт, что по результатам подсчета голосов делегатами стали только кандидатуры, предложенные оргкомитетом. В связи с вышеизложенным будет вполне уместно задать вопрос: а зачем столько активности проявляют государственные организации, и зачем нужен такой большой десант представителей прогосударственных организаций на Гражданский форум, так как уже сейчас становится очевидным, что если в первом по величине городе Казахстана было показано такое представление, слабо напоминающее демократию, то что можно говорить о других городах или областных центрах и какой после этого можно ожидать диалог и между кем и кем он будет проходить? Этому находится свое объяснение. Дело в том, что сейчас в Казахстане разрабатывается закон об НПО, проект которого уже не раз обсуждался и критиковался многими представителями НПО. И одной из целей Гражданского форума будет обсуждение подобного законопроекта. И если на форум приедут лояльные государству общественные объединения, то государственным органам фактически не надо прикладывать каких-либо усилий в процессе одобрения нужного для них закона об НПО. Здесь уместно упомянуть, что на Гражданский Форум будут приглашены представители многих международных организаций, которые будут наблюдать за диалогом между государством и "Третьим сектором". И одобрение законопроекта об НПО на форуме будет свидетельствовать, во-первых, о прозрачности деятельности государства по отношению к НПО, во-вторых, о демократических преобразованиях в стране, в-третьих, никакая международная организация не сможет упрекнуть государственных чиновников в том, что они приняли закон об НПО не в угоду, а вопреки мнению "Третьего сектора", так как международные организации будут воочию наблюдать, как делегаты от общественных организаций будут одобрять новый законопроект. В результате чего, Гражданский форум добивается сразу двух целей: во-первых, получения бонусов от международных организаций в области построения демократического общества, во-вторых, полного основания для принятия угодного государству закона об НПО. И здесь интересен то факт, что уже сейчас можно прогнозировать результаты исторического события, для Казахстана, с точностью до 99%. Но становится закономерным вопрос, а если подобная схема покажет себя безотказно, то можно ли ее применять и в других направлениях? И здесь можно только ограничиться прогнозами, которые будут на стороне не только применения данной схемы, но и ее модернизации с учетом времени и новых обстоятельств.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи