Где деньги, МОН?
Выглядит, как сюр, но, увы, в Казахстане это реальность. Учебный год только начался, а все уже на пределе: дети и мамочки впадают в истерику из-за поминутно срывающейся онлайн-учебы (в Сети гуляет много подобных видео), родители написали петицию и требуют вернуть традиционное обучение, а не цифровой суррогат. Юрист Жангельды СУЛЕЙМАНОВ также жаждет вернуть детей за парты, а заодно засудить минобр за некачественное образование.
К армии негодующих на этой неделе присоединились и депутаты мажилиса. Так, фракция коммунистов отмечает, что в нашей стране продолжают насаждать дистанционное обучение – в пику противоположным мерам в соседней России, странах Европы и даже в противовес рекомендациям ВОЗ.
– Требуем кардинально изменить подходы и перевести образование с дистанционного к обычному режиму, при соблюдении санитарных норм, – обратились к премьеру из КНПК в свежем запросе.
Поддержала коллег и фракция “Nur Оtan”. Депутат Джамиля НУРМАНБЕТОВА сообщила, что на создание электронных образовательных ресурсов, соответствующую подготовку педагогических кадров и обеспечение равного доступа к информационно-образовательным ресурсам за последние 9 лет было выделено свыше 72 миллиардов тенге, из них только 30 миллиардов – на внедрение системы электронного обучения E-learning, которую эксперты называют безрезультативной. Тем временем свыше 55 тысяч школьников проживают в 835 селах без Интернета и более 1 миллиона учащихся не имеют компьютеров.
Одни просят миллиарды, а другие лазают по деревьям
Продолжила тему фракция “Ак жол”, которая заявила о проверке финансовой деятельности МОН и призвала Асхата АЙМАГАМБЕТОВА к ответу.
– Все наши предыдущие сигналы об отсутствии Интернета в тысячах сел, о недостатке технического оснащения школ, об унизительных лазаниях родителей и учителей на крыши и деревья оказались правдой, а бодрые ответы чиновников – неправдой, – заявила депутат Дания ЕСПАЕВА и потребовала предоставить ответы об использовании выделенных с 2016 года из республиканского бюджета 28 миллиардов тенге – на приобретение мультимедийного оборудования для школ, обеспечение их скоростным Интернетом и подключение цифровых образовательных ресурсов, а также займа Всемирного банка 2017 года в 67 миллионов долларов – на проект модернизации среднего образования (5 тысяч школ собирались оснастить мультимедийным оборудованием). Дистанционное обучение: какими катастрофическими последствиями оно грозит нашим детям
Кстати, в июле текущего года МОН обратился к правительству за новым финансированием на 72,4 миллиарда тенге – для тех же целей! Тогда же акжоловцы задали главе ведомства резонные вопросы, что происходит. Однако не получили ответа и требуют отчета от министра Аймагамбетова сейчас. А от комитета финансового контроля минфина парламентарии ждут проверки использования средств, выделенных на цифровизацию образования и дистанционное обучение.
День сурка
Редакции “КАРАВАНА” тоже хотелось бы получить ответы от главы МОН на наше письмо по поводу ситуации вокруг более чем 8 миллиардов, которые ведомство запросило у Всемирного банка для оснащения сельских школ мультимедийным оборудованием (у вас тоже возникает ощущение дня сурка от частоты повторяющихся запросов минобру?) и закупа оборудования для создания 35 центров тестирования и ситуационного центра, хотя аналогичные центры компании “U-FUTURE” (бренд UStudy) уже успешно работают по всей стране. В прошлом номере газеты мы подробно рассказывали об этой ситуации.
После выхода нашей и других публикаций директор РГКП “Национальный центр тестирования” Дидар СМАГУЛОВ опубликовал в “Фейсбуке” пост, назвав происходящее очередной информационной атакой на минобр. Генеральный директор группы компаний “U-FUTURE” Олжас КУСПЕКОВ на это резонно заметил, что НЦТ не является государственным партнером по ГЧП и, соответственно, не уполномочен отвечать, поэтому компания ждет официального ответа от МОН.
Педагог, основатель инновационной школы, руководитель аналитического центра “PROBILIM ANALYTICS” Нурмухаммед ДОСЫБАЕВ называет нелепой привычкой минобра воспринимать любую критику в свой адрес как атаку, в то время как в обществе растет количество недовольных качеством образования.
– До сих пор нет официальной позиции МОН по ситуации. Но есть эмоциональный пост руководителя РГП в обвинительном тоне без подтверждающих фактов. Почему руководство МОН позволило сотруднику публиковать пост по вопросам не его уровня, не уполномоченного на подобные вещи? – прокомментировал нам эксперт ситуацию, которая, по его мнению, вскрывает болевую точку. – Государству очень сложно иметь партнеров, а само оно является ненадежным напарником. Поэтому Первый и действующий президенты определили новый курс – вовлечение бизнеса в управление страной через передачу тех функций, в исполнении которых государство неэффективно. И “UStudy” в свое время предложило ноу-хау, инновацию в вопросе справедливого прозрачного оценивания знаний, заключило договор ГЧП с минобром, что само по себе является большим сложным процессом. И, как говорят сами руководители компании, ни на момент подписания договора, ни сейчас на образовательном рынке не было альтернативного предложения.
Кстати, эксперт пригласил министра Аймагамбетова на открытые дебаты, но пока не получил ответа. А мы вспомнили, как ровно год назад на неформальной встрече с журналистами глава МОН обещал открытость в работе со СМИ…
От услуг решили отказаться
Уже после разговора с нами герои материала встретились на онлайн-площадке. Но на встрече вновь не было уполномоченных от минобра лиц!
По ее итогам генеральный директор “UStudy” сообщил нам, что получил ответ от председателя комитета дошкольного и среднего образования МОН Майры МЕЛДЕБЕКОВОЙ, где говорится: “Касательно распространяемой информации по оснащению 35 центров тестирования сообщаем, что в рамках проекта Всемирного банка “Модернизация среднего образования” на оснащение указанных центров финансирование не предусмотрено и никакие конкурсные процедуры на сегодняшний день не проводились”. А тестирование учителей возобновляют.
Подоспели и ответы от МОН на вопросы депутатов о займах от Всемирного банка. Директор департамента цифровой трансформации Канат КЕНБАЙ сообщил, что МОН от услуг Всемирного банка решил отказаться:
– Деньги, о которых было заявлено, предусматривались на приобретение компьютеров. Мы подали в министерство финансов документ об отказе в них. Правительство на данный момент выделило около 70 миллиардов тенге на приобретение компьютерной техники. Планируется приобрести около 500 тысяч компьютеров.
Ну а возвращение детей в школы возможно лишь после соответствующего разрешения главного государственного санитарного врача республики, сообщили в МОН.
В следующем номере “КАРАВАНА” читайте продолжение разговора с Нурмухаммедом Досыбаевым о том, почему в системе образования произошел крах и как можно выбраться из этого кризиса.
НУР-СУЛТАН