Запрет на финансирование иностранцев из бюджета: из чьего кармана теперь будут платить легионерам - Караван
  • $ 504.49
  • 587.73
-3 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Запрет на финансирование иностранцев из бюджета: из чьего кармана теперь будут платить легионерам

Запрет на финансирование иностранцев из бюджета: из чьего кармана теперь будут платить легионерам

Футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, футзал, регби, гандбол... Все эти виды спорта в Казахстане объединяет одно.

  • 8 Апреля
  • 11061
Фото: GigaChat

А именно — ситуация, в которой профессиональные команды окажутся после вступления в силу закона о запрете на оплату труда спортсменов-иностранцев из государственных и негосударственных средств. Корреспондент Caravan.kz вместе с экспертами подготовил лайфхак для функционеров казахстанских клубов, финансируемых за счет государственного бюджета и квазигосударственного сектора по привлечению спонсоров.

В Казахстане спортсмены-легионеры из-за рубежа в скором времени не смогут получать финансирование из государственного бюджета. Если они хотят играть в отечественных командах, их расходы должны покрываться только спонсорами или частными инвесторами.

Этот важный законопроект принят для создания условий, при которых деньги госбюджета и квазигоссектора будут расходовать исключительно на казахстанских спортсменов, развитие местных специалистов. Попутно разработчик законопроекта, уже утвержденного Мажилисом и Сенатом, намерен стимулировать привлечение частных средств в спорт. Другой вопрос, захотят ли частные спонсоры вкладывать свои кровью и потом заработанные деньги в футбольные, баскетбольные, волейбольные и так далее клубы в Казахстане в их нынешнем состоянии.

Не секрет, что подавляющее большинство казахстанских клубов в игровых видах спорта находятся на балансе акиматов областей и городов, в некоторых случаях получают деньги из квазигосударственного сектора. Именно они и почувствуют на себе влияние нового законопроекта, как только он вступит в силу. По мнению опрошенных экспертов, прибывших на Meta Sport Forum в Алматы, госфинансирование профессиональных клубов привело сегодня к тому, что руководители многих команд больше заинтересованы в освоении бюджета, а не в поиске инвесторов, зарабатывании денег, улучшении маркетинга и взаимодействии с болельщиками. Главным показателем были хорошие взаимоотношения с руководством в лице руководителя региона, спонсирующего команду.

Около полугода назад, когда Министерство туризма и спорта впервые презентовало законопроект о запрете финансирования легионеров, руководители содержащихся за счет бюджета команд попытались-было начать поиск спонсоров, но их предложения оказались не интересны бизнесу, для которого важно не просто присутствие логотипа на форме команд, но и то, что скрыто от глаз общественности.

«На самом деле, такие слова, как эффективность, критерии оценки остаются немного за бортом. Безусловно, мы понимаем и берем за базу как специалисты, что эффективность измеряется в конкретных цифрах. Условно, это охват, стоимость контакта, количество публикаций, изменения в здоровье бренда, которые измеряются в узнаваемости бренда, top of mind, то есть, обычные элементы маркетинга. Нужен диалог, в итоге которого наступит понимание, что хотят бренды от спортивных организаций и наоборот», — сказал директор по маркетингу букмекерской компании Юрий Матиюн.

Он пояснил, что в идеале лишь половина спонсорских средств должна уходить на нужды поддерживаемой федерации или клуба, а вторая половина бюджета — на совместный маркетинг, договор предусматривает бюджет, который идет на совместное развитие обоих брендов в синергии.

В Казахстане есть немало компаний — как местных, так и представительств зарубежных, которые с большим удовольствием вкладывают в спорт. Но пока их интересуют в основном социальные проекты. Так, например, представительство известного автомобильного бренда поддержало обновление баскетбольной площадки в Актау.

«Мы не ожидаем бешеного увеличения продаж в связи с поддержкой данной социальной инициативы. Но мы, отвечая за бренд, регулярно делаем якорные проекты. На рынке автоиндустрии есть высокая доля продаж у брендов, совсем недавно пришедших в Казахстан, и такие бренды, как наш, не имеет огромного количества инфоповодов, чтобы говорить о выходе новых моделей. Поэтому мы пошли тем путем, чтобы генерировать инфоповоды вне зависимости от глобальной штаб-квартиры. У нас есть проекты, благодаря которым мы находимся в информационном поле, то есть, гарантированный маркетинговый календарь. И, конечно же, для нас важна социальная сторона, как например как здесь, когда мы даем возможность играть в баскетбол детям абсолютно бесплатно на качественной площадке олимпийского уровня», — рассказал директор департамента маркертинга дистрибьюции автомобильного бренда в Казахстане Максим Ильченко.

Зарубежный опыт показывает, что команды могут быть интересны крупным компаниям в том числе с точки зрения социальных проектов. Главный специалист PR-отдела российского ФК «Зенит» Валерия Башук рассказала, что команда активно ведет корпоративную социальную деятельность, привлекая партнеров.

«Начинали мы с мелких историй — подарили сувениры детям, пригласили болельщиков с инвалидностью на матч, исполнили мечту ребенка. Однако, мы росли и увеличивался запрос нашей аудитории, которая видела всю мощь клуба, все ресурсы, которыми мы обладаем, и это не только финансовые, а скорее голос. Запрос аудитории был на развитие детско-юношеского спорта, занятия наследием клуба и не только помогать тем членам комьюнити, которые в этом нуждаются, но и вести просветительскую деятельность, воспитывать культуру благотворительности как таковой. В 2020 году у нас были реализованы крупные социальные акции, которые привели к нам первых партнеров. К 2025 году корпоративная социальная ответственность «Зенита» — это не только коммуникационный, но и бизнес-инструмент. 8 из 10 наших спонсоров имеют в контрактах строчку о том, что вместе с клубом они реализуют социальные и благотворительные проекты», — сказала Валерия Башук.

Директор по маркетингу испанского футбольного клуба «Барселона» и управляющий партнер в D2F Partners Гиллем Граэль рассказали, что успех не обязательно зависит от звездных игроков.

«Присутствие и качество и успех с Месси команды, собранной вокруг Месси — это скорее феномен, потому что Месси, очевидно, стал важной частью этого процесса, но он был не один, это очень важно. То есть, средний показатель у нас уже был на уровне 8 из 10, и когда появляется такой игрок, как Месси, вы поднимаетесь до 10 из 10. Позвольте мне привести другой пример, «Манчестер Юнайтед». У них нет Месси, нет такого сногсшибательного успеха, нет ничего сегодня, но из-за наследия, из-за успеха 20, 30, 40 лет назад, из-за важности клуба и престижности бренда, до сих пор «Манчестер Юнайтед» входит в Топ-3 как самый популярный и самый монетизируемый бренд», — сказал Гиллем Граэль.

Как мы видим, новый закон о запрете финансирования легионеров затрагивает немало других вопросов, побуждая реформировать как сами клубы с акцентом на бизнес, так и призвать частные компании расширить сферу своих интересов и посмотреть на спорт шире. Все самые важные изменения в казахстанском спорте только впереди и хочется надеяться, что они будут к лучшему. Политическая воля есть, теперь важно, чтобы хватило специалистов на преобразования.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Брачный аферист в Алматы обманул трех девушек и мужчину

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера 1XBET - ставки на спорт