Опубликовано: 8800

Самопознание – наука быть человеком

Самопознание – наука быть человеком

Предмет «Самопознание» является сегодня ключевым фактором воспитания личности на основе нравственных ценностей.

Необходимость их утверждения в обществе отметил в своем Послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев.

В частности, он подчеркнул, что важно «привить молодежи общечеловеческие ценности», а также развивать такие качества, как «патриотизм, стремление к знаниям, трудолюбие, сплоченность и ответственность». Только духовно зрелая личность в полной мере осознает свою гражданскую принадлежность, причастность к судьбе страны.

Именно на уроке самопознания в полной мере создаются условия для раскрытия внутреннего потенциала ребенка, его способностей и возможностей, понимания своей роли в семье, коллективе, обществе. Это способствует гармоничному развитию растущего человека, которое определяется единством духовно-нравственных и интеллектуальных знаний.

Этот удивительный предмет вошел в школьное расписание уроков благодаря многолетней подвижнической деятельности Сары Алпысовны Назарбаевой в сфере образования. Она понимала, как важно помочь детям понять смысл учения, труда, творчества, чтобы познать себя, поверить в свои возможности.

Перед внедрением в масштабе страны предмет прошел экспериментальную апробацию на базе 184 образовательных площадок страны. Мониторинг результативности предмета показал, что он необходим не только учащимся, но и их родителям и педагогам. Воспитательный потенциал новой дисциплины стал вдохновляющим фактором для разработки программы нравственно-духовного образования «Самопознание», которая сегодня является основой системы воспитания и обучения на основе общечеловеческих ценностей в детских садах, школах и колледжах.

Какие жизненно важные результаты обеспечивает учебная программа предмета «Самопознание»? Уже в начальной школе дети развивают в себе такие качества, как вежливость, доброта, заботливость, честность, дружелюбие, отзывчивость, трудолюбие, смелость, оптимизм, ответственность. Школьники постарше осознают важность общечеловеческих ценностей и стремятся следовать им в жизни, учатся принимать решения на основе нравственного выбора, объективно соизмерять желания и возможности, определять собственные цели и намечать пути их достижения, знают, как сохранить здоровье. Старшеклассники понимают значение семьи в жизни человека и перспективы будущей взрослой жизни, рассматривают выбранную профессию как служение людям, имеют потребность в постоянном нравственном совершенствовании, владеют навыками самовоспитания и самообразования.

Урок самопознания учит школьников самой главной науке – быть хорошим человеком. В чем это проявляется? Ответ очевиден. Хороший человек стремится быть надежным членом семьи и коллектива; профессионалом своего дела; руководствуется в жизни нравственными нормами; ведет здоровый образ жизни; проявляет качества настоящего гражданина и патриота свой страны; обладает гуманистическим мировоззрением.

Что представляет собой урок самопознания? Каково его нравственно-духовное содержание?

Урок самопознания обычно начинается с эпиграфа. В качестве эпиграфа используются изречения известных людей, крупицы народной мудрости, в которых заключена ключевая идея урока. Как правило, к эпиграфу учитель неоднократно возвращается в течение урока. Школьники легко воспроизводят мудрые слова по памяти, используя их для подтверждения своих собственных рассуждений. При этом развиваются позитивное мышление, память, речь... Замечали ли вы, что в разговоре мы довольно часто для подтверждения собственных мыслей пользуемся пословицами или изречениями известных людей? Да, именно так развивается способность анализировать, сопоставлять, делать выводы.

 

Истории из жизни, сказки, притчи, литературные произведения зачастую выступают ядром урока самопознания. В содержании этих текстов заключены большие возможности для понимания учащимися смысла и значения общечеловеческих ценностей. Школьники учатся слушать и слышать, чувствовать и сопереживать, размышлять и рассуждать. В тексте потенциально содержатся ответы на ключевые вопросы темы. Но чтобы это увидеть, нужно проявить внимательность и вдумчивость. Анализируя нравственную основу поступков, размышляя о героях произведений, окружающем мире, ученики делают собственные открытия, делятся своим жизненным опытом. Это помогает созданию особой атмосферы доверительности и искренности между участниками беседы.

Эти беседы получают такой эмоциональный отклик в душе ребенка, что зачастую продолжаются в домашней обстановке. И тогда уже вся семья объединяется в поиске правильного ответа, мудрого решения, нравственного выхода из жизненной ситуации. Ведь вопросы духовного развития важны для каждого: и только вступающего в жизнь, и наделенного опытом, потому что отвечают истинной природе человека.

На уроке самопознания предлагаются также интересные задания творческого характера. С помощью этих заданий осуществляется проекция учебного материала на индивидуальный опыт учащихся, они приобретают навыки позитивного общения со сверстниками и членами семьи, учатся находить нравственные решения в сложных ситуациях. Часто решение не лежит на поверхности, и в его поиски включаются родители, ведь вдохновение детей передается подчас всем членам семьи. Такой подход способствует созданию особого смыслового поля для поиска новых знаний, ответов на главные жизненные вопросы, развитию гуманистического мировоззрения личности.

Творческая деятельность – важная составляющая уроков самопознания. Она может осуществляться в форме различных видов самостоятельной и коллективной деятельности: рисования, изготовления макетов, коллажей, разыгрывания сценок, сочинения стихотворений, рассказов, сказок, песен, разработки мини-проектов и т.д. Прием помогает раскрыть творческий потенциал учащихся, выразить свое «Я» через символы, образы и действия. Творческая деятельность способствует осознанию школьниками таких качеств, как сотрудничество, умение высказывать собственное мнение, формирует уверенность в своих силах и творческих возможностях, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности.

Иногда ученикам предлагается разыграть сценку по заданной или самостоятельно придуманной ситуации. Это способствует наиболее эффективному эмоционально-чувственному восприятию содержания урока. Интересным является прием разыгрывания ситуаций, где нет готового решения. Найти это решение и представить его в игровой форме – отличный повод организовать интересную дискуссию, пригласить к размышлению на духовно-нравственные темы.

Творчество способно превратить урок самопознания в поэтическую гостиную, художественную мастерскую, театр, экскурсию в мир прекрасного, камерный концерт… Словом, у каждого участника появляется прекрасная возможность для самовыражения и проявления своего отношения к окружающему миру языком искусства.

Таким образом, урок самопознания – это неограниченное пространство для исследования. В совместном творчестве, сотрудничестве с учителем и родственниками, поиске ответов на самые важные вопросы жизни ученик не просто познает в увлекательной форме что-то новое, но и развивается нравственно: учится быть достойным членом своей семьи, коллектива, общества, становится личностью с активной жизненной позицией, стремящейся к самопознанию и самосовершенствованию.

Отличительной особенностью уроков самопознания является активное вовлечение учащихся в социально направленную проектную деятельность, способствующую развитию нравственных качеств и навыков служения обществу.

Проект способствует созданию условий для практического усвоения ценностей в урочной и внеурочной деятельности, реализации принципа единства мысли, слова и дела в повседневной жизни.

В 1-4-х классах учащиеся выполняют элементы проектной деятельности или мини-проекты, в 5-11-х классах – долгосрочные проекты. Показательны сами темы проектов. Например, в 5-м классе проект носит название «Доброта начинается с меня», в 8-м – «Служение обществу», в 10-м – «Мое призвание».

В процессе реализации проекта учащиеся познают себя не только через теоретическое изучение вопроса, а прежде всего через благотворительную деятельность. Проведение гуманитарных акций, подготовка концертов и спектаклей для пожилых людей, изготовление подарков для детей из детских домов, трудовые операции по очистке и благоустройству территории – это далеко не полный перечень того, что делают школьники в ходе практической реализации проектов.

В общественно-полезную деятельность активно вовлекаются члены семей учащихся, их друзья и знакомые. Проекты объединяют людей разных профессий, возрастов, социального статуса и способствуют консолидации здоровых сил общества в утверждении общечеловеческих ценностей. Вот такие мощные созидательные возможности заключены в предмете «Самопознание».

Сотрудники Национального института гармоничного развития человека – главной научной и творческой лаборатории по разработке программы нравственно-духовного образования «Самопознание», изучая ответы школьников на вопрос о том, что побуждает их оказывать помощь, поддержку людям и природе, были вдохновлены ответами многих из них: «Это приносит душевную радость», «Это и есть главный смысл жизни человека», «Понимаешь, как все люди связаны друг с другом».

Значит, чтобы развить в подрастающем поколении патриотизм, стремление к знаниям, трудолюбие, сплоченность и ответственность, о важности которых говорит глава государства, нужно способствовать самопознанию растущего человека через организацию его созидательной деятельности на основе общечеловеческих ценностей.

Сегодня опыт реализации нравственно-духовного образования в Казахстане вызывает живой интерес у членов международного педагогического сообщества. И главным условием достижения успеха в этом деле является предмет «Самопознание», который позволил объединить учителей-новаторов, родителей, гуманно настроенных членов общества и открыть замечательные возможности педагогики третьего тысячелетия.

Главная особенность этой педагогики – понимать высокое предназначение растущего человека, создавать условия для раскрытия его внутреннего потенциала, глубоко верить в каждого своего ученика. Формулу успеха новой парадигмы образования Сара Алпысовна открыла еще на заре ХХI века. Обращаясь к учителям страны, она дала чёткие духовно-нравственные ориентиры: «Чтобы сделать людей лучше, мало изменить окружающую обстановку. Нужно помочь им найти в себе все прекрасное, что они могут дать миру!»

И.В. Калачева, советник президента Национального института гармоничного человека

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи