Опубликовано: 12800

От бокса до налогов - как Узбекистан постоянно оставляет Казахстан на строчке ниже

От бокса до налогов - как Узбекистан постоянно оставляет Казахстан на строчке ниже Фото - Wikimedia Commons

В столице Армении – Ереване – завершился юниорский чемпионат мира по боксу. На соревнованиях выступили спортсмены в возрасте до 16 лет – будущая элита большого бокса. Именно эти юноши и девушки через несколько лет будут представлять свои страны на взрослых чемпионатах мира, Олимпийских играх и в поединках за престижные пояса. Раньше казахстанские боксеры стабильно входили в число лидеров, но в последние годы все чаще уступают

узбекистанским соперникам. И подобную ситуацию можно увидеть не только в спорте.

Редакция медиапортала Сaravan.kz рассказывает, в чем еще Казахстан понемногу начинает отставать от соседей.

Бокс

Сначала поделимся статистикой по упомянутому ранее юношескому ЧМ. У Казахстана десять медалей – четыре золотые и шесть бронзовых. Вполне приличный результат, но наша сборная оказалась всего лишь на четвертом месте медального зачета.

На первом месте Россия – семь золотых, две серебряные и семь бронзовых медалей, итого шестнадцать. На втором месте Армения: хозяева получили тоже десять медалей – четыре золотые, пять серебряных и одну бронзовую. На третьем же месте расположилась сборная Узбекистана с одиннадцатью медалями – из них четыре золота, три серебра и четыре бронзы. Как видим, мы уступили и по количеству медалей, и по количеству финалистов в целом.

На взрослом чемпионате мира ситуация сложилась схожая. Главный турнир года состоялся в этом году в Ташкенте.

В итоге медальный зачет выиграла сборная страны-хозяйки. Узбекские спортсмены завоевали девять медалей – пять золотых и по две серебряные и бронзовые. У Казахстана наград почти в два раза меньше – всего пять, из них четыре золота и одно серебро. И это лучший для наших спортсменов результат со времен «домашнего» ЧМ, который прошел в Астане десять лет назад.

Тенденция разворачивается в последние несколько лет. Это заметили и болельщики, которые постоянно расстраиваются из-за поражений казахстанских бойцов, и спортсмены, и вынужденные оправдываться тренеры. Традиционное соперничество между боксерами двух стран меняется на глазах.

"Я возглавлял главную команду страны в 1993-1996 и 2004-2010 годах. Я всегда старался создать четкую взаимосвязь между Федерацией бокса и всеми наставниками, начиная с детских и заканчивая главным тренером национальной сборной. Мне помогали в работе с ребятами не только ассистенты, но и личные наставники каждого бойца, кто входил в сборную. Поэтому мы давали результат!

В последние годы узбеки приняли на вооружение аналогичные методы работы. Поэтому они и стали лучше выступать на международной арене. И все благодаря системной работе. Считаю, что у казахстанского бокса по-прежнему сильные позиции в мире. Но нужно стать единой командой, как в период триумфов, так и при неудачах, а не искать крайнего", - так прокомментировал ситуацию бывший тренер сборной РК по боксу Дамир Буданбеков в интервью "Дяде Ване".

Футбол

Здесь есть еще более наглядные метрики.

На уровне команд это рейтинг сборных, составленный ФИФА. 30 ноября как раз вышел обновленный топ. Национальная команда Казахстана потеряла два пункта и теперь замыкает первую сотню рейтинга. Сборная Узбекистана поднялась сразу на пять позиций – с 73-й на 68-ю.

На уровне игроков это уровень чемпионатов, в которые их приглашают, и их стоимость на трансферном рынке. Согласно сайту Transfermarkt вне Узбекистана сейчас выступают 11 игроков национальной сборной. В том числе они входят в составы клубов из итальянской Серии А, французской Лиги 1, российской Премьер-лиги, греческой Суперлиги. У одного заключен контракт с шымкентским «Ордабасы».

Двое игроков казахстанской сборной выступают в России за "Зенит" и «Ахмат» из Грозного. Один – в турецком «Бешикташе». Еще один футболист играет за словенский «Копер». Трансферная стоимость размером с миллион евро и выше только у троих – Марата Быстрова, Нуралы Алипа и Бактиера Зайнутдинова.

В команде Узбекистана игроков, которые оцениваются в миллион евро и выше, сразу десять.

Положение дел вкратце пояснил лавный тренер кызылординского "Кайсара" Виктор Кумыков.

«Главное отличие в инфраструктуре. Там я даже не знаю клуба, у которого не было бы хорошего стадиона и тренировочной базы. И все поля естественные, там и климат позволяет. Здесь тоже можно было бы сделать, но предпочитают больше искусственные. И у многих команд в Казахстане или вообще нет базы, или она не соответствует требованиям. Там десятилетия целые вкладывали в инфраструктуру. Эти все стадионы были построены где-то с 2005 года до 2016-го. В каждой области есть хороший стадион", - приводит слова Кумыкова KazFootball.kz со ссылкой на QyzylordaLive.

Туризм

Огромное преимущество Узбекистана в этой сфере легко заметить каждому, кто побывал в обеих странах. Да, разница заметна сразу, визуально, без подсчетов официальных органов.

В Бухаре и Самарканде за последние годы появилось множество отелей на любой вкус и кошелек. И они полны иностранцев – причем не только граждан из стран СНГ, но и путешественников из Европы, США, Канады, Японии, не говоря уже о большом количестве китайских туристических групп.

В гостиницах, ресторанах, у всех достопримечательностей можно услышать самые разные языки мира.

И сами достопримечательности сделаны максимально комфортными для посещения – до них легко добраться, их поддерживают в хорошем состоянии, везде есть общественные уборные, заведения общепита, сувенирные магазинчики, гиды, причем последним зачастую проще говорить по-английски, чем по-русски. Об этом знает даже премьер-министр.

В Казахстане проблемы с каждым из этих пунктов. Яркий пример проваленной туристской стратегии – Туркестан, в который из госбюджета были влиты миллиарды тенге, но толку от этого нет.

Так что пока в Казахстане древние курганы и городища застраиваются очередными ТЦ и ЖК, в Узбекистане смогли не только сохранить историческое наследие, но и органично встроить его в экономику, став крайне привлекательным направлением для туристов из стран первого мира.

К слову, Ташкент тоже заметно похорошел за последние десять лет. Парки, поющие фонтаны, музеи – всего, что делает город привлекательнее, стало больше. Более того, казахстанские бренды запускают в Ташкенте намного более полезную и креативную рекламу, чем в родной стране. Чего стоит только необычный фонтан, построенный казахстанской маркой питьевой воды в парке Tashkent City.

«Согласно данным Комитета по туризму за 9 месяцев 2023 года нашу страну посетили 4 миллиона 906,9 тысячи иностранных туристов. В 2022 году их было 5 миллионов 232,8 тысячи, что относительно показателя 2018 года составило 97,9 процента», - месяц назад писало издание Uza.uz.

Объем доходов от туризма в Узбекистане за 9 месяцев 2023 года составил 1,72 млрд долларов.

«Узбекистан занял четвертое место в списке 20 самых быстрорастущих стран, опубликованном Всемирной туристской организацией», — сообщает известное саудовское СМИ «Садо».

Какие цифры демонстрирует туристическая отрасль Казахстана?

«Миллионный турист, посетивший Казахстан в этом году, был зарегистрирован в последний день сентября, сообщает нацкомпания Kazakh Tourism», - писало 2 месяца назад издание Sputnik.

«За первую половину 2023 года объем налоговых поступлений от туристской деятельности в Казахстане составил около 208 млрд тенге. Это на 10,4 % больше, чем за аналогичный период 2022 года», - передавал КазТАГ.

208 млрд тенге - это примерно 450 млн долларов. Почти в четыре раза меньше, чем показатели, продемонстрированные соседями. Не удивительно.

Армия

Американский журнал News & World Report в октябре текущего года опубликовал исследование, посвященное «силе» армий разных стран.

Узбекистан находится на восемнадцатой строке списка. Казахстан – на девятнадцатой.

Экономика

В списке лучших стран, составленном тем же изданием, ситуация аналогичная – Казахстан уступает один пункт и находится на 84-м месте.

При этом ВВП Казахстана указан как 221 млрд долларов и 30 810 долларов на душу населения. У Узбекистана цифры скромнее – 80,4 млрд и 9 533 доллара соответственно.

Но это пока.

«Мы видим пробуждающийся и либерализующийся Узбекистан. Это амбициозная страна, обладающая большими возможностями, которые пока сложно определить из-за формирующегося политического курса. Но тем не менее укрепление Узбекистана будет определенным вызовом для нас. Мы привыкли, что Казахстан – региональный гегемон. Сейчас это может поменяться, может усилиться борьба за инвестиции, борьба за ниши, борьба за рынки», – заявил в 2017 году уже бывший министр экономики РК Тимур Сулейменов, проработавший до этого пять лет в Евразийской экономической комиссии.

Эксперты согласны с ним.

«Номинальный объем ВВП Узбекистана втрое меньше казахстанского, темпы годового прироста ($11 млрд против $27 млрд) также вроде бы не угрожают экономическому лидерству Казахстана в ЦА.

Однако в докладе ЕАБР есть показатели, которые должны заставить Астану относиться к угрозе своему лидерству в регионе достаточно серьезно. Например, это более высокий средний рост экономики Узбекистана в период с 2012 по 2021 год – 5,9 % против 3,9 % у Казахстана», – пишет, например, ia-centr.ru.

Другой фактор состоит в том, на какие отрасли опирается экономика.

«Но главное – в структуре ВВП Узбекистана гораздо большую роль, чем в Казахстане, играет промышленное производство: упомянутые среднегодовые 5,9 % роста ВВП в последние десять лет складывались из 2,4 % от сферы услуг, 1,2 % от АПК и 1,1 % от обрабатывающей промышленности, еще 0,7 % вносило строительство.

Согласно исследованиям ЕАБР ключевыми секторами экономики Узбекистана являются сфера услуг, сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность, которые формируют 36 %, 25 % и 20 % ВВП соответственно.

Если сравнивать этот расклад со структурой ВВП Казахстана (54 % – сфера услуг, а промышленность – лишь 14 %), то очевидно, что Астана проигрывает Ташкенту как минимум в устойчивости выстраиваемой в стране экономической модели», - говорится далее.

Есть и другие нюансы, в том числе общая квалификация населения и налоговая стабильность.

Важность данных моментов показали иностранные компании, которые перебазировались в Казахстан из России после начала войны в Украине, однако теперь размышляют о том, чтобы переместиться в более комфортный для ведения бизнеса Узбекистан. Об этом прямо заявил, например, представитель немецкой компании Henkel.  

А главное – многие казахстанцы согласны с ним.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи