Опубликовано: 990

Цены стремятся в космос: почему чиновники их не держат

Цены стремятся в космос: почему чиновники их не держат Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Я живу в частном доме. С самого начала у нас была мечта: сделать этакий европейский вариант дворика с газоном, островками цветов и деревьями. Но этой весной я решила перекопать газон под грядки. И пусть на него я пару лет назад убила уйму времени и денег, но вы видели цены на капусту и морковь в супермаркетах?..

Как капуста стала на вес золота

Помните то золотое время, когда мы все поражались золотым огурцам и помидорам накануне Нового года? Потом особые гурманы еще иногда вздыхали над не менее золотыми майскими кабачками и баклажанами. Но всё это, согласитесь, изыски, без которых месяц-другой можно и прожить. А как исключить из рациона морковь или картошку? Или капусту?

Между тем именно борщевой набор уже год как демонстрирует наибольший рост цен. Казахстанский кабмин с этим ростом пытается бороться, но без особого успеха. Так, согласно официальным данным, капуста за год подорожала с 91 до 277 тенге за килограмм. По ощущениям – гораздо больше, но спецы Бюро нацстатистики в одну кучу мешают кочаны из стабфонда по 100 тенге за килограмм (попробуй найди их в реале) и капусту с базаров по 350 тенге за килограмм, которой в изобилии.

– Нынешняя цена капусты – это отголоски запрета на экспорт этого овоща в 2020 году. Дело в том, что капустой в Казахстане в основном занимаются южные регионы. Мы, северяне, серьезно уходим в обработку полей под картофель и морковь. У нас эта работа механизирована, и мы не можем за один год поменять культуру выращивания. А на юге ребята более мобильные: им нет разницы, что сажать руками: капусту, картофель, свеклу или другую культуру. Поэтому в их деятельность ни в коем случае нельзя вмешиваться. А наше правительство вмешалось, – объясняет глава Союза картофелеводов и овощеводов Кайрат БИСЕТАЕВ.

Согласен с тем, что чиновники просто отвадили фермеров от капусты пару лет назад, и аграрный эксперт Кирилл ПАВЛОВ.

Он надеется, что история больше не повторится, но отмечает: в ней надо тщательно разобраться и сделать соответствующие выводы.

– В 2019 году кто-то из фермеров что-то попробовал ради эксперимента, ему при затратах в 500–600 тысяч удалось на капусте выручить около 5 миллионов. Потому что россияне с поля капусту забирали по 250 тенге за килограмм. Об этом рассказал Шукеев, другие фермеры заинтересовались, и в 2020 году много хозяйств посадили весной именно эту культуру. Но минсельхоз об этом просто не знал, – подчеркивает Павлов.

По словам эксперта, вместо того чтобы считать посевные площади по космоснимкам, минсельхоз опирается на данные районных сельхозуправлений. А на юге в каждом районе – по несколько тысяч хозяйств. Все не то чтобы обойти – обзвонить сложно! Ну и нужны ли эти звонки от чиновников фермеру в разгар работ?

Поэтому на стандартный вопрос проверяющего, что посадил, фермер отвечает первое, что взбредет в голову. К примеру, люцерну. А по факту у него первый урожай – капуста, второй – дыня.

– Иногда фермеров обязывают самостоятельно вносить данные в электронную систему. Но разбираться с этой системой им некогда и не хочется, поэтому люди как попало выбирают категорию земли, как попало и возделываемую культуру. Снова искажение фактов! Ну и, наконец, на юге вся земля в субсубаренде, настоящий хозяин может и не знать, что с этой землей происходит на самом деле. Вот и получается такая путаница, – объясняет Кирилл Павлов.

В итоге получается стандартная для страны ситуация: сена с силосом, по отчетам, более чем хватает, а в аулах скот режут, потому что кормить нечем. Или капусты, по тем же документам, самим бы хватило, а фермеры ее потом на поле жгут. Решить проблему могли бы точный учет и наведение порядка в земельных вопросах. Но появились ли они – большой вопрос к профильным ведомствам.

Чиновники-рэкетиры

Была надежда на то, что новый урожай снизит цену и на белокочанную, и на корнеплоды, но молодые овощи лишь обновили максимум цен. Та самая капуста, с которой мы начали, теперь стоит 500 тенге за килограмм, а в супермаркетах – 625. И, судя по всему, тенденция на рост сохранится.

– Как можно снизить цену на овощи, если я покупаю удобрения в 2,5 раза дороже, чем год назад? О каком удешевлении может идти речь, если раньше я нанимал людей за 5 тысяч тенге в день, а теперь никто меньше чем за 7 тысяч работать не соглашается? И людей можно понять – всё дорожает, – в пух и прах разбивает последние мечты о дешевом борще Кайрат Бисетаев.

Зимой у овощеводов была надежда на форвардный закуп. Многих фактически обязали, обещая весной всё возместить дешевым кредитом на посевную, сдавать картофель, капусту, морковь и прочие овощи по дешевке в стабфонд.

Но сейчас на дворе май, фермерам на севере скоро сеять, а обещанного закупа всё нет.

– Третий год подряд мы говорим об одном и том же: дайте нам деньги сейчас, заключите договор форвардного закупа, зафиксируйте цены! СПК, акиматы, любые государственные или частные компании – нам всё равно, просто дайте денег нам сейчас. Я, как назойливая муха, пристаю к чиновникам минторговли и минсельхоза. Они говорят, что, да, надо что-то делать. Но никто ничего не делает! Наверное, хотят опять осенью действовать путем рэкета и заставлять снижать цены, – возмущается Кайрат Бисетаев.

Выговор против тюрьмы – выбор сделан!

Впрочем, нельзя сказать, что чиновники совсем уж ничего не делают. В середине апреля пригрозил строгими выговорами и иными наказаниями курирующим цены на социально значимые товары премьер-министр Алихан СМАИЛОВ. Как уверен глава правительства, в регионах надо активнее практиковать оборотную схему и довести ее финансирование до 100 миллиардов тенге. Согласно этой схеме, чиновники дают магазинам деньги для закупа продовольствия под 0,01 процента годовых. А торговцы должны как-то договариваться с фермерами о поставках продукции по ценам стабфонда. В Костанайской области отказываются продавать картошку, лук, морковь и капусту

А в конце прошлой недели о том, что в курсе сложных взаимоотношений чиновников, городских перекупщиков и фермеров, намекнул вице-премьер, министр торговли и интеграции Бахыт СУЛТАНОВ.

– По данным акимата города Алматы, заключен меморандум на поставку ранней капусты в объеме 550 тонн по 140 тенге от КХ “Сейлхан”. Однако крестьянское хозяйство не подтвердило акт проведения предоплаты, – обратился он к чиновникам во время очередного совещания по ценам.

И если вы думаете, что только в Алматы чиновники не могут довезти дешевый овощ до прилавков, то сильно ошибаетесь. В минторговли посчитали всё.

Оптом капуста с полей Жетысайского района Туркестанской области реализуется по 160–170 тенге. Доехав до Алматы, она подрастает до 190 тенге за килограмм. Плюсуем 15 процентов навара для магазина – итого: не более 220 тенге за килограмм. Но в магазинах города, как отметил Султанов, кочаны продаются по 280–400 тенге за килограмм, в зависимости от наглости продавца.

В Восточном Казахстане капуста должна стоить 240–250 тенге, а продается по 310. В Костанайской области оптом капуста продается по 205 тенге, а в розницу – по 412–500.

В общем, кто-то явно на овоще неплохо зарабатывает. Но это не фермеры.

Ненамного веселее ситуация и по другим ключевым позициям.

По данным минторговли, южные регионы уже готовы продавать раннюю картошку оптом по 150 тенге за килограмм, и надо следить за тем, чтобы розничные торговцы не сильно наглели.

А еще, как напомнил вице-премьер, у акиматов имеется список фермеров, готовых заключить контракт с обязательством на поставки осенней сельхозпродукции с октября 2022-го по май 2023 года по цене 110 тенге – с учетом хранения. Но ни один регион пока таких контрактов не заключил.

Поэтому Бахыт Султанов поручил акиматам Павлодарской и Карагандинской областей обновить эти списки. А акиматам Жамбылской, Туркестанской и Алматинской областей внести предложения производителям для заключения форвардных контрактов на осенние лук и капусту. Может, хоть так остальные акимы поймут намек…

Впрочем, как считает глава Мясного союза Асылжан МАМЫТБЕКОВ, идея с форвардным закупом овощей обречена на провал.

“Кто рискнет раздавать бюджетные средства фермерам под договоры будущего урожая, когда даже банки и Каз­Агро не рискуют это делать? Обеспечений по выполнению своих обязательств против денег, конечно, у фермеров почти нет. В случае непоставки товара и/или невозврата средств, еще какого-либо эксцесса с бюджетными деньгами (неурожай, засуха, наводнение и прочие риски) высокую ответственность и альтруизм работников СПК по осени с радостью оценят лишь доблестные правоохранители. Поэтому работникам СПК проще и безболезненнее получить выговоры за бездействие, чем идти на поводу призывов/лозунгов и проявлять активность и брать личную ответственность на этом фронте. И их можно понять!” – написал на своей странице в Facebook бывший глава минсельхоза.

А раз так, не видать нам более дешевых овощей, если они не выращены на собственном огороде. Ну а тем, у кого огорода нет, остается только посочувствовать.

Нур-Султан

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи