Опубликовано: 42100

«Врачи делают вид, что лечат, учителя – что учат» – эксперт о последствиях нечитающего Казахстана

«Врачи делают вид, что лечат, учителя – что учат» – эксперт о последствиях нечитающего Казахстана Фото - sci-hit.com

Сможет ли Казахстан стать читающей страной, и что для этого необходимо сделать?

Авторы отечественного издания qmonitor.kz опубликовали статью под заголовком «Казахстан – страна, где не читают книги, обходят стороной театры и музеи», где привели довольно удручающую статистику: среднестатистический житель нашей страны за весь 2019 год потратил на приобретение книг 702 тенге, или 1,9 доллара по тогдашнему курсу. Цифра сама по себе выглядит крайне мизирной, а по сравнению с показателями других государств – катастрофически низкой. 

На прошлой неделе Caravan.kz приводил мнение экспертной среды на этот счет. Специалисты сошлись во мнении, что казахстанцы, действительно, потеряли интерес к чтению. Одни назвали ситуацию критичной, другие же не спешили давать тревожных прогнозов на этот счет.

Нашим сегодняшним экспертом в этой теме выступила директор издательского дома «Көкжиек-Горизонт» Наталья Новосельцева.  

- Наталья Владимировна, насколько, на ваш взгляд, справедлив и правдив тезис о том, что казахстанцы – нечитающая нация?  

- Этот вопрос падает камнем на сердце…Согласна… Казахстанцев называть читающей нацией пока рано… Приведенные статистические данные о рекордно низких тратах наших сограждан на книги, музеи, театры, действительно, говорят о многом. Мы разместили эту статью в нашей группе «Читающая нация» в Facebook. Сразу был отклик. Приведем некоторые комментарии.

 
 

 

Кто-то соглашается, кто-то пишет: нет, мы читаем, ни дня без книги… Проблема серьезная, замалчивать ее никак нельзя. Безусловно, слова "чтение" и "культура" тесно связаны. А культура уже сейчас вытесняется массовой культурой: чтиво, тусовки, флешмобы, киносеансы, вечеринки… В период пандемии место книг занимают просмотры фильмов по подписке, посты в соцсетях, которые порой скатываются до откровенной травли одного многими, - ответила наша собеседница.

- В чем, на ваш взгляд, причина столь удручающей статистики? Почему чтение стало непопулярным? Это вопрос поколений и смены интересов? Это связано с тем, что сейчас огромные потоки информации можно получить через интернет в любом удобном виде? Или же можно выделить и другие факторы?

- Все перечисленные Вами причины действительно имеют место. Давайте про другие факторы. Во-первых, нет примера для подражания. С кого наши дети берут пример? С родителей. А родители не читают. Во-вторых, антикультура. Это тиктокеры с дешевой популярностью, перепевки инстасамки из Инстаграма и прочая шелуха. Молодой человек или подросток пока не понимает, какое влияние на него оказывает этот шквал антикультуры.

- Часто ли Вам приходится работать с детьми, подростками, молодым поколением? Что вы можете сказать об их тяге к чтению и просвещению, об их читательской грамотности и способностях анализировать материал?

- До 2020 года я работала в школе учителем начальных классов. Мне удавалось прививать детям любовь к чтению. Есть так называемая методика Н. Зайцева: жужжащее чтение на каждом уроке, зрительные диктанты и много других приемов. Плюс учитель, который читает с детьми какую-то свою книгу. Родители часто благодарили меня: дети не расстаются с книгами, постоянно что-то читают. Среди моих учеников даже поэт есть – Адамов Далер. Поэтому со всей ответственностью могу сказать, что от учителя многое зависит. И в наших непростых условиях можно закладывать в детях культуру чтения, и начинать это надо с первого класса. С родителями тоже надо работать, дети берут пример с родителей. Если ребенок видит отца или мать с книгой в руках, то и ему захочется читать. Анализировать прочитанное тоже учат в школе, но и дома надо говорить с ребенком о прочитанной книге.

- В вышеприведенной статье отмечается, что пополнение интеллектуального и духовного багажа, расширение кругозора являются важными условиями повышения конкурентоспособности как отдельных индивидов, так и нации в целом. Как сильно мы можем проиграть в этом плане, если стагнация по части чтения будет продолжаться и далее?

- Ну, это классика жанра. Нечитающие люди не умеют анализировать и интерпретировать информацию, как результат, они сильнее подвержены влиянию извне, той же пропаганде. Они не могут критически мыслить, боятся брать ответственность на себя, убеждены в своей безнаказанности, легче совершают безнравственные поступки, не стремятся к образованию и культуре. В результате мы имеем неквалифицированных, некомпетентных специалистов: врачи делают вид, что лечат; учителя делают вид, что учат; менеджеры создают имитацию деятельности и т.д. В житейском плане: рушатся семьи, конфликты на бытовой почве, неумение договариваться, неумение любить и прощать.

- Пожалуй, самый главный вопрос: как нам выбраться из этого застоя, и каковы пути решения?

- Все, кто в этой теме, понимают, что проблема стоит очень остро, и предлагают разные пути решения. В 2020 году стартовал проект «Читающая школа, читающая нация». По нему школьные библиотеки пополнились книгами. Но, как издатель, я со всей ответственностью заявляю, что выпускать художественную литературу в Казахстане крайне невыгодно. Это касается и литературы для детей. Затраты большие, окупаемости практически нет. Есть выход: необходимо государственное субсидирование тех издательств, которые выпускают художественную литературу.

Еще один момент, который тормозит формирование читательской грамотности в школе – это типовая учебная программа по предметам «Литературное чтение», «Литература». До 2016 года литературу в школе изучали классическим академическим способом: сначала фольклор, устное народное творчество, затем сказания, былины, легенды, затем памятники древней литературы (куда, кстати входили и Коран, и Библия), затем литературные памятники средних веков, затем классическая литература XIX-XX веков. То есть ученики видели, как и через какие произведения происходило становление и развитие литературы. Сейчас в школе изучают странный набор произведений. Например, книга, которая есть на фото: В. Тублин «Гонки в сентябре». Мне она была абсолютна неизвестна до тех пор, пока это произведение не появилось в программе для учеников с нерусским языком обучения. Я очень долго искала эту книгу просто из любопытства: за что, за какие заслуги вставили в нашу программу это произведение, написанное в 1978 году? Купила ее только в Санкт-Петербурге. Полное разочарование. Очень сложная книга, с учетом, что ее надо читать школьникам, у которых родной язык казахский.

Поэтому выход из ситуации я вижу в полном пересмотре типовых учебных программ по литературе. Что, впрочем, уже делается Министерством образования и науки. Только надо, чтобы это не было, как сейчас говорят, «обновление обновленки», нужны действительно новые программы, составленные нашими учеными и педагогами. А если мы хотим показывать хорошие результаты в исследовании читательской грамотности, то во все новые программы надо закладывать цели PIRLS (с 1 по 4 класс) и PISA (с 5 по 8 класс).

- Возможно, Вы могли бы поделиться каким-то универсальным «рецептом» просвещения касательно объемов и жанров литературы, который будет полезен абсолютно каждому?

- Есть несколько советов. Никогда не заставляйте ребенка читать. Только мотивировать: сходить с ним в магазин, пусть сам выбирает книгу. Если подросток 12-14 лет, и у вас есть дома библиотека книг, можно предложить ему прочитать: «Вот это прочти, интересно, вот эта книга супер, я ее за вечер прочитала, а вот эту книгу тебе еще рано читать…» Специально так скажите, например, про книгу «Три мушкетера» или про «Приключения Тома Сойера». Вот увидите, подросток обязательно возьмет что-то из рекомендованных, а когда вас не будет дома, будет читать и то, что «еще рано».

Универсальный рецепт: читать в своем темпе свои книги. Например, мой отец любил книги про Великую Отечественную войну и современные детективы. Мне интересно читать стихи. На фото подборка книг, которые я купила за последнее время. Рекомендую и детям, и взрослым прочитать стихи Ескена Елубаева. В них такая ирония и такая любовь к детям, читаю и перечитываю. Бахыт Каирбеков «Многоточие. Стихотворный пэчворк» - рекомендую, тут и проза (из дневника), и стихи, стихи хорошие, глубокие.

Каков объем чтения? Мне кажется, минимум 50-100 страниц в день спокойно можно прочитать. Книги ведь разные по объему. Очень многие говорят, что важно не то, как много ты прочел, а качество и содержание книги. Поэтому советуют читать книги для личностного роста, или о том, как заработать и стать богатым. А мне вот кажется, что классическая литература – это, как говорят, то, что доктор прописал. Классическую литературу читать надо. Иначе не сформируется грамотная речь. А если не умеешь грамотно и красиво говорить, то и личностный рост автоматически застопорится. Еще советую детям: стихи учить, учить наизусть и рассказывать, рассказывать вслух, участвовать в конкурсах чтецов. Баратынский, Пушкин, Есенин, Асадов - стихи этих поэтов мы учили, и многие я помню до сих пор. 

У каждого – свой рецепт, как стать читателем. Универсальный один: ни дня без книги! подытожила Наталья Новосельцева.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи