Опубликовано: 1600

Нужно ли вернуть в Казахстане смертную казнь для террористов - мнения адвокатов и юристов

Нужно ли вернуть в Казахстане смертную казнь для террористов - мнения адвокатов и юристов

Идея вернуть высшую меру наказания витает в Казахстане. Задуматься об этом отечественных юристов заставили масштабные террористические атаки, потрясшие страну, которые привели к огромным экономическим потерям и многочисленным человеческим жертвам.

Погромы бесчинствующей толпы, захват стратегически важных объектов, стрельба и поджоги, нападения на полицейских – всё это составляющие зловещего сценария, разыгранного в первые дни 2022 года в крупнейшем мегаполисе Казахстана. Попытки организовать теракты были предприняты и в других городах страны, но южная столица пострадала больше остальных.

– Граждане РК отстаивали свои политические права, причем отстаивали мирным путем. А террористы использовали эту ситуацию и устроили то, за что им заплатили, – массовые беспорядки, убийства, дестабилизацию ситуации и попытку государственного переворота. За такое преступление, я считаю, надо применять смертную казнь, во всяком случае для неграждан Республики Казахстан, – говорит декан юридического факультета КазНУ, профессор Даулет БАЙДЕЛЬДИНОВ. – Ведь, если гражданин другого государства приезжает в Казахстан, чтобы вести здесь террористическую деятельность, и, преследуя свои корыстные цели, убивает наших людей, это фактически захватчик, враг. Такие действия, я считаю, относятся к военным преступлениям и наказываться должны соответственно. Что касается террористов с казахстанским гражданством, их “под одну гребенку” мести нельзя. Важно с каждым случаем разбираться отдельно, не преследуя ничьих политических интересов.

Сейчас исключительную меру наказания в Казахстане не применяют. Долгие годы в стране действовал мораторий на смертную казнь, а буквально перед Новым годом от расстрела преступников отказались совсем.

– 29 декабря 2021 года в Казахстане соответствующим законом была закреплена полная отмена смертной казни. На мой взгляд, это актуальное политическое видение главы государства, и такое решение им данного вопроса надо рассматривать как крупное событие в истории нашей государственности и национальной правовой системы, – полагает доктор юридических наук, профессор Марат КОГАМОВ. – Наше уголовное право от этого ничего не потеряло, его превентивная роль и назначение ничуть не ослабли. В контексте последних дней за все совершенные деяния придется ответить. Не сомневаюсь, что все винов­ные лица получат суровые наказания, в том числе в виде длительных сроков лишения свободы, вплоть до пожизненного заключения.

Адвокат Анатолий УТБАНОВ тоже считает нецелесообразным возвращать в Уголовный кодекс высшую меру наказания. Правда, причина тому совсем другая.

– Радикальных исламистов казнь не остановит, для них это, видимо, будет одной из разновидностей мученической, праведной смерти на пути к Всевышнему. И тогда возникает вопрос: для чего эта смертная казнь? Экономический мотив – не кормить террориста или это государственная вендетта? В обоих случаях нужно учитывать и риск судебной ошибки, а с учетом качества нашего правосудия я бы предположил, что такие ошибки могут быть с высокой долей вероятности. Причем исправлять их придется посмертно. Иными словами, смертная казнь – это, скорее, удел государств с устоявшейся, качественной системой правосудия. А там, где система работает с обвинительным уклоном, лучше обойтись максимумом с лишением свободы, – делится мнением защитник.

Бывший член Конституционного совета РК Николай БЕЛОРУКОВ напоминает о международных обязательствах, которые взял на себя Казахстан.

– Мы же подписали Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, где предусматривается полный отказ от смертной казни в качестве уголовного наказания. Только-только мы соответствующие поправки в законодательство внесли, объявили об этом на весь мир, и тут же назад попятимся? Нас просто не поймут: что за шараханья такие? Тем более в РК есть мера наказания, практически сопоставимая по своей суровости со смертной казнью, – пожизненное заключение без возможности условно-досрочного освобождения, – поясняет юрист. – Думаю, предложение вернуть смертную казнь – это, скорее всего, эмоции после недавних трагических событий. Обсудить его можно, но не более. Но даже если мы сейчас восстановим исключительную меру наказания, ее всё равно невозможно будет применить к тем, кто участвовал в недавних беспорядках и совершал террористические акты. Потому что закон обратной силы не имеет. “Теневая армия экстремистов”: к чему привело слияние криминала и "религии" в Казахстане

– Мы не должны принимать решения исходя из того, что о нас подумают другие. Мы не можем всё время оглядываться на других! Мы должны исходить из реальности и принимать такие решения и законы, которые будут защищать и наших граждан, и наше государство, – настаивает адвокат Дмитрий КУРЯЧЕНКО. – По сути, в Алматы состоялась казнь невинных граждан – террористы расстреливали людей, как куропаток. Они осознанно расправлялись с нашими согражданами. Для таких головорезов и их заказчиков нужно вернуть смертную казнь. И очень надеюсь, что государство примет самые жесткие меры к ним и не будет искать козлов отпущения, создавая еще большее социальное напряжение, которое и побудило людей выйти на площади.

В Казахстане уже на самом высоком уровне признали, что детонатором трагедии стала тотальная коррупция. Из-за нее принимаются в работу заведомо провальные масштабные проекты, из-за нее бюджетные миллиарды утекают налево, малый бизнес чахнет, люди выходят на митинги, а некоторые, не видя перспектив, подаются в наемники.

– Теракты в данной ситуации – это следствие, а не причина. Поэтому, я думаю, есть смысл предусмотреть исключительную меру наказания не только за массовое неоправданное убийство людей, в том числе полицией и солдатами, но и за коррупцию. Она должна быть смертельно наказуема, особенно в высоких эшелонах власти и в судебной системе, где люди страдают оттого, что у них разрушают даже надежду на справедливость и унич­тожают доверие к государству, роняя в грязь его авторитет. Здесь, я думаю, должен работать суровый закон, как в Китае. Другого решения этой проблемы в нашей стране я не вижу. А так мы можем дискутировать и 100 лет, и 400, но в итоге ничего не изменится, – озвучил свое мнение Дмитрий Куряченко. И добавил: – Смертную казнь для преступников обычно отменяют в обмен на принцип гуманности. Но менять этот принцип на жизни невинных людей – неравноценно и не по-человечески.

Справка “КАРАВАНА”

По официальным данным, в результате массовых беспорядков в Казахстане погибли 164 человека, из них – 3 детей.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи