Опубликовано: 7700

"НПЗ обанкротятся в течение 4 месяцев": запрет на вывоз дизтоплива из Казахстана приведет к его дефициту

"НПЗ обанкротятся в течение 4 месяцев": запрет на вывоз дизтоплива из Казахстана приведет к его дефициту Фото - Айгуль Акыбаева

Половина мини-НПЗ Казахстана встанут, а затем обанкротятся в течение 3-4 месяцев. Причиной этого станет запрет на вывоз бензина, дизельного топлива и других видов нефтепродуктов, считают предприниматели.

1 февраля начинает действовать совместный приказ министерств энергетики, финансов, внутренних дел и КНБ РК о вводе запрета «сроком на шесть месяцев на вывоз с территории Казахстана автомобильным транспортом» ГСМ. В список попали почти все виды нефтепродуктов, кроме мазута. Это ставит под вопрос саму работу НПЗ.

- Наш НПЗ перерабатывает 800 тонн нефти в день. Из каждой тонны сырья у нас выходит 600 кг мазута и около 400 кг остальных видов продукции. За 10 дней я забью все свои резервуары готовыми нефтепродуктами, и встанем, - рассказал «Каравану» директор ТОО «Актобе нефтепереработка» Берикжан ДАРБЕКОВ.

Цель совместного приказа – нормально обеспечить село во время будущей посевной компании. Но, скорее всего, произойдет обратное: дизтоплива будет не хватать еще больше.

- В прошлом месяце мы - НПЗ «Mangystau Oil Reforming» - произвели 4 тысячи тонн дизтоплива. Потребность Мангыстауской области - примерно 12 тысяч тонн ДТ в месяц. Значит, НПЗ покрыло примерно треть потребности. При переработке нефти нельзя производить только дизтопливо. Неизбежно будут выходить и другие продукты. Как раз те, которые попадают под запрет на вывоз: печное топливо, нафта, судовое топливо и прямогонный бензин. На внутреннем рынке спроса на эти продукты нет. Значит, придется приостановить все производство. Что приведет к дефициту топлива в нашем регионе. И тогда цели приказа не будут достигнуты, - рассказал представитель ТОО «Mangystau Oil Reforming» Абдыманап ИСАБАЕВ. - Мы не против запрета на вывоз ДТ. Но зачем запрещать вывозить нефтепродукты, которые никто не покупает в стране?

И так будет по всем регионам, где работают мини-НПЗ.

Сегодня в Казахстане работает более 35 нефтеперерабатывающих заводов малой мощности. Большая часть из них работает еще со времен СССР. Уже тогда крупным НПЗ было неудобно работать с тяжелым сортами нефти, загрязненными водой, серой и песком. Чтобы получить пригодное для дальнейшей работы сырье, нефть надо было его очистить и подготовить. В итоге в районах, где добывали неудобную нефть, ставили такие «самовары», которые готовили полуфабрикат: прямогонный мазут, нафту, бензин, растворитель, печное топливо. В дальнейшем эти продукты шли на дальнейшую переработку: из мазута делали керосин и битум, из нафты – бензин и так далее. Мини-решение большой проблемы

Мощность их совсем небольшая: по разным данным, все эти «самовары» могли переработать от 300 тысяч до 1 млн тонн нефти в год. В 2021 году они переработали, по данным СМИ, до 3 процентов всей нефти страны. Да еще и с низкой глубиной переработки: 25-35 процентов. Для сравнения, мощность сравнительно небольшого Атырауского НПЗ составляет 5,5 млн тонн нефти с глубиной переработки 87 процентов.

Казалось бы, работайте вместе: малые заводы подбирают то, что не могут взять другие, перерабатывают сырье в полуфабрикат и передают его крупным НПЗ для дальнейшей переработки. Это поднимет и глубину переработки, и позволит получить больше топлива. Но не все так просто.

- Не берут. Не могут технологически. Мы писали много писем с предложением закупать наши нефтепродукты как сырье. Но в своих ответах крупные НПЗ отказываются. У них у самих затоварка. И нашими объемами им невыгодно заниматься, - объяснил глава ТОО «Актобе нефтепереработка». - АНПЗ находится недалеко от Актобе. Мы согласны давать наше судовое топливо как сырье для производства дизеля. Нет. Не подпускают. Они не хотят получить нас как конкурентов на рынке.

Сегодня свои нефтепродукты НПЗ продают на экспорт. В основном для дальнейшей переработки: топливо, которое они получают, максимум соответствует стандарту Евро-3, тогда как по нормам Евросоюза и ЕАЭС можно использовать, как моторное, топливо стандарта Евро-5 и Евро-6. Поэтому запрет на вывоз они воспринимают очень болезненно.

На каждом таком заводе работает 150-200 человек. Плюс 200-250 человек в сервисных компаниях, обслуживающих НПЗ. Так что закрытие отрасли будет стоить работы более 15 тысячам граждан Казахстана.

С другой стороны, модернизировать свое производство они не могут из-за низкой прибыльности: небольшая глубина переработки не позволяет производить дорогие виды топлива. Поэтому все перспективы НПЗ теперь будут связаны с тем, какое решение примут в Министерстве энергетики и правительстве страны. Чтобы хоть как-то защитить свои интересы, руководители НПЗ решили объединиться в отраслевую ассоциацию.

- Запрет на вывоз нефтепродуктов экономически не обоснован. Первое, что мы хотели бы донести – продлить срок рассмотрения приказа, так как позиция индустрии не была выслушана, - считает председатель Ассоциации палат юридических консультантов «Казакстан зан-кенес» Фарид АЛИЕВ. – На обсуждение приказа было выделено слишком мало времени – с 24 января по 31 января. То есть отсутствует должная экспертиза документа. Не прошли согласование экспертизы. Это все наводит на мысль, что решение был принято заранее. Поэтому более 30 НПЗ пришли к решению создания единой ассоциации НПЗ малой мощности для защиты их интересов.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи