Зачем министр образования Казахстана просит 9 миллиардов у Всемирного банка на открытие центров тестирования, если аналогичные структуры уже успешно работают по всей стране? Причем делает это в разгар кризиса, когда каждый тенге на счету (а возвращать заемные средства бюджет будет из наших с вами денег), и в начале учебного года, когда перед ведомством стоят куда более актуальные задачи, в первую очередь – обеспечение полноценным онлайн-обучением.
Лобби в лоб
В рамках проекта Всемирного банка "Модернизация среднего образования РК" МОН запросил 8 миллиардов 74 миллиона 880 тысяч тенге на оснащение сельских школ мультимедийным оборудованием и закуп оборудования для создания 35 центров тестирования и ситуационного центра.
О планах ведомства в коллективном письме нашей редакции сообщили педагоги и сотрудники группы компаний "U-FUTURE", работающей под брендом UStudy (под обращением стоит 264 подписи). Именно эта компания привлекла более 4,2 миллиарда тенге и открыла 20 региональных центров тестирования, которые централизованно управляются из единого ситуационного центра, расположенного в РГКП "Национальный центр тестирования" МОН.
В ближайших планах – расширение инфраструктуры до 53 центров по всей стране, с охватом моно- и малых городов, всех крупных районных центров, отдаленных сельских местностей. На это привлекают еще 1,5 миллиарда тенге частных инвестиций.
– Просим вас детально разобраться, чьи интересы лоббирует МОН через многомиллиардный проект, который 100-процентно дублирует уже созданную и эффективно действующую общеказахстанскую сеть центров тестирования, – обращаются авторы письма к Президенту, премьер-министру, Агентству по противодействию коррупции и другим госорганам.
Статус "всё сложно"
На портале caravan.kz мы опубликовали письмо полностью, а также напрямую обратились к министру Аймагамбетову с вопросами, почему МОН продвигает заведомо ненужный и обременительный в финансовом плане проект. Ответа наша редакция до сих пор не получила. Как не получил его и генеральный директор группы компаний "U-FUTURE" Олжас КУСПЕКОВ.
– Выступая на этой неделе с Посланием, Президент поручил разработать единую онлайн-платформу для дистанционного обучения. С начала эпидемии коронавируса учителя, ученики и родители днем и ночью напролет вынуждены сидеть в WhatsApp, заявил глава государства. Я подтверждаю это и как отец, и как глава образовательной компании – педагоги и родители в регионах, с которыми мы на постоянной связи, говорят: всё сложно, ничего не работает!
То есть после весеннего дистанционного обучения МОН не сделал выводов и не подготовился к началу учебного года!
Да, регионам предоставили частные платформы, но они не справляются с поставленной Президентом задачей – полноценным учебным процессом, – рассказывает Олжас Куспеков. – А поручение Президента о "слышащем государстве" министерство игнорирует: от него не последовало реакции – ни письменной, ни устной – по вопросу займа для открытия центров тестирования. А поддержали нас бизнесмены, депутаты, Нацпалата предпринимателей и СМИ.
От Всемирного банка мы получили подтверждение, что МОН действительно инициировал закуп оборудования для открытия центров тестирования. Согласно внутренним процедурам банка, их направили в минфин, чтобы МОН убедил их, а уже минфин должен отправить официальное письмо во Всемирный банк с обоснованием необходимости займа для страны. В каком статусе вопрос закупа оборудования сейчас, нам неизвестно, – сообщает Куспеков.
Кому экономия, кому – недополученные средства
Глава UStudy рассказал о том, с какими еще палками в колесах своей деятельности сталкивается компания.
– С весны МОН откладывал проведение национального квалификационного тестирования учителей по неизвестным для нас и педагогов причинам. Хотя министр обещал, что за лето всех учителей протестируем, и с 1 сентября они смогут получить надбавки к зарплате.
Свое слово Асхат Аймагамбетов не сдержал. Хотя мы составили график проведения тестирования, отправили его на согласование МОН, как того требуют наши обязательства. Но нам до сих пор не передали базу тестовых заданий, чтобы мы начали тестирование, которое должно проходить дважды в год. В октябре или хотя бы до конца года нам надо протестировать порядка 200 тысяч учителей, чтобы с 1 января они смогли получить надбавки, – говорит Олжас Куспеков.
Здесь стоит пояснить, что до ноября 2019 года казахстанские педагоги проходили письменный тест на подтверждение квалификации. А после того, как МОН (в лице Национального центра тестирования) подписал с "U-FUTURE" договор государственно-частного партнерства (ГЧП) на 10 лет, всё перешло в электронный формат.
Под брендом UStudy проводятся три экзамена: национальное квалификационное тестирование (НКТ), внешняя оценка уровня достижений высшего и среднего образования.
– Деньги выделяются МОН в Наццентр тестирования по двум направлениям: разработка тестовых заданий и проведение экзамена. Но всю имеющуюся у нас инфраструктуру для проведения всех видов государственных экзаменов в сфере образования мы предоставляем безвозмездно. Все расходы по содержанию зданий и оборудования, выплате зарплаты сотрудникам и другие операционные расходы, связанные с тестированием, берем на себя.
Благодаря этому в прошлом году мы сэкономили для республиканского бюджета 170 миллионов тенге, которые они должны были вернуть в казну. Надеюсь, они это сделали.
В этом году даем экономию порядка 300 миллионов тенге. В последующем планируем довести сумму экономии до 1 миллиарда. Понятно, что в этой ситуации какая-то часть денег не проходит через структуры МОН, подведомственные организации, кто-то недополучает деньги, – говорит Олжас Куспеков.
"Разводящих" – на выход, тесты – на проверку
– Всю статистику по результатам тестирования учителей мы вывели в онлайн. Если раньше минимальный порог проходили 80 процентов педагогов, то с нашим приходом на рынок этот показатель не превышает 50 процентов. Мы полностью исключили человеческий фактор во время и после тестирования, а прозрачность процедуры обеспечивается видеокамерами над каждым участником и общим видеонаблюдением, – продолжает представитель UStudy.
– Серверы передали в безопасную зону, сам процесс тестирования идет автоматически, результаты сразу выходят в онлайн. То есть "развести" экзамен теперь невозможно! Хотя ежедневно наших сотрудников в регионах и центре просят о помощи: чиновники – через управления образования, МОН, акиматы, а сотрудники прокуратуры, Антикора пугают, – рассказывает Олжас Куспеков.
Между тем сам факт непрохождения половиной учителей порогового уровня свидетельствует о комплексе проблем.
– Педагоги оцениваются по двум параметрам: знание педагогики и психологии, профильного предмета. Но даже для хороших практиков со стажем, заслуженных педагогов сдача первой части становится проблематичной – из-за обновленных требований.
Со своей стороны мы бесплатно обеспечиваем учителей онлайн-литературой, проводим вебинары, в телеграм-канале – викторины по педагогике, чтобы восполнить эти пробелы в теоретических знаниях, но эту проблему нужно решать системно, – уверен собеседник "КАРАВАНА" (кстати, магистр педагогики).
А существующие курсы переподготовки и повышения квалификации не ориентированы на результат и носят общий характер, считает Куспеков:
– Они неэффективны, но на них по-прежнему тратятся бюджетные деньги! Немало вопросов и к разработчикам тестов – это те же учителя, но они не являются тестологами – специалистами в области педагогических измерений. Как следствие – качество тестовых заданий очень низкое, до сих встречаются бракованные вопросы с ошибками, а тесты на государственном языке – это прямой перевод тестов с русского языка, которые теряют исходный смысл! Но министерство не реагирует на эту проблему. Недоученное поколение. Как коррупция уничтожает казахстанскую школу
Честная нация – здоровая нация
– У читателей может возникнуть впечатление, что мы подняли шум из-за возможных потерь денег и места на рынке в связи с планами минобра. Но на платной основе мы проводим только добровольное пробное и повторное тестирование учителей (если педагог не набрал пороговый уровень, в течение года он может повторно сдать тест на платной основе). НКТ учителя сдают бесплатно.
А зарабатываем мы на коммерческих направлениях: подготовка школьников к ЕНТ, поступлению в НИШ и другие учебные заведения, онлайн-репетиторство; проводим тесты TOEFL и другие; есть курсы обучения промышленной, пожарной безопасности, охране труда.
Хочу подчеркнуть – в проект тестирования педагогов мы пришли с целью поменять сознание населения, госорганов, самих учителей.
Они понимают, что нет возможности списать, использовать телефон, шпаргалку. Так мы приходим к принципам академической честности, а это уже шаг к формированию антикоррупционного сознания у воспитанников педагогов и в целом их окружения, в дальнейшем – к искоренению бытовой коррупции в обществе. Так мы станем здоровой нацией, – говорит Олжас Куспеков.
Сейчас UStudy ждет обратной связи и выполнения обязательств от минобразования в рамках подписанного на 10 лет проекта ГЧП.
– Если МОН откажется это делать, мы будем вынуждены обращаться в межведомственную комиссию ГЧП и в целом действовать в рамках существующей законодательной базы для защиты своих прав, – сообщил нам в завершение разговора гендиректор группы компаний "U-FUTURE".