Опубликовано: 19100

Ранимые, беспомощные и с флагом ЛГБТ: что не так с нынешним поколением

Ранимые, беспомощные и с флагом ЛГБТ: что не так с нынешним поколением Фото - Freepik

Разговоры о том, что нынешнее поколение слабее предыдущего, ведутся с тех пор, как существует цивилизация. Первые размышления на эту тему встречаются в египетском  папирусе Пирса, который написан в 3350 году до нашей эры. Тем не менее, в наше время есть весомые доказательства, что поколение зуммеров намного беспомощнее своих отцов и дедов.

В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

Мама сказала, что я самостоятельный

Главным фактором, который изнежил нынешнюю молодежь, стал необычайный экономический подъём практически во всех странах мира. Другими словами, нынешнее поколение –самое сытое за всю историю человечества, если брать в масштабе всего земного шара. Ранее случалось, что какая-то отдельная страна резко поднимала экономические показатели, пока её соседи находились в кризисе. Например, так случилось  в СССР эпохи застоя. Этот период очень любят вспоминать ностальгирующие по советскому прошлому. За бесплатными квартирами, дешевыми продуктами и дармовой медициной тогда стоял нефтяной кризис в США и Европе, когда резко вырос спрос на «черное золото из СССР». Или золотые годы в США после Второй мировой, когда разрушенной Европе требовалась финансовая поддержка извне, что позволило Америке не только быстро выбраться из Великой депрессии, но и построить крепкую экономику за счёт поставок товаров в страны, чья промышленность была уничтожена войной.

В этот же раз уровень жизни вырос практически во всех странах мира, включая даже совсем нищие африканские республики. Правда, понятие повышение уровня жизни слишком растяжимое. Если в той же Африке, богатство означает еженедельно покупать на пару кило батата больше, чем лет 30 назад, то в более развитых странах респектабельность измеряется уже уровнем курортов для отпуска и марками автомобилей.

Благосостояние в разные страны тоже пришло неравномерно. Для США «тучными» стали 90-е, которые на постсоветском пространстве считаются самым голодным  периодом.

Из-за этого возрастной уровень нового поколение значительно отличается в разных странах. В США и ЕС  изнеженными считаются те, кто родился после 1990-го года. На постсоветском пространстве к сытому поколению относят миллениалов, то есть рожденных уже в новом тысячелетии.

Представители поколения Z готовы с утра до вечера решать глобальные проблемы, но при этом поход без мамы в поликлинику становится для них настоящим испытанием.

Одна снежинка ещё не снег

Новое поколение с легкой руки публицистов было названо «Снежинками». Дескать,  общего с зимними осадками у молодежи много. Они настолько хрупкие, что гибнут от одного дыхания. Все разные, но их индивидуальность можно рассмотреть только под микроскопом, и самое главное- поодиночке никакой силы не имеют, но стоит им сбиться в снежный ком, так перед этой лавиной ничего не устоит.

Кто первым обозвал нынешнюю молодежь «снежинками» сказать сложно. В широкое употребление этот фильм пришел после фильма «Бойцовский клуб» (1999 год) Писатель Чак Паланек  взял эту цитату у социолога Майкла Снайдера, а тот в свою очередь, вдохновился японским романом «Снежинка» (1983 год) писателя Дзюнъити Ватанабэ.

В 2016-ом году термин «Снежинка» вошел в словарь Коллинза- главное справочное издание США по английскому языку.

Самих «снежинок» этот термин очень обижает. Впрочем, их обижает вообще всё, что существует на свете.  Это и можно назвать главной отличительной чертой нового поколения.

Грета Тунберг эталонный представитель поколения "снежинок". Она мнительна. выражает мысли только агрессивно и при этом недостаточно подкована даже в тех вопросах, за которые борется. Например, Грета демонстративно отказалась летать на самолетах, потому что те оставляют углеродный след, а при этом у поезда, на котором активистка разъезжает по миру, выхлоп гораздо выше.

Британский писатель-педагог Том Беннетт в 2016-ом году детально описал, почему «снежинки» так ранимы.

Дело в том, что детство и юность их родителей пришлась на тяжелые времена, поэтому папаши с мамашами старались компенсировать то, чего сами недополучили в детстве. Когда –то пицца, мороженное, шоколадки относились к лакомствам, а ежедневным блюдом было «жричёдали». Подросток, который не хотел есть суп с фрикадельками рисковал бы просто остаться голодным. Специально для него никто бы готовить не стал.

«Снежинки» выросли уже с правом выбора, и даже с правом каприза. Мамаши с умилением стали рассказывать подругам, что их дитятко категорически не хочет есть макароны-ракушки, когда «бантики» от той же фирмы уплетает с удовольствием.

Выросшее на таком меню чадо и в зрелом возрасте будет пытаться вернуть блаженные деньки детства. Так и появилась мода на всякие ростки семян чиа с йогуртом без лактозы, безглютеновый хлеб и прочие авокадо с руколой, про которые родители гурманов и слыхом не слыхивали. Хитрые производители старательно поддерживают мифы о кошмарном вреде лактозы и глютена. Ведь на установках из детства можно делать хорошие деньги . Миф становится так устойчив, что любой, кто предпочитает перекусывать котлеткой с макаронами, автоматически становится на уровень чуть выше неандертальца, и быть похожим на него просто унизительно.

Мой мир - мои правила!

Второй пункт провоцирующий изнеженность –это неограниченный доступ к информации. Прежде даже самый рафинированный «ботаник» предпочитающий интересную книжку уличным играм, был вынужден хоть изредка общаться с социумом, представители которого далеки от героев Дюма или Вальтера Скотта. «Снежинкам» тусовки в беседке не требуются. Интернет вполне удовлетворяет социальный голод. Из любого посёлка городского типа, благодаря соцсетям можно найти  друзей по интересам хоть в Париже и Нью-Йорке. Все они выгодно отличаются от реального окружения. Более того, благодаря фильтрам в инстаграме и быстрому поиску в «Гугле» можно легко создать улучшенную версию себя- красивого, состоятельного, умного, а потом в это свято поверить.

Излишнее увлечение гаджетами с раннего детства отрывает от реальности. Подросткам гораздо комфортнее в своем виртуальном мирке.

Нет ничего плохого в том, чтобы обсуждать, скажем, новый аниме-сериал с друзьями из другой страны, если в твоем маленьком городе не нашлось единомышленников. Собирать лайки под фотками с Капчагая, которые выдаются за фотографии с курортов Антальи, или выдавать сумку с Зеленого базара, за брендовую вещь из бутика,  хоть и не совсем честно, но вреда от этого никому нет. Проблемы начинаются с того момента, когда «снежинка» попадает в реальную жизнь. Например, приходит пора работать, после окончания университета.

Работодателя совсем не впечатляет пункт в резюме, что соискатель является эльфом 80-го уровня в многопользовательской компьютерной игрушке, коллегам совсем неинтересно слушать про плюсы либертианства и проблемы экологии в джунглях Амазонки, а повар в местной забегаловке откровенно ржёт, когда ты просишь его подать что-то веганское и безглютеновое.  Но самое страшное, что зарплаты совсем не хватанет на жизнь как в инстаграме. «Снежинка» реагирует на это как ив детстве. Если что-то идёт не так, то надо обидеться. А раз идёт не так всё, то и обидеться надо на всё общество.

Не делайте мне больно, господа!

Исследователь Марк МакКриндл  в 2010-ом году проанализировал главные тезисы поколения «снежинок» и составил общий психологический портрет. Картина получилась печальная.

«Снежинки», воспитанные в тепличных условиях, не получили иммунитет от жизненных потрясений, поэтому их психика стала очень восприимчивой. Миллионов подростков по всему миру в буквальном смысле рыдают, когда увидят на экране голодного белого мишку или черепашку, покалеченную пластиковой упаковкой от пива. Странная популярность экоактивистки Греты Тунберг тому подтверждение. «Снежинкам» становится плохо, только от упоминания страшных преступлений, изнасилований, убийств, расовой нетерпимости или просто сексизма. Причём неважно. В каком контексте сделаны эти упоминания. В Оксфордском университет преподаватели  литературы теперь вынуждены начинать занятия со спойлера-дисклеймера, предупреждая слишком нежных студентиков о том, что  в книге «Хижина дяди Тома» будут жуткие строки об издевательстве над чернокожими, а в романе «Преступление и наказание» русский писатель Достоевский излишне красочно описал убийство старушки, и этот эпизод может кого-то шокировать.

Руководство универа пошло на такой шаг совсем не для того пощадить чувство ранимых студентов. Жестокости «снежинки» и правда не переносят, но только когда она касается их самих или неких абстрактных угнетенных. С реальными людьми они могут расправляться безжалостно, устраивая настоящую травлю.

В вашингтонском колледже Эвергрин был вынужден уволиться именитый профессор антропологии Брет Уайнстоун. Он всего то имел неосторожность заявить на лекции, что среди талантливых ученых, композиторов и  писателей больше белых гетеросексуальных мужчин, чем женщин, чернокожих и представителей ЛГБТ вместе взятых. Такой крамолы «снежинки» профессору не простили. Первая реакция нового поколения на любое, хоть самое незначительное событие- эмоциональный пост в соцсетях. Естественно обиженные студенты тут же запостили новость, что в сексист, расист и гомофоб имеет наглость преподавать в престижном колледже. Расстроенных «снежинок» поддержали единомышленники во всех уголках мира и их оружием тоже был интернет.

Несчастного профессора стали гнобить, везде, где только можно. Его статьи в солидных журналах и книги в онлайн библиотеках за считанные минуты собирали десятки тысяч дизлайков, на сайтах отзывов об учебных заведений «снежинки» сбили рейтинг Эвергрина с 9 до 1, а уж в личных аккаунтах Брета Уйанстоуна и его семьи творился настоящий ад.

Это явление получило название «ноплатформинг» и профессор был не единственной его жертвой. «Снежинкам» удалось затравить даже  директора ЦРУ Дэвида Петриуса, а уж у главы спецслужб нервы должны быть покрепче, чем у интеллигентного профессора.

Малограмотность "снежинок" помножена на юнешский максимализм.Три года назад молодежь в США стала массово ломать памятники Христофору Колумбу, лишь потому, что великий мореплаватель поддерживал рабство.

О плюрализме двух мнений быть не может

Причиной такого фанатизма в продвижении своих идей  Марк МакКриндл  считает развитие интернета. «Снежинки» ненавидят любое мнение, которое отличается от их собственного, только потому что предпочитают общаться только с единомышленниками в определенных группах. Если раньше, беседы на глобальные темы проходили в реальной жизни, например в курилках, прислушиваться к мнению собеседника было просто необходимо, чтобы не стать изгоем. Теперь же в интернет-сообществах собираются люди, объединенные одной идеей. Другими словами, если любитель творчества Димаша будет проводить по несколько часов на форуме фанатов певца и тысячи людей там станут твердить, что это лучший певец всех времен и народов, то такое мнение покажется единственно правильным. Если же кто-то заявит, что считает лучшим музыкантом Джона Леннона или Луи Армстронга, то это вызовет в голове «снежинки» дискомфорт, или то, что психологи называют когнитивным диссонансом.  Искать контраргументы или признать, что оппонент хоть немного прав, «снежинка» не может. Это требует эмоциональных затрат, а они новому поколению даются болезненно. В результате все выплескивается в слепую агрессию.

Если даже музыкальные пристрастия могут вызвать такую реакцию, то что говорить о более сложных вопросах, таких как расизм, дискриминация, смертная казнь и экология.

Кроме того, «снежинки» эрудированны весьма поверхностно. Виной тому опять же интернет. Прежде, чтобы найти ответ на нужный вопрос, нужно было проштудировать несколько книг. Сейчас «Гугл» за пару секунд найдет нужную строчку. Согласно соцопросу Йельского университета, 75,8% пользователей «Википедии» не читают статью дальше первого абзаца.

Ещё интернет убил любовь «снежинок» к физическому труду. Заработать кривляясь в «Тик-Токе», делая обзоры модной кофейни в «Ютубе» или строча остросоциальные посты в «Фейсбуке» можно быстрее и легче, чем горбатясь на заводе. Например, прежде чобы стать ресторанным критиком, требовалось как минимум устроиться в местную газету. Сейчас чтобы писать отзывы о качестве блюд достаточно аккаунта в «Инстаграме».

Основной инстинкт

Среди самых наболевших тем нашего времени, острее всего стоит вопрос сексуальных меньшинств. Нетрадиционную любовь суют в фильмы, сериалы а порой и в детские мультики, а о правах «не таких» орут вполне себе гетеросексуальные «снежинки».

С ненавистью к расизму и к сексизму  все ясно. Всё-таки нехорошо, когда человека обижают только за цвет кожи или за то, что он родился женщиной. Нет вопросов и к шумихе вокруг экологических проблем. Никому не хочется дышать грязным воздухом, да и рыбок в океане жалко. Но почему же «снежинки» так рьяно борются за идеи ЛГБТ? Более того, это движение активно в тех странах, где за не такую ориентацию давно уже не сажают в тюрьму и не отправляют в психушку.

Американский биолог Мэтт Ридли имеет свой взгляд на этот вопрос. По его мнению. Нынешнее поколение самое асексуальное за всю историю человечества.  Именно поэтому девушки так обижаются, когда кто-то делает комплименты их прелестям, не видя за аппетитными выпуклостями души, а парни разучились красиво соблазнять прекрасный пол. Еще лет 30 назад знойные красотки  в купальниках рекламировали даже удочки и бензопилы. Сейчас и в рекламах ночных клубов редко встретишь горячую дамочку.

"Русалочке" в Копенгагена от "снежинок" доставалось дважды. Сначала статую осквернили потому что она якобы обнаженной грудью проповедовала сексизм, а второй раз памятник по непонятной логике обозвали расисткой рыбой.

С либидо у нынешнего поколения всё в порядке. Более того, их гормональный фон в этом плане выше, чем у их отцов и дедов. Всё-таки сказывается хорошее питание и отсутствие стресса. Дело в том, что «снежинки» слишком ценят свою безопасность, в том числе и эмоциональную, а длительные гетеросексуальные отношения невозможны без ссор, притирок характерами, угрозы расставания и прочих эмоциональных качелей. Этого нежная психика «снежинки» вынести не может. Нельзя списывать со счетов и угрозу нежелательной беременности. Вот и приходится подавлять мощный основной инстинкт, да еще в возрасте, когда бушуют гормоны. 

Естественно, ничего хорошего из этого не выходит. Подавленное либидо лезет из всех щелей и измученная «снежинка» ищет хоть какие-то способы удовлетворить инстинкты.

Интимное взросление гетеросексуалов происходит тяжело, ведь нужно понять противоположный пол, а мужская  и женская психика слишком разные. «Снежинку»  такая работа над собой пугает. Гораздо легче найти общий язык с партнером своего пола, а если и этот опыт окажется неприятным, отыскать из 60-и (сейчас насчитали именно столько) гендеров тот, который ближе.

Подобная реклама не имеет отклика среди "снежинок". Даже напротив эксплуатации женского тела чревата волной гневных постов в соцсетях.

Здравствуй племя младое, незнакомое!

В целом картина рисуется безрадостная. Так и представляется, что наше будущее в руках беспомощных, полуграмотных белоручек, которые еще боятся нормальных отношений. Но такое заявление будет слишком напоминать брюзжание старика-маразматика на лавочке, который бубнит, что раньше и трава была зеленее, и солнце светило ярче и вода текла мокрее.

Винить интернет во всех бедах человечества как минимум глупо. Это всего лишь инструмент, и только от человека зависит, как он будет использоваться. Огнем ведь тоже как и обгореть жилище, так и устроить пожар, но никому в голову не приходило требовать запрета спичек и зажигалок.

Какие ритуалы проводили кочевники, чтобы обрести богатство

Несмотря на излишний фанатизм, мощная сила «снежинок» всё-таки столкнула с места сотни проблем, которые общество до них решать не хотело. Взять хотя бы вопрос загрязнения океана пластиковым мусором. По данным  Science Advances после эпатажных выступлений Греты Тунберг, количество мусора сократилось на 9%. Это не потому что, у злых капиталистов вдруг проснулась совесть после истеричных речей экоактивистки. Просто ее сторонники стали занижать рейтинги напитков в неэкологичной упаковке, призывали бойкотровать подобную продукцию и в первую очередь сами отказались её покупать. Компаниям стало выгоднее изменить процесс производства тары, чем терять многомиллионную армию потребителей.

Репосты в соцсетях не позволяют властьимущим умолчать острые проблемы. Это докатилось и до наших степей. Именно резонанс, созданный в соцсетях вокруг дела Куандыка Бишимбаева подтолкнул власти к ужесточению ответственности за бытовое насилие, а необходимость таких поправок в казахстанском законодательстве созрела очень давно.

Что касается излишней изнеженности и беспомощности, так история хранит немало примеров, когда все становилось на свои места. В V веке нашей эры слишком привыкшие к роскоши и комфорту древние римляне, не смогли противостоять ордам диких варваров. В США хиппи 60-ых прекрасно себя чувствовали бродяжничая и куря траву, пока не грянул нефтяной кризис 1973-го года.  Легко жить в свое удовольствие, когда банки выплачивают солидные дивиденды на сбережения, которые твои родители заработали честным трудом. Как только выплаты сократились, «дети цветов» тут же остригли патлы, сменили яркие рубашки на офисные костюмы и забыли о своих идеалах , зарабатывая на сандвич с маслом.

60 лет назад у хиппи презирать деньги получалось ровно до тех пор, пока банки платили щедрые дивиденды.

На постсоветском пространстве таким переломным моментом стали 90-ые. Романтично настроенные шестидесятники могли петь под гитару песни Булата Окуджавы и их отпрыски слушающие на магнитофоне «Романтик» Цоя и Гребенщикова, могли позволить себе ставить духовную пищу выше хлеба насущного, пока государство щедро платило зарплату за непыльную работенку. Крах плановой экономики научил вчерашних белоручек и таскать тележки класть кирпичи, и пасти скот, а робкие интеллигенты постигли искусство базарного торга на толкучке.

Сейчас сытые и безмятежные времена уходят в историю. Пандемия нанесла ощутимый удар по экономике всех стран, а напряженная политическая обстановка кардинально меняет привычный уклад.

Кто знает, может быть к году  этак 2050-му, «снежинки», изрядно потрепанные жизнью,  но поумневшие и возмужавшие, будут по-стариковски брюзжать, обсуждая нравы рожденных после 2030-го года.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи