Опубликовано: 1400

Почему в Казахстане не могут найти управу на российские маркетплейсы

Почему в Казахстане не могут найти управу на российские маркетплейсы

Все больше казахстанцев выбирают вместо традиционного шопинга – онлайн. По сравнению с допандемийным 2019 годом, электронная торговля выросла в три раза и составляет уже почти 10 % от всего объема розницы.

Вице-министр торговли и интеграции Асель Жанасова в кулуарах E-commerce Forum рассказала Caravan.kz о том, почему никто не может найти управу на российские маркетплейсы, а также – когда в Казахстане сократится срок доставки посылок из дальнего зарубежья.

C удобством приходит и некоторое разочарование – все чаще казахстанцы жалуются на некачественный товар. Причем в лидерах антирейтинга регулярно фигурируют российские платформы.

- Чаще всего люди жалуются на несоответсвие товара заявленным харатеристикам, на долгие сроки возврата. Если глобальные маркетплейсы делают возврат средств в течение трех дней на банковскую карту, то российские могут и 90 дней тянуть. Во многом, это, конечно, связано с ситуацией, которая сложилась с февраля, - рассказывает Асель Жанасова.

Причем, как выясняется, повлиять на нерадивых торговцев из других стран отечественный МТИ не может – даже на уровне Евразийского экономического союза нет четких и унифицированных требований к субъектам электронной коммерции. Сейчас этот пробел заполняется, но процесс требует наднационального регулирования.

Точно так же наднациональное законодательство ЕАЭС вкупе с законами Республики Казахстан не дают иностранным маркетплейсам строить в Казахстане бондовые склады.

- Я часто тестирую те или иные сервисы, заказываю товары из-за рубежа. И мне всегда очень грустно видеть, что посылка с китайского сайта пришла со склада, к примеру, в Латвии. Или еще откуда-то, хотя граница с Китаем у нас рядом, - сетует Асель Жанасова.

Иностранным торговцам было бы выгодно завезти оптом популярный товар в Казахстан. Отсюда удобная логистика на все страны Центральной Азии, часть России. Однако согласно нашему законодательству ввезенный товар должен практически сразу облагаться таможеннй пошлиной. Для онлайн-торговцев это невыгодно.

Некоторые страны уже разобрались с этой проблемой и переписали таможенное законодательство. Теперь в них базируются бонд-склады таких гигантов, как Aliexpress и Amazon. Казахстан тоже пытается двигаться в этом направлении. Что происходит с Wildberries в Казахстане

- Мы хотим сделать Казахстан отправной точкой для товаров на весь регион. Сейчас на самом деле за этот статус идет этакая война. Турция работает в этом направлении, ОАЭ. Если мы хотим выиграть гонку, надо ускоряться, - рассказывает Жанасова.

Изменения в законодательство, по словам вице-министра, готовятся. Но процедура грозит затянуться на год. Поэтому, по словам представителя МТИ, они решили начать пилотный проект строительства бонд-складов на базе «Казпочты»,  DHL и FedEX. В этих складах товар без растаможки смогут хранить абсолютно все маркетплейсы. Это существенно сократит сроки доставки для казахстанцев, а также жителей соседних регионов. По сути, от заказа до получения при удачном стечении обстоятельство может пройти всего несколько рабочих дней.

Сейчас выбранные операторы начали интеграцию с таможенными службами страны. Если все пройдет удачно, пилотный проект к концу года заработает в полную силу.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи