Опубликовано: 6700

В какие сферы уходит основная часть бюджета Казахстана

В какие сферы уходит основная часть бюджета Казахстана Фото - Открытые источники

Комитет государственных доходов (КГД) добился взрывного роста налогов: за 9 месяцев было собрано на 6,4 трлн тенге сверх плана, говорится в обзоре консолидированного бюджета (КБ) РК, подготовленном Аналитическим центром Ассоциации финансистов Казахстана (АФК).

Налоги и сборы

Более высокие цены на нефть и курс тенге относительно заложенных в бюджет ориентиров (90 долларов за баррель и 460 тенге за доллар) в сочетании с положительной динамикой экономического роста позволили обусловили значительное улучшение налоговых поступлений, сообщает медиа-портал Caravan.kz.

За январь-сентябрь 2022 г. было собрано 15,4 трлн тенге налогов, что на 71 %, или 6,4 трлн тенге выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Более половины (51 %) прироста приходится на отчисления в Нацфонд, в частности, по НДПИ (+1,1 трлн тенге), КПН (+1 трлн тенге) и доле РК по разделу продукции (+0,6 трлн тенге). Таким образом, за 3 месяца до окончания года исполнение плана (на 2022 г.) по налоговым сборам составило 86 % в сравнении с 76 % годом ранее.

Всего в 2022 году КГД надо собрать 18 трлн тенге налогов. Но, очевидно, этот план будет перевыполнен.

«Три кита» консолидированного бюджета (нефть, курс и экономическая активность) обеспечили взрывной рост налоговых поступлений в КБ. Это позволило выровнять баланс консолидированного бюджета, а также снизило необходимость дальнейшего увеличения долгового бремени, в особенности с учетом более высоких ставок в системе.

Исполнение плана по привлечению займов упало до 65 % в сравнении с 76 % в аналогичном периоде прошлого года. Для исполнения плана до конца года Минфин должен привлечь 1,6 трлн тенге, что выглядит малореалистично.

Расходы бюджета

Расходы консолидированного бюджета выросли на 19 %, или 2,7 трлн тенге – до 16,9 трлн тенге, превышая доходную часть на 10 %, или 1,5 трлн тенге.

Основная часть прироста (59 %, или 1,6 трлн тенге) приходится на три статьи: образование (+652 млрд тенге), обслуживание и погашение долга (+648 млрд тенге), социальная помощь и обеспечение (+308 млрд тенге).

Для финансирования дефицита бюджета было привлечено займов на 3 трлн тенге при годовом плане привлечений 4,6 трлн тенге (исполнен на 65 %).

Очевидно, что в условиях, когда налоговые поступления превышают прогнозы, а процентные ставки высоки, план по привлечению займов на текущий год может быть не исполнен.

Тем не менее доля расходов на обслуживание и погашение займов все так же растет благодаря росту ставок и увеличению заимствования. Так, за 9 месяцев 2022 года этот показатель вырос до 15,7 % от всех расходов КБ, в сравнении с 14,0 % годом ранее. Среднегодовой темп расходов по этой статье за последние 4 года составляет 30 %. При этом львиную долю в расходах по-прежнему занимает соцсфера (соцобеспечение и помощь, здравоохранение, образование, культура и спорт) – 50 %, или 8,4 трлн тенге.

Планы и прогнозы

АФК видит и положительные стороны от работы правительства в 2021-2022 годах. Был принят ряд изменений в бюджетном законодательстве. Часть налогов и платежей перешла из республиканского в местные бюджеты. Регионам были переданы поступления КПН от малого и среднего бизнеса. Это привело к быстрому росту количества МСБ в стране, занятости в секторе и доли в ВВП страны.

По итогам трех кварталов 2022 года число действующих предприятий МСБ выросло на 300 тысяч, или на 21 процент по сравнению с началом года. В то же время число занятых в секторе по итогам первого полугодия выросло на 250 тысяч (+7%) и составило 3,8 млн человек. На этом фоне неудивительно, что валовая добавленная стоимость МСБ по итогам первого полугодия выросла на 31 % – до 14,3 трлн тенге. Для сравнения, в аналогичном периоде прошлого года показатель составлял 10,9 трлн тенге. Таким образом, стимулируется развитие регионов и повышается их финансовая самостоятельность

Проект бюджета на 2023 год предусматривает снижение роста расходов республиканского бюджета с 12 % за 2021 год до 3 % из-за введения в действие бюджетного правила (ограничивает изъятия из Нацфонда и рост расходов). Исполнение таких параметров позволит сократить ненефтяной дефицит бюджета до 6,8 % от ВВП c ожидаемого показателя в 10,2 % в текущем году. Далее - до 5,9 % в 2024 году и до 5,3 % в 2025 году. Другими словами, работа по выравниванию хронического дефицита бюджета ведётся, и очень важно, чтобы заявленные параметры расходов в прогнозе социально-экономического развития на 2023-27 годы исполнялись.

Высокий риск рецессии мировой экономики на фоне глобального повышения ставок делает ориентиры по ценам на нефть (85 долл. за баррель) и курсу USD/KZT (470) на 2023 год мало возможными. Это приведет к тому, что бюджетное правило и объёмы изъятий из Нацфонда (-1,4 трлн тенге) могут быть неисполнимы. Причина этого - рост социальных расходов и льготное кредитование. Такие расходы приводят к увеличению потребительского спроса, росту денежной массы и, как следствие, к более высокой инфляции и долговой нагрузке на бюджет.

Одновременно мировая экономика замедляется. Это тоже будет создавать проблему снижения поступлений в бюджет в 2023 году. Так, например, МВФ в октябре снизил прогноз мировой экономики в 2023 году до 2,7 % с 2,9 %, ожидавшихся в июле.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи