При этом недавно, как пишет orda.kz, столичные родители публично выразили возмущение отсутствием русских классов. Скандал произошел в новой школе-гимназии № 93, к которой приписаны густонаселенные жилые комплексы. Перед открытием родителям обещали, что школа будет смешанной. Позже стало известно, что обучение будет только на государственном языке. Почему нельзя закрывать «русско-казахские» школы в Казахстане, рассказали эксперты
В конце апреля в гимназии прошло собрание возмущенных жителей с участием депутата Мажилиса от фракции «Ак жол» Казбека Исы. Ранее он просил исключить пункт 2 статьи 7 Конституции РК о функционировании русского языка наравне с казахским, но спустя некоторое время депутат опроверг собственное заявление о поправках в Конституции.
Те люди, которые не умеют мыслить на родном языке, считаются духовными инвалидами
На родительском собрании представитель Мажилиса постарался успокоить родителей, но его слова вызвали большой общественный резонанс.
«Даже учеными доказано, что те люди, которые не умеют мыслить на родном языке, не видят сны на родном языке, считаются духовными инвалидами. Вы, те, кто отдаете своих детей в первые классы, делаете их духовными инвалидами. Почему Япония такая развитая? Потому что с начальных классов там учат свой язык», – высказался депутат.
Он назвал мифом утверждение о низком уровне знаний в казахских школах, подчеркнув, что 89-90% участников международных олимпиад обучаются на государственном языке.
Депутата поддержал и директор столичной гимназии № 93 Аятжан Ахметжанов.
«Число частных школ с чисто русским языком обучения резко выросло в последнее время. Очень много бизнесменов, которые открывают в Казахстане школы с русским языком обучения. Даже наши казахстанские бизнесмены открывают школы с русским языком обучения. Популярные школы, такие как BINOM – смешаные, к сожалению. Надо открывать национальные школы, иначе будет поздно», – отметил Ахметжанов.
Директор столичной школы также на своей личной странице в Instagram написал, что хочет оставить школу № 93 с обучением на казахском языке. Ахметжанов обеспокоен тем, что с требованиями о создании русских классов выступили именно казахи.
«К сожалению, с требованиями о создании русских классов выступили одни казахи. Одна из этих казашек сказала нам: «Все, что вы говорили, я отправлю в Россию Путину!». Она перед нашими депутатами угрожала Путиным. Я сгоряча ей сказал: «Обращайся, куда хочешь!» – написал Аятжан Ахметжанов.
Смешанные классы: вместе или порознь?
Астанчанка Асем Тлеубердинова хотела отдать своего ребенка в школу № 93. Она надеялась, что в гимназии будут классы с обучением на русском языке. По словам женщины, в школе их встретили шквал агрессивных комментариев и оскорбления на почве языка обучения.
«Остальные школы в этом районе переполнены, дети учатся в три смены. В нашем районе часть ЖК только достраиваются, по факту не все люди еще въехали. Конечно, я уже принципиально не поведу своего ребенка в 93-ю школу. Я не хочу, чтобы его там унижали за то, что он говорит на русском языке. Сейчас нам приходится возить ребенка в школу на другой конец города. Мы не против казахского языка, мы против притеснения», – рассказала Тлеубердинова.
У Ирины Кузнецовой растет сын Богдан. Мальчик учится в 3-м классе, обучается на казахском языке. Женщина считает, что государственный язык знать надо и лучше учить его с раннего детства.
«Мы с садика изучали казахский язык, поэтому проблем с поступлением в казахскую школу не было. Мы не собираемся уезжать из Казахстана и, поскольку живем в этой стране, считаем, что обязаны знать государственный язык. Я специально отдала ребенка в школу с казахским языком обучения», – поделилась мнением Кузнецова.
Депутат Мажилиса Ирина Смирнова считает, что переживать за государственный язык не стоит. На данный момент казахский набирает популярность, и никто не препятствует его развитию.
«У меня есть опыт работы и директором, и учителем. На данный момент русские классы не закрывают. Проблема в том, что не хватает учителей, которые преподают на русском. Сейчас очень сложно найти педагогов с русским языком преподавания. Это не от нежелания или желания обучать на русском, это просто веяние времени», – высказалась Смирнова.