Опубликовано: 2300

Алло, "01"?!

Алло, "01"?!

Экстренные службы огромного города должны быть оперативными, для чего им требуется техника: самая лучшая, соответствующая требованиям XXI века.

Продолжение, начало см.здесь Но и сам процесс работы казахстанских служб МЧС требует совершенствования. Поэтому весьма полезно сравнивать западные (или восточные) варианты и методики. Алматы растет - депо не достает Чудесный город Алматы - самый крупный город РК, но расположенный в сейсмоопасной, лавиноопасной и селеопасной зоне. Как правило, вторичными ЧП после любой стихийной беды являются пожары. Эта закономерность актуальна во многих сейсмоопасных странах мира. Огромный экран, дисплей, позволяющий отслеживать ситуации ЧС и их устранение, борьбу со стихией, позволяет контролировать ситуацию, своевременно принимать оперативные решения, высылать помощь. В 2007 году алматинские эксперты побывали в Москве, где ознакомились с технической новинкой - Центром МЧС, где все ситуации отслеживаются на большом экране, по точкам на карте. Однако, подобный компьютерный центр МЧС для Алматы еще пока в "списке желаний". Хотя очевиден факт, что Алматы ширится, во всех направлениях. И тех пожарных депо, которые работают сегодня, скоро будет недостаточно. Вывод: следует развиваться. Учитывая кризисную ситуацию, нужно проводить аналогии, например такую: при создании 1 рабочего места в строительстве, одновременно задействуются еще 30 рабочих мест в смежных отраслях. Таково мнение многих аналитиков СНГ. Поскольку служба "01" обеспечивает и безопасность № 1, то в первую очередь, видимо, нужно укреплять этот важный сектор МЧС, параллельно решая и вопросы занятости населения, и вопросы обеспечения безопасности мегаполиса. Английский вариант Некоторые города Западной Европы уже в 1980 году имели огромный уровень "загруженности", и поэтому заказывали для себя новое оборудование. Английский Манчестер славится не только футбольной командой, но и пожарной. В начале 80-х годов прошлого века в Англии уже работала система ЭВМ. Пожарную службу Большого Манчестера вызывала по тревоге электронно-вычислительная машина. Газета "Таймс" в тот период писала: "Пожарные Манчестера получили свою систему вызова на основе ЭВМ, первую в Британии, лучшую в Европе, и возможно самую совершенную в мире (это 1981 г.). Помимо других преимуществ, система сократила время от сигнала до выезда на целую минуту. Человеку несведущему может показаться, что ускорение выезда машины из пожарной части на какую-то минуту не оправдывает суммы в 750 тысяч фунтов стерлингов (1 130 000 рублей СССР), затраченной на новое оборудование. Но пожарные знают, что для людей, которых им регулярно приходится спасать из огня, выигранная минута может означать жизнь, а не смерть. Еще важнее, возможно, то, что после выезда, когда первая минута сэкономлена уже, ЭВМ "ведет" пожарную команду к месту назначения самым быстрым путем, давая автоматическую распечатку маршрута и порядка следования. В таком крупном жилом и промышленном районе, как Большой Манчестер, каждый месяц появляются по тридцать новых наименований улиц, пополняя пожарный атлас, состоящий из 270 участковых карт. Ясно, что свежая информация о любом малоизвестном закоулке имеет жизненно важное значение. Новая система сокращает также время передачи сигналов. Раньше, когда пожарная сигнализация шла по общей радиосети, диапазоны которой сильно загружены, всегда существовала опасность заглушения сигналов или невозможности "пробиться" на центральный пульт, - даже с пожарным сигналом первой срочности, - из-за всевозможных административных переговоров. Все пожарные машины Большого Манчестера оборудованы блоками передачи данных "Сайфэс". Нажим кнопки - и в систему идут такие, казалось бы, обычные, но на деле - очень важные сигналы, как "машина в наличии", или "операция на месте происшествия закончена". Раньше подобные сообщения передавались по радио и в часы "пик" часто забивали эфир. В такой обстановке не всегда удавалось, например, передать "молнию" в Центр управления, особенно, если машина находилась на пределе дальности передатчика или ее "экранировали" высокие здания. Первые шаги к переходу на электронную систему вызова были сделаны в Манчестере в 1974 году, когда при реорганизации местных органов власти Большой Манчестер стал целостной административной единицей. Несколько районов, прежде самостоятельных, слились воедино; новая объединенная пожарная служба вобрала в себя десять пожарных частей. Она стала теперь отвечать за охрану от огня территории в 1300 квадратных километров, на которых живут и работают 2,7 миллиона человек (данные по 1980 г. - прим. авт.). Территориально Большой Манчестер относительно невелик по сравнению с графствами, включающими в себя сельскую местность. Но на этой относительно небольшой площади расположены жилые массивы всех видов - от фермерских коттеджей до высотных многоквартирных зданий. Многие предприятия и промышленные установки района применяют такие химические вещества, одни названия которых способны отнять покой и сон у пожарных. Каждый год служба принимает 50 000 вызовов (снова данные 1980 г.). Объединенная пожарная служба в начале своего существования управлялась из двух центров: из бывшего штаба манчестерской городской пожарной части на Лондон Роуд, недалеко от центра города, и бывшего штаба ланкаширской части в Эйджкрофте - примерно в географическом центре территории Большого Манчестера. Вскоре выяснилось, что необходим единый штаб управления. Более глубокое изучение показало, по словам одного из руководителей службы, "что в самом центре системы было белое пятно, и заполнить его могла только ЭВМ". Были рассмотрены заявки нескольких фирм-поставщиков. Наилучшей оказалась система, включающая ЭВМ "Аргус 700 -Г" фирмы "Ферранти" в сочетании с аппаратурой связи и памятью на дисках и магнитной ленте. Самый окончательный вариант системы разрабатывали совместно специалисты фирмы "Ферранти" и опытные офицеры пожарной охраны. После чего в новом штабе службы в Суинтоне, к северо-западу от Манчестера, были установлены пять отображающих устройств - огромных телеэкранов с клавиатурами. Каждое из них обслуживает свой район. А в каждом депо - их всего 41 с общим числом пожарных машин свыше 100 - стоят приемные устройства. Работает опытная группа операторов (в основном - женщины), в специальных облегченных наушниках. Приняв через наушники телефонный вызов, оператор печатает нужные данные на клавиатуре. Информация тут же распечатывается на приемном устройстве соответствующего депо и одновременно там звучит сигнал тревоги. Дежурный офицер-брандмейстер отрывает лист с вызовом и прыгает в готовую к выезду машину, уже имея на руках все необходимые сведения - вплоть до номера квадрата карты, - отпечатанные ясно и безошибочно. Когда машина выехала со станции, брандмейстер нажимает кнопку на блоке передачи данных, - и все, кому нужно знать, оповещаются о происходящем без единого слова, сказанного по радио. Операторы в диспетчерской видят свои сообщения на экране отображающего устройства. Они могут отправлять их в память и потом в любой момент вновь вызвать на экран для проверки или обновления. Каждое слово, каждый сигнал одновременно распечатываются - на случай, если позже потребуется восстановить ход событий. Эти данные хранятся на бумаге, не менее месяца, а потом переносятся на магнитную ленту для долговременного архивного запоминания. Обширная память ЭВМ позволяет операторам "вызывать" на огромный экран всевозможные сведения, - например, о химических веществах или других опасностях, с которыми может столкнуться команда, выехавшая на пожар. Такую информацию можно передавать по радио в то время, когда машины едут к месту происшествия. Если ситуация внезапно меняется (вдруг один вызов оказался ложной тревогой), а где-то в том же районе действительно вспыхнул пожар, - то оператор может вызвать на экран план любой части территории и сведения о дислокации машин в режиме реального времени, то есть - в данную минуту. По этим данным нетрудно переадресовать все машины должным образом, оперативно. Никакое радикальное новшество не прививается мгновенно. Сотрудники службы по связи с прессой признаются, что в начале действия новой системы существовали сомнения в ее полезности, особенно у тех, кто традиционно предпочитает надежные, проверенные методы. Поначалу диспетчерам была очень непривычна тишина в штабе и отсутствие "видимой деятельности". Дело в том, что при старой системе управления диспетчеры все время двигали по большой карте символы, обозначающие пожарные машины (так в 1940 году двигали по карте маленькие самолеты в штабе противовоздушной обороны Англии). Но уже через шесть недель после ввода в действие новая система показала свое полное превосходство. Так, на заводе электрооборудования в промышленном городе Солфорде, немного к западу от Манчестера, вспыхнул пожар, который тушили 20 машин. Среди рабочих и самих пожарных были раненые и обожженные, так что к месту происшествия пришлось срочно вызывать и скорую помощь, и другие вспомогательные службы. Система ЭВМ блестяще справилась со всеми задачами, и машинные распечатки того дня, - эта электронная летопись событий, представляют собой поистине волнующие документы. Однако, пока фирма "Ферранти" вела монтаж новой системы вызова, руководители пожарной службы различных рангов - работали совместно с фирмой-изготовителем. Шел процесс "корректировки". Они стали затем инструкторами по обращению с новой системой. Специализированное обучение потребовалось только операторам центральной диспетчерской. Они прошли курсы скоростной машинописи на клавиатуре отображающих устройств. Вновь поступающие на службу операторы проходят, как обычно, как было и раньше, 12-месячный испытательный срок. В течение этого первого года они сидят за одним пультом с опытным оператором, и только после годичной "стажировки" им доверяют самостоятельно вести смену. За время дежурства оператор сидит перед экраном не более двух часов (!) подряд, - во избежание перенапряжения. За время действия новой системы технических неполадок почти не было, но аппаратура ЭВМ, как всякая другая, и связи, нуждаются в периодическом уходе. Поэтому в штате пожарной службы по-прежнему сохраняются в полном порядке две "ручные" системы вызова, основанные на прежних методах контроля. Другие пожарные службы Великобритании внимательно наблюдают за ходом эксперимента в Большом Манчестере. Фирма "Ферранти" надеется на развитие, на дальнейшие контракты. Следующим заказчиком будет Лондон: аналогичная система вызова пожарных в столице должна вступить в строй к концу 1984 г.". (Так описывалась работа пожарных графства Большой Манчестер в 80-х гг., перевод с английского, газета "Таймс"). Полковник ЧС комментирует Полковник С. Ю. Дырин, заместитель начальника Департамента ЧС г. Алматы ответил на вопросы Караван.kz о перспективах пожарной службы, о все более растущих размерах мегаполиса, об оснащении, вооружении пожарных необходимой техникой, в том числе и для тушения пожаров в высотных домах. - Сергей Юрьевич, имеется ли у пожарных МЧС РК похожий на вышеописанный экран оперативного слежения, который позволяет быстро оценивать ситуацию и принимать решения, в том числе ускоряя весь "спасательный процесс"? - Такая диспетчерская у нас есть в Астане. А в Алматы такая диспетчерская есть в ДВД. Однако, могу сказать, что министр МЧС поставил задачу: "В ближайшее время все эти новые технологии, в том числе цифровые, внедрить в Алматы". Они стоят больших денег. Мы тоже хотим иметь современное оборудование, ведь оно помогает, ускоряет спасение человеческих жизней. Когда мы ездили в 2007 г. по приглашению МЧС России на ознакомительную экскурсию в "Кризисный Центр" в Москву, мы восхищались тем, что там создано! У них огромный монитор, прямо в Министерстве ЧС, в Москве, на котором видно все случаи ЧС, что происходят в стране, в режиме реального времени. Так, находясь в Москве, можно контролировать процесс тушения пожара в г. Самаре. У нас тоже будет подобная техника. - Город растет и в ширину, и в высоту. Каковы же дальнейшие планы по обеспечению крупнейшего города Казахстана в смысле пожарной безопасности? Через пару лет, видимо, будет ощущаться дефицит пожарных, а что делается для того, чтобы рационально обеспечивать работу сил ЧС в будущем, с учетом перспектив расширения? Будут ли строиться новые "пожарные базы"? Сколько вообще на данный момент у нас пожарных частей в Алматы? - В настоящее время противопожарная работа г. Алматы осуществляется 12 пожарными частями и 1 специализированным отрядом. Исходя же из нынешней численности постоянно проживающего населения, - а это по нашим данным 1,4 млн. человек, и площади застроенной территории города, - а это более 32,4 тыс. га, по нормам СНиП в г. Алматы сегодня должно работать не менее 26 пожарных частей. Так как радиус обслуживания одного только пожарного депо - не должен превышать 3 (!) километров. Соответственно, требуется (в идеале) дополнительное строительство еще 13 пожарных частей. Увеличение штатной численности службы тех людей, которые непосредственно занимаются тушением пожаров и аварийно-спасательными работами, нужно увеличить сегодня по нормам до 84 единиц. В связи с кризисом мы можем сегодня даже объявлять конкурс, потому что люди к нам стали устраиваться на работу. - У вас есть какой-то испытательный срок для новичков? - Испытательного срока нет, но у нас есть определенное время, когда мы обучаем новичков. В течение месяца каждый вновь прибывший на службу обучается основам пожарного дела. Затем за ним закрепляется более опытный сотрудник, который "курирует" его, вплоть до сдачи экзаменов по профессиональным навыкам и т.д. - Сколько же понадобится бойцов пожарной службы еще, для новых депо? - Если мы хотим построить дополнительные пожарные части, то нам нужно соответственно еще 750 человек для комплектации личным составом новых 13 пожарных частей. Продолжение следует Фото с сайта http://forum.tensortelecom.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи