Опубликовано: 25700

По городам Казахстана бродят убийцы. И закон защищает их

По городам Казахстана бродят убийцы. И закон защищает их Фото - архив "Каравана"

Более 44 тысяч нападений бродячих собак на людей зафиксировано в прошлом году в республике. Эти данные зарегистрированы в медицинских учреждениях, куда граждане обращались за помощью. Но, по оценкам специалистов, пострадавших гораздо больше. Особенно в сельской местности.

При этом статистики смертельных случаев в открытом доступе не найти. Очевидно, местные исполнительные органы не очень хотят признаваться, что двуногие проигрывают войну четвероногим.

На расширенном заседании правительства в конце апреля глава государства Токаев вдруг отступил от доклада:

«Вопрос, может быть, не президентского уровня. Но я вынужден... Ко мне обращаются из всех областей с жалобами на бродячих собак, которыми никто не занимается, ссылаясь на соответствующий закон. Так мы можем потерять контроль над ситуацией. Есть сообщения, что своры бродячих собак нападают на людей. Особенно на детей. Да, мы должны бережно относиться к животным. Но это вопрос благополучного существования людей... Прошу принять меры».

Через десять дней на заседании сената депутат Ернур Айткенов сказал: «Со временем не то что детям – взрослому человеку нельзя будет выйти на улицу! В селах нет отлова, нет мест для содержания бездомных собак. Если не принимать меры, то ситуация станет плачевной через 2-3 года».

Что происходит после принятия закона об ответственном отношении к животным в декабре 2021 года? Комментарии «Каравану» дал заведующий лабораторией биоценологии и охотоведения РГП «Институт зоологии» комитета Министерства науки и высшего образования РК Константин ПЛАХОВ.

При чем здесь Бриджит Бардо?

- Закон, мягко говоря, декларативный. То, что получилось в итоге – это «заслуга» зоозащитников. Как-то очень вдруг началась атака на правительство, потом вышли на президента. И очень «вдруг» возникла представительница фонда защиты животных Бриджит Бардо. Ей даже устроили личную встречу с главой государства.

- Константин Николаевич, вы хотите сказать, что у зоозащитников есть лобби в парламенте и правительстве? 

- Меня как-то очень быстро вывели из состава рабочей группы по обсуждению статей законопроекта. Но мы успели вывести из-под удара служебное собаководство. По нему всегда бьют в первую очередь.

- Почему?

- Эти «адвокаты» начали продвигать идею, что их общественное объединение должно контролировать все, подчеркиваю, ВСЕ питомники! Тогда бы они получили право заходить в закрытые пограничные зоны, части спецвойск, ЧС и совершать там какие-то действия. А кто там у них в списках зоозащитников – сама Бриджит Бардо, какие-то другие иностранцы?

- Так это же угроза национальной безопасности!

- Слава Богу, что таких полномочий им не дали. Иначе эти люди могли бы врываться в частные дома и квартиры.

- Но изначально же в законопроекте речь шла о защите бездомных животных. Как их спасать?

- Вот вы неправильно вопрос ставите. На первом месте всегда деньги! Некоторые защитники бездомных собак в первую очередь хотели продавить государственное финансирование питомников для всех этих беспризорников. Получить землю, построить там приюты-вольеры, претендовать на средства из бюджета на содержание.

- Константин Николаевич, есть же еще сердобольные меценаты?

- Вы думаете, их много? И карманы у них бездонные? Кроме, как на госбюджет, расчета у некоторых зоозащитников не было. Поэтому такой закон и вышел.

Закон об ответственном отношении к кому?

Службы отлова в больших городах в начале «нулевых» годов работали более-менее эффективно. От стай «бродяг» удалось избавиться. Не всегда гуманным образом. Потому что атаки на людей и детей стаями по 5-10 голов – это уже сцены из фильмов ужасов. В соцсетях – десятки видео, как своры обезумевших псов буквально грызут людей.

- Способы отлова, как сказано в законе об ответственном отношении к животным (Плахов, разводит руками), должны быть «щадящими». Как это выглядит на практике? Те, кто сочинил этот закон (пожимает плечами), сами-то это представляют? По телеку показывают – палка с петлёй. Ну, это кино какое-то. Петля травмирует позвоночник, горло животного. У властей не хватает денег на службы отлова, на содержание выловленных бродячих. Нет денег – эти стаи будут расти бесконтрольно. И это точно станет большой проблемой.

- А что говорит международная практика?

- Каждая страна решает по-своему. Всегда на первом месте безопасность людей. На втором – ветеринарная безопасность.

- А интересы зверя?

- Это ниже. Потому что безопасность человека выше.

- В действующем законе предусматривается «умерщвление» агрессора в случае, когда «животное представляет угрозу жизни или здоровью человека, а также общественному порядку». Это насмешка?

- Спросите у тех, кто внес эту норму.

Мы в ответе за тех, кого недокормили?

В Казахстане нет статистики бродячих собак. Откуда они? «Дикие» плодятся где придется. Страна большая. В городах другая проблема.

- В Алматы есть «птичий рынок» (Плахов морщится). Туда щенков на продажу везут. Были факты – владелец их не продал, вечером выехал домой и выбросил в кювет. Даже породистых.

- Не захотел выкармливать?

- Не знаю. Я живу рядом с Алматы. Вижу объявление: «Найден сенбернар». А у меня в поселке таких никто не держит. Выбросили!.. Гуляли вечером с женой – мимо пронеслась немецкая овчарка. В диком шоке! Вглядывалась в прохожих, явно хотела увидеть хозяина. Видимо, ее тоже пинком из машины… Она же не понимает, за что. Вот так появляются безнадзорные. Дичают потом. Хотите пример? Друзей не чипируют: что не так с новым законопроектом “Об ответственном обращении с животными”

- Конечно!

- У меня в клубе были люди, которые жаловались: взяли собачку, а она всюду писает и какает. Спрашиваю: а как часто вы ее выгуливаете? – Да почти каждый день (смеется, а потом мрачно). И не исключаю, потом песика выбросили… Если вы приобретаете какой-то «умный» аппарат, то у него есть инструкция. И там сказано, что и как надо делать, чтобы это изделие работало нормально. Собака – не гаджет. Прочитайте сначала, как обращаться с этой породой…

Могут и загрызть, и заразить

- Помимо бешенства у бродячих куча болезней. Волонтеры собирают бесхозных собак в вольеры. Кто чем страдает – пока ветеринары не выяснят, они там друг друга всем перезаражают. Кстати, в законе не прописаны ни размеры вольеров, ни условия содержания в них разных пород, ни рационы питания.

- В-о-о-от! Бродячие собаки – это промежуточное эпидемическое звено между копытными, ну и крысами. Человек – финальный участник этого процесса. Если коротко, то это зоонозные болезни.

- Глисты?

- У людей тоже есть глисты (машет рукой). Животные «дарят» нам свои (дальше последовала лекция, из которой я понял, что яйца глистов могут попасть на шерсть собаки). Человек погладил питомца – и вот у него в легких или печени начинают развиваться эхинококки. Не зря же хирурги каждый год все громче кричат, что растет количество операций по удалении этих червей. А хотите еще пример?

- Ну, давайте…

- В начале «нулевых» было распоряжение Минздрава. Женщины, которые регистрировали беременность, должны были сдавать анализ не только на токсоплазмоз, но и на лептоспироз. Первый – это про кошек. Второй – про крыс и собак. А еще есть гельминтозы. И ветеринарные службы не везде справляются. Люди не сразу в себе эту заразу обнаруживают.

- Константин Николаевич, если я правильно понимаю, по стране бродят тысячи потенциальных убийц? И что с ними делать?

- С точки зрения здоровья и жизни граждан, ну и ветеринарии (короткая пауза) – эти бродячие стаи надо уничтожать. Вы же не хотите, чтобы вас или ваших детей они покусали или заразили? Я профессиональный зоолог. И я хорошо помню старую формулу: «На ранних стадиях это не диагностируется, на поздних – не лечится».

- Чтобы диагностировать каждого бездомного Бобика или Жучку – у волонтеров денег не хватит. В интервью они называют цены от 10 до 20 тысяч тенге.

- У любого «бродяги» гарантированный пакет гельминтозов. Но есть препараты, которые отлично работают. Надо только взвесить собачку. Одна таблетка на килограмм массы – и гельминт растворяется. Так что вылечить животное можно всего за 2-3 тысячи тенге (довольно улыбается).

- Тех, кого взяли в приют – надо еще кормить.

- Собаки – мясоеды и хищники по природе. В содержании всегда дороже травоядных. По расходам на корм среднеазиатская овчарка сопоставима с лошадью. В алматинском зоопарке больше всех ест слон. Это по весу травы, овощей. А тигру ежедневно нужно до 10 килограммов мяса.

- А собаке – 80-100 граммов! Гуманизм защитников животных становится причиной каннибализма в питомниках

- Смотря, какая порода, какой вес.

- Ну ладно. Приютили бездомных собак. Их же по закону надо кастрировать и стерилизовать. А разве клыки и когти от этого меньше станут? Агрессия пропадет?

- Статистика подтверждает, что рост атак на людей после этих процедур не снижается. Выпускать собак в привычную им среду – нонсенс! Химией и операциями инстинкты у хищника не убить. Как они привыкли нападать стаей, так и будут, у них задача – догнать жертву! А человеку от них не убежать.

Если стая напала на человека – она должна быть уничтожена. Потому что она потом будет нападать постоянно.

Зоозащитники могут говорить что угодно. Но есть законы природы, есть алгоритмы поведения стаи. Даже охотничьи собаки, глотнув свежей крови, становятся другими. У них даже взгляд меняется. Да-да – взгляд! Я знаю, о чем говорю. Взрослый человек может отбиться от своры одичавших псов. Ребенок – никогда. 

- Получается, они, зоозащитники, не отвечают за тех, кого подобрали-вылечили-очипировали и выпустили на волю?

- А вы сами их спросите. Я ученый, профессионал, зоолог с большим опытом работы, еще и собаковод, общался с ними. О чем можно говорить и спорить с неспециалистами? Научные аргументы против истерических деклараций? Защищать животных – идея правильная и благородная. Главное, чтобы она не наносила ущерб людям. А как и за чей счет зоозащитники это реализовывают, я об этом уже сказал.

Собака – друг человека. А бродячая?

Найти в соцсетях координаты волонтерских организаций, которые занимаются защитой «бродяг» – легко. Но когда начал задавать зоозащитникам неудобные вопросы, они или бросали трубку, или уходили от ответов, или называли меня собакофобом и вообще ненавистником животных.

А вопросы были простые: считаете ли вы, что для защиты бродячих собак зоозащитникам нужны элементарные знания в ветеринарии? На какие средства вы рассчитывали строить питомники и содержать животных – только от меценатов или на местный бюджет? Если у государства не хватает средств, чтобы поддерживать на достойном уровне жизнь малообеспеченных слоев населения, считаете ли вы правильным заботиться о бродячих животных? Знаете ли вы, как ведут себя собаки, которых вы выпустили после стерилизации на волю? Понимаете ли вы, что некоторые продолжают представлять угрозу людям? Что значит «щадящее умерщвление», как оно должно выглядеть? Есть ли в кругу ваших близких и знакомы люди, которые пострадали в результате атак «бродяг»?

Все спикеры посчитали эти вопросы провокационными.

Да, у меня самого была собака – таксёныш по имени Тотоша. Долгожитель. 12 лет встречал соседей по дому, помахивая хвостом. Люто облаивал только «синяков» у помоек. И еще отважно дрался с «бродягами». Ну не находил с ними общего языка. В ветклинике ему каждый год раны зашивали – от холки до хвоста. Постоянный клиент. Похоронили мы Тотошку по-человечески. Наверное, он сейчас в своем собачьем раю…

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы считаем данную проблему очень важной, поэтому не собираемся ограничиваться одним материалом и с удовольствием выслушаем аргументы зоозащитников. Вопрос безопасности детей от нападений бродячих животных животрепещущий, равно как и гуманное отношение к "братьям нашим меньшим". Поэтому данные вопросы стоит обсуждать.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи